Олеся Климова
Народная сказка как средство воспитания культуры поведения детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Народная сказка как средство воспитания
культуры поведения детей младшего дошкольного возраста
Принципы обучения и воспитания детей есть исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и воспитания, и обусловливают направленность развития личности. Они определяют позиции и установки, с которыми воспитанники подходят к организации процесса обучения и воспитания.
Темочки:
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Темочки
Знания детей младшего дошкольного возраста о культурном поведении формируются, прежде всего, посредством реализации принципа наглядности. Еще Я. Л. Коменский выдвинул «золотое правило» реализации в процессе обучения и воспитания детей принципа наглядности. Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах И. Г. Песталоцци. Он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. В педагогической системе К. Д. Ушинского использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка. В современную систему обучения и воспитания детей средствами принципа наглядности большой вклад внесли Ш. Амонашвили, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, И. Ильин, М. Шаталов, С. Т. Шацкий и др. [10; 34].
Наглядность, со слов Г. М. Коджаспировой, есть «принцип, согласно которому обучение и воспитание строится на «золотом правиле дидактики» (Я. А. Коменский) : «Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами». Наглядность предполагает не только непосредственное зрительное восприятие, но и восприятие через моторные и тактильные ощущения» [14, с. 268].
Особую роль наглядность играет в обучении и воспитании детей младшего дошкольного возраста, т. к. соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Различают следующие виды наглядности: естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы и пр.); объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); звуковая наглядность (грамзаписи, радио, компакт-диски, флеш-карты и пр.); символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); смешанная наглядность.
По мнению Г. М. Коджаспировой, «наглядность в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, ТСО, в том числе и мультимедийной аппаратуры, обогащается круг представлений детей, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубокому усвоению воспринимаемой информации» [14, с. 268].
Принцип наглядности может успешно применяться в процессе воспитания культуры поведения у младших дошкольников посредством чтения, рассказывания народных сказок.
Педагогика всегда отмечала высокое значение сказки в воспитательном и образовательном развитии личности ребенка дошкольного возраста : сказка представляет богатый материал для нравственного воспитания детей, формирования у них навыки культурного поведения (А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский и др.) [21; 34].
Значение народной сказки как средства развития нравственных и эмпатических проявлений у ребенка дошкольного возраста отмечают многие психологи и педагоги (Л. И. Ворошник, М. М. Рыбакова, О. С. Ушакова, С. М. Чемортан, А. Е. Шибицкая и др.). Так, в исследованиях М. М. Рыбакова отмечается, что сказка «позволять формировать и воспитывать нравственные чувства детей, дает им возможность выявлять мотивацию добрых поступков». Исследования отечественных психологов (А. Н. Леонтьев и др.) показали, что дети дошкольного возраста могут понимать моральные мотивы поступков и сочувствовать, сопереживать героям литературных произведений [19]. Многочисленные исследования (А. М. Виноградова, Н. С. Карпинская, О. Одинцова, Л. Островская и др.) показывают, что дети дошкольного возраста живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки. Так, по мнению О. Одинцовой, «художественные средства сказки наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании культуры поведения» [24, с. 39].
Как отмечает Г. П. Лаврентьева, специфика и одновременно сила образов народных сказок в том, что они обращены не только к разуму, но и к чувствам детей : «они вызывают гнев, ненависть к злу, или, напротив, сострадание, доброту, сочувствие» [18, с. 56].
В дошкольном возрасте ребенок живет чувствам, с помощью их воспринимает и понимает окружающий мир. Вот почему художественное слово в народной сказке является эффективным средством обогащения нравственных чувств дошкольника. Сопереживание и содействие героям сказок в воображаемых условиях позволяет ребенку старшего дошкольного возраста активно пережить событие и поступки, хотя ребенка сам непосредственно участия в этих событиях и не принимал. Следовательно, способы преподнесения сказок детям младшего дошкольного возраста рассчитаны на то, чтобы раскрыть переживания, которые испытывают литературные персонажи сказки в той или иной ситуации, последствия их поступков для других и связанные с ними эмпатические проявления в поведении самих слушающих.
Педагоги прошлого также обосновывали большую роль народных сказок в воспитании детей. Так, К. Д. Ушинский отмечал значение сказки для «психологического воздействия на ребенка» [34, с. 176]. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты; она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем» [31, с. 35]. По мнению В. А. Сухомлинского, сказка – «благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине» [31, с. 35]. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты.
Основоположник российский этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим.
По мнению Р. С. Буре, посредством знакомства с сказками «в детях пробуждаются чувства переживания за героя, сочувствие ему и желание следовать примеру положительного героя, идентифицируя себя с его образом» [13, с. 81].
Со слов Б. Б. Эльконина, «совместное обсуждение нравственной стороны поведения литературных персонажей сказки заставляет детей задуматься над моральным смыслом собственных поступков и оценивать их соответствующим образом» [37, с. 114].
Как отмечают психологи (А. А. Бодалев, Л. С. Рубинштейн, Е. О. Смирнова и др., образность сказки облегчает восприятие детей дошкольного возраста, не способных еще к абстрактному мышлению [4; 28; 30]. Так, по мнению Е. О. Смирновой, «в герое сказки обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа : отвага, трудолюбие, смелость, сочувствие, сострадание, сорадость и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях сказки также благодаря разнообразным художественным средствам» [30, с. 24].
Т. С. Комарова замечает: «О роли сказки в развитии личности ребенка дошкольного возраста говорится немало. Ее значение в формировании воображения, речи, мышления, памяти, наблюдательности, даже характера дошкольника, – весьма велико. Исследователи сказок, педагоги и психологи утверждают, что сказка дает возможность «примерить» на себя роль сказочника, причем не только как рассказчика, но и автора собственной сказки. От этого сказка сама по себе уже становится для детей первой ступенью в мир речевого творчества» [16, с. 202].
Сказка посредством сопоставления в ней категорий «добра» и «зла» позволяет воспитывать у дошкольников эмпатические проявления: сопереживание, сострадание, сорадость, сочувствие.
А. С. Макаренко замечал, что сказка – «животворный источник детского мышления, благородных чувств и переживаний. Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка дошкольного возраста под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, который пробуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств – живой реальностью мышления. Под влияние чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка – невозможно представить детского мышления» [21, с. 302].
К. Д. Ушинский отмечает, что «в сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного – к абстрактному. Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических и нравственных чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок дошкольного возраста познает мир не только умом, но и сердцем» [34, с. 156].
Итак, анализ литературных источников показал огромное значение реализации принципа наглядности и народной сказки в процессе воспитания культуры поведения у ребенка младшего дошкольного возраста. Посредством сказки ребенок наиболее успешно воспитывает свои эмпатические проявления в поведении. Сказка позволять воспитывать нравственное поведение дошкольников, которые начинают осознавать моральные поступки и поведение в реальной жизни через восприятие героев сказки, вырабатывать собственное видение поведения в обществе, воспитывать у себя такие значимые чувства, как сочувствие, отзывчивость, сострадание, сопереживание, сорадость средствами наглядности.