Приложение МААМ

Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры

Надежда Корнева
Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить педагогов с русскими национальными тряпичными куклами, их особенностями и технологией изготовления.

Задачи:

1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями, назначении кукол на Руси;

2. Воспитание бережного отношения к русской культуре, интереса к народному творчеству.

Кукла тряпичная – прошлого след,

Мир, доброта и отрада,

Бабушки милой из детства привет

Встречи с тобой я так рада.

Публикация «Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» размещена в разделах

В последнее время в нашу жизнь возвращаются многие традиции и обычаи русского народа. Интересоваться историей своего народа стало считаться хорошим тоном. Появляется мастер-классы, видеоуроки по изготовлению различных кукол, в том числе и народных кукол - мотанок.

Моё первое знакомство с народной куклой произошло когда я училась в Мезенском педагогическом колледже. Там нам рассказали о существовании народной куклы, и предложили сделать её своими руками. Выбранная тема показалась мне интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Ведь именно куклы могут рассказать о жизни наших предков, их культуре и традициях. Думаю, что тема «Русская народная игрушка» очень важна, потому что каждый человек должен знать культуру и традиции своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисман. Куклы сопровождали человека всю жизнь. Появляясь на свет, первое, что видел в своей люльке новорожденный ребенок, - это куклу-закрутку, которую к его рождению делала мать. Кукла «Пеленашка» находилась в люльке до крещения ребенка (при крещении младенец приобретал статус человека, а потом ее хранили в семье вместе с крестильной рубашкой. Люди верили, что эта кукла оберегает сон и спокойствие ребенка. После крещения ребенка над его кроваткой подвешивали куклу «Куватку», которая отгоняла от него злую силу. А уж не дай бог заболеет ребенок, принималась мать мастерить куклу "Сударушку", Взрослые над изголовьем своей кровати вешали куклу «Берегиню сна», набитую разными полезными травами (шалфеем, мятой, мелиссой). Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны. Куклу "Любаву" с тесемочками располагали над входом. Завязанные на тесемках узелочки- обереги не давали проникнуть в жилище темным силам. «Зернушка» — кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы - мешочек, наполненный зерном. В южных губерниях России существовала кукла — оберег жилища, называемая "День и Ночь" (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань — ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день, а вечером - темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь». «Кукла — веник» изготавливалась, как правило, из трав, соломы, лыка. Одежда куклы состояла из сарафанчика и платочка. Эта кукла помогала хозяйке "вымести сор из избы".

Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Оберег – это амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, болезней, несчастий, злых духов. Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Они служили оберегами жилища, детей, сна, хозяйства и в тоже время были самыми распространенными детскими игрушками. Кукол - берегинь почитали и никогда не выбрасывали. Их хранили в специальных корзинках и ставили в избе в красный угол. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Традиционные куклы у славян имели свои характеристики. Чаще всего у них отсутствовали черты лица. Обычно куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может поселиться нечистая сила. Изображение лица в кукле долгое время было в крестьянской среде под запретом. Некоторые традиционные куклы переходили по наследству и хранились всю жизнь. При изготовлении куклы не использовали режущие и колющие предметы. И чаще всего она была женского рода. Игрушке не давали имени, только название. Ножницы для этой цели не использовали, поскольку острое лезвие могло лишить изделие целостности. По той же причине отказывались от иголок. Все детали привязывали нитками или закрепляли узелками. Казалось бы, такая ненадежная конструкция распадется после первой игры. Но куклы существовали на протяжении десятков лет. Многие семьи имели родовые фигурки, которые передавали от старшего поколения младшему.

В куклы дети играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, их делают на фабрике, такие игрушки не несут тепла души их создателей. Поэтому я считаю, что в 21 веке вновь должны видеть игрушки, изготовленные своими руками, а не только машинами.

Для изготовления кукол использовали солому, бересту, дерево, мочало, камыш, сучки и ветки деревьев, лоскутки и нитки. Сначала делали самых простых – из 2-3 лоскутков, без ножниц и иголок. Ткань для кукол рвалась руками для того, чтобы отогнать все плохое при начале изготовления куклы. Нити также обрывали руками или перекусывали зубами. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы.

В кукольных играх девочки учились шить, вышивать, прясть. Кукол никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе. Их берегли. Кукле не давали имени, только название.

Славяне часто использовали символ креста, ассоциируя его с четырьмя сторонами света, четырьмя стихиями. Такой крестик оберегает своего хозяина от злых сил. Почти все славянские куклы имеют такой крестик. Часто, его прячут под одеждой куклы.

По типу изготовления славянских кукол можно разделить: столбушки, крестушки, куклы на палочке, узелковые, пеленашки, закрутки, набивные куклы-мешочек, стригушки.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы : игровые, обережные (или куклы берегини) и обрядовые.

Игровые куклы: зайчик на пальчик, девка-баба, малышок - голышок и т. д

Обережные: северная берегиня,колокольчик, неразлучники, кубышка _травница и т. д.

Обрядовые: десятиручка, коляда, масленица, рябинка, московская (седьмая я) и т. д.

Самодельная игрушка побуждает малыша к действиям – у ребёнка возникает желание играть с ней. Причём хочется делать это самому! А изготовление чего – либо своими руками, в свою очередь, позволяет ощутить радость, что он сделал сам. Дети активно могут использовать их в разных видах деятельности – в подвижных, сюжетных, театрализованной и изобразительной деятельности.

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера. Народ, передающий всё самое ценное из поколения в поколение,- это народ будущего.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Приобщаем детей к истокам национальной культурыПриобщаем детей к истокам национальной культуры Дошкольное детство является наиболее благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для интегрированного усвоения.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Мини-музей «Народная игрушка» для детей старшего дошкольного возрастаМини-музей «Народная игрушка» для детей старшего дошкольного возраста Мини-музей «Народная игрушка» для детей старшего дошкольного возраста. «Человек,не знающий своего прошлого,не знает ничего (народная мудрость).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры
Опубликовано: 28 сентября 2024 в 21:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Корнева (УИ 1632609) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД