Лучший педагог года

Конспект для подготовительной группы «Деревянная игрушка»

Ульяна Молдованова
Конспект для подготовительной группы «Деревянная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы

НАРОДНАЯ ИГРУШКА – ДЕРЕВЯННАЯ ИГРУШКА

Программные педагогические задачи: расширять и закреплять представления о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева; обогащать словарный запас; побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.

Планируемые результаты: проявляет активность для расширения представлений о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева; пользуется знакомыми и новыми словами в диалогической речи.

Публикация «Конспект для подготовительной группы „Деревянная игрушка“» размещена в разделах

Словарная работа: семеновская игрушка, богородская игрушка, деревянная, резьба, потешный промысел.

Материал: народные игрушки из различных материалов – глины, дерева, тряпочек, соломы, иллюстрации игрушек.

Содержание деятельности

Бабушка Арина приветствует гостей.

– Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Садитесь поудобнее, начнем разговор. Поговорить я с вами хочу сегодня о добре. Кто объяснит, что такое добро?

В ходе беседы делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, – это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.

– Да, дети, это самое бесценное добро. Вот видите, у меня в горнице сундук стоит. Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!». Вот я и берегу! Старенький сундук, уж 200 лет ему, а может, и больше.

– Как вы думаете, детки, что в нем? (Предположения детей.)

– А хотите заглянуть?

Бабушка Арина и несколько детей вместе открывают сундук.

– Ой, да здесь матрешки, да какие красивые! Для чего этих матрешек сделали? Чтобы деткам играть, развлекаться, ума набираться.

– Почему на Руси мастерили игрушку из дерева?

– Какое дерево для этого выбирали? (Липу.)

– В Подмосковье есть город Сергиев Посад. Вот там и смастерили первую матрешку. Мастер по фамилии Звездочкин сделал из дерева разбирающуюся куклу – получилась розовощекая девочка, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде, в платке с цветами. Правой рукой она прижимала черного петуха. Назвали ее Матрешкой. В этом же городе есть старинный музей игрушки. Этому музею почти сто лет. В нем хранятся игрушки со всего мира, в том числе одна из первых матрешек.

Демонстрируются образцы деревянной игрушки, выполненной в характерной для Сергиева Посада манере («барыня», «гусар» из трехгранной чурки).

Игрушку Сергиева Посада легко узнать. Мастера-резчики вырезали фигурки людей из деревянных чурок. Затем другие мастера – «красилы» – покрывали игрушки разноцветными красками. Так появились на свет бравые гусары с подзорными трубами и саблями, важные дамы в огромных шляпах и с зонтиками… Создавая своих героев, мастера слегка над ними подшучивали, придавая им забавный вид. Это привлекало народ. О таких игрушках слагали озорные частушки. Особенно доставалось барыням за их чопорный вид и причудливые наряды:

Барыни-сударыни,

Шляпы трехэтажные,

Вас кататься не берем,

Очень уж вы важные.

– Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев – всё мило сердцу русского человека. А как красивы русские сказки!

– Какие сказки вы знаете? (Ответы детей.)

– Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, не для музеев и выставок, а для своей семьи, детей. Так появились русские народные промыслы.

Раздает детям матрешки для рассматривания.

– Из чего мастер их вырезал?

– Но ведь дерево светлое, а матрешки цветные, яркие! Как это получилось?

– Давайте рассмотрим. Матрешка считается символом России. Где только не делают матрешек! И в каждой области – свой почерк, свой рисунок у этой игрушки.

Дерево издавна было любимым материалом народных умельцев. Из дерева в старину делали не только игрушки, но и предметы быта. Некоторые из них есть в нашей избе. Назовите, какие вы знаете. (Скамейки, столы, посуда, люльки для детей, шкатулки.) Душа русского человека любит красоту. Всё вокруг стремился украсить русский умелец.

– Почему в росписи игрушек так любили использовать круги? (Круг олицетворяет собой солнце.)

– Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой?

– Почему вы так решили?

– Конечно, добрый, и его доброта поселилась в каждой матрешке. Поэтому матрешку любят и взрослые, и дети. Очень много прекрасных вещей создавали русские мастера. О них так и говорили – «народные игрушки». Их и вещами-то назвать нельзя. Это настоящие произведения искусства!

– Какое настроение создают все эти игрушки? Радостное, веселое. Давайте и мы повеселимся.

Звучит русская плясовая музыка. Дети танцуют.

– После такого веселья опять в сундучок заглянуть надо. А вдруг там еще какая-нибудь игрушка осталась?

Достает богородские игрушки.

Игрушки тоже деревянные, но не похожи на семеновские.

– Здесь же, в Подмосковье, рядом с Сергиевым Посадом, расположилось село Богородское. Богородская игрушка совершенно не похожа на сергиевскую.

При помощи наводящих вопросов педагог помогает детям самим увидеть особенности богородского стиля: игрушка сделана из дерева, не окрашена, покрыта тонкой резьбой.

– У богородских мастеров свой любимый герой – или скучающий щеголь, или ленивый толстопузый барин, не «барыня-сударыня, шляпа трехэтажная», а простой крестьянин-труженик. Тяжело работать на земле. Земля кормит человека, но кормит не даром. Семь потов прольет крестьянин, пока поле вспашет да хлеб на нем вырастит. Но любой, даже самый тяжелый труд красив, если человек делает его умело.

Педагог показывает детям игрушку, изображающую пахаря.

– Посмотрите, как легко и плавно ведет пахарь соху, как послушна ему лошадь, и как нам радостно видеть этот труд.

Игрушку «Пахарь» можно заменить любой другой, подходящей по сюжету: «Дровосек», «Кузнецы», «Сеятель» и т. п. Важно, чтобы сохранилась возможность поговорить с детьми о том, что человек, занятый полезным трудом, достоин уважения, не случайно его образ стал одним из любимых в богородской игрушке.

– Другой любимый герой богородских мастеров игрушки – лесной хозяин Михаил Потапович. Его изображали очень часто. Посмотрите-ка на игрушку «Мужик и медведь». Видите, мужик с медведем сражается? Как вы думаете, кто победит?

– Да, ребята, наверное, все-таки мужик. Ростом он вровень с медведем, значит, силы равны, к тому же крестьянин вооружен! Надо косолапому, пока не поздно, убираться восвояси в глухую лесную чащу.

– А эта игрушка более мирная – мужик с медведем уже не ссорятся, вместе дружно работают.

– Живет в моем сундуке с игрушками и смешной медведь-плясун. Хотите посмотреть, как он танцует? Только, ребята, медведь – зверь ленивый, не так-то просто его уговорить поплясать. Давайте-ка мы его хорошенько попросим: «Мишенька, попляши!».

Благодаря особенностям детского восприятия мира «оживить» медведя нетрудно, и это, как правило, ребятам доставляет большое удовольствие. Такое яркое, эмоционально переживаемое впечатление медведь-плясун производит за счет особого механизма, приводящего игрушки в движение. Способность двигаться – одна из особенностей изделий, созданных богородскими мастерами.

– А как вы думаете, ребята: у каждого мастера игрушка получалась радостной, доброй? (Рассуждения детей.)

Педагог вместе с детьми делает вывод: только заботливый, радостный, приветливый человек может сделать игрушку доброй.

Публикации по теме:

Конспект занятия по изодеятельности «Народная игрушка — русский сувенир матрёшка» с детьми подготовительной к школе группы Цель:расширение представлений детей о разнообразии народной игрушки, разных видах росписей матрёшек. Задачи:1. Создать условия для сравнения.

Конспект беседы «Моя любимая игрушка» в подготовительной группеКонспект беседы «Моя любимая игрушка» в подготовительной группе Беседа «Моя любимая игрушка» В подготовительной группе Цель: Составление рассказа-описания «Моя любимая игрушка». Задачи: - продолжать учить.

Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Промыслы Подмосковья. Бабенская игрушка»Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Промыслы Подмосковья. Бабенская игрушка» Цель:формирование представлений о народном промысле Подмосковья – «бабенской игрушке»;Задачи:- познакомить детей с изделиями русских народных.

Конспект НОД по рисованию «Моя любимая игрушка» в подготовительной группеКонспект НОД по рисованию «Моя любимая игрушка» в подготовительной группе Задачи: знакомить детей с игрушками и их историей, закрепить знания об игрушках. Развивать воображение, память, внимание, аккуратность.

Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка»Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка» Задачи: Образовательные: -Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством -Продолжать знакомить детей с историей возникновения.

Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Спички — не игрушка»Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Спички — не игрушка» Программные задачи: - продолжать разъяснять запрет на игру со спичками, причины возникновения пожара, уточнить знания детей о том, что.

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Игрушка из помпонов»Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Игрушка из помпонов» Недавно мы с ребятами решили своими руками изготовить игрушки из помпонов и подарить их малышам и вот что из этого получилось Цель: продолжать.

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка»Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Автор: Ершова А. И. воспитатель дошкольного отделения №5 ГБОУ.

Мастер-класс с детьми подготовительной группы «Новогодняя игрушка»Мастер-класс с детьми подготовительной группы «Новогодняя игрушка» Здравствуйте, уважаемые коллеги! В голове давно сидела идея о том, как бы сделать заготовки из алебастра с детьми на Новый год. Алебастр.

Сценарная карточка дня: «Новогодняя игрушка» для подготовительной к школе группы Автор: Кожанова Е. М. Подготовительная к школе группа Сценарная карточка дня Дата__15.12.17___ Тема модуля: «Новогодняя палитра».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект для подготовительной группы «Деревянная игрушка»
Опубликовано: 24 сентября 2020 в 07:50
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект для подготовительной группы «Деревянная игрушка»» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Молдованова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД