Татьяна Локалова
Направления воспитательной работы в программе воспитания
▼ Скачать
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МДОУ № 2 «Солнышко» ЯМР на 2021-2023 учебный год.
Цели программы воспитания :
Личностное развитие воспитанников проявляющееся :
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
Публикация «Направления воспитательной работы в программе воспитания» размещена в разделах
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Задачи программы воспитания :
-развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями;
-формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
-развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
-организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
-воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
-объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого -педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
1. Модуль «Педагогический работник»
Осуществляя работу с группой, педагогический работник (воспитатель) организует работу с коллективом детской группы; индивидуальную работу с воспитанниками вверенной ему группы; работу со специалистами детского сада в данной группе; работу с родителями с воспитанниками или их законными представителями.
Работа с воспитанниками :
• инициирование и поддержка участия группы в общих детсадовских делах, оказание необходимой помощи воспитанникам в их участии и анализе;
• организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося, совместных дел с обучающимися вверенной ему группы (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой направленности, позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с воспитанниками группы, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
• проведение свободного общения для плодотворного и доверительного отношения педагогического работника с воспитанниками, основанных на принципах уважительного отношения к личности, поддержки активной позиции каждого воспитанника в беседе, предоставления воспитаннику возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
• сплочение детского коллектива группы через игры на сплочение и командообразование, походы и экскурсии, организуемые воспитателем, инструктором по физической культуре и родителями; празднования в группе дней рождения воспитанников, включающие в себя подготовленные детьми поздравления, сюрпризы, творческие подарки, дающие каждому воспитаннику возможность рефлексии собственного участия в жизни группы.
• выработка совместно с воспитанниками правил группы, помогающих им освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в детском саду, общественных местах.
Индивидуальная работа с воспитанниками :
• изучение особенностей личностного развития воспитанников группы через наблюдение за поведением воспитанников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед педагогов группы с родителями воспитанников, специалистами ДОУ;
• поддержка воспитанника в решении важных для него проблем (налаживание взаимоотношений со сверстниками, освоении Программы, когда каждая проблема трансформируется педагогическим работником в задачу, которую они совместно стараются решить (привлекая родителей или специалистов ДОУ);
• индивидуальная работа с воспитанниками группы, направленная на заполнение личных портфолио, ведение индивидуальных маршрутов развития для детей с ОВЗ, в которых фиксируются образовательные, творческие, спортивные, личностные достижения (в начале каждого года планируются, а в конце года – анализируются успехи и достижения; в середине года осуществляется коррекция индивидуального образовательного маршрута развития для детей с ОВЗ);
• коррекция поведения воспитанника через индивидуальные беседы с ним, его родителями или законными представителями, со сверстниками; через игры, проблемные ситуации.
Работа со специалистами ДОУ в группе:
• регулярные консультации педагогов группы со специалистами ДОУ, направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между воспитанниками;
• проведение мини-совещаний, направленных на решение конкретных проблем группы и интеграцию воспитательных влияний на дошкольников;
• привлечение специалистов ДОУ к участию в делах группы, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих воспитанников, увидев их в иной, отличной от образовательной, обстановке;
• привлечение специалистов ДОУ к участию в родительских собраниях группы для объединения усилий в деле обучения и воспитания дошкольников.
Работа с родителями (законными представителями) воспитанников :
• регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их ребенка, о жизни группы в целом;
• помощь родителям воспитанников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией детского сада и специалистами ДОУ;
• организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания дошкольников;
• создание и организация работы родительских комитетов группы, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
• привлечение членов семей воспитанников к организации и проведению дел группы (участие в совместных образовательных проектах и мероприятиях, сбор информации по различной тематике и др.)
• организация семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и детского сада.
Модуль 2. «Образовательная деятельность»
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала непосредственно организованной образовательной деятельности.
Образовательная деятельность строится с учетом современных требований к организации образовательного процесса:
- организация НОД без принуждения, ненасильственные формы организации;
- присутствие субъектных отношений педагога и детей (сотрудничество, партнерство);
- игровая цель или другая интересная детям;
- предоставление детям возможности выбора материалов, оборудования, деятельности;
- гибкая структура ОД;
- обучение в зоне ближайшего развития ребенка;
- поощрение самостоятельности, инициативы детей.
НОД организуется по пяти образовательным областями включает в себя все виды детской деятельности:
- физическое развитие: двигательная;
- социально-коммуникативное развитие: игровая, трудовая, коммуникативная;
- познавательное развитие: познавательно-исследовательская;
-речевое развитие: коммуникативная, восприятие художественной литературы;
- художественно-эстетическое развитие: рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыкальная.
Все формы и методы работы способствуют достижению целевых ориентиров и развитию индивидуальных личностных качеств воспитанников в соответствии с возрастными нормами:
установление доверительных отношений между педагогическим работником и его воспитанниками, способствующих позитивному восприятию дошкольниками требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на НОД информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение воспитанниками соблюдать на НОД общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками, принципы групповой дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания воспитанников к ценностному аспекту изучаемых на НОД явлений, организация их работы с получаемой на НОД информацией с последующим ее обсуждением, высказывания дошкольниками своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания НОД через демонстрацию воспитанникам примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в группе;
применение на НОД интерактивных форм работы с воспитанниками : интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию дошкольников;
полученные на НОД знания применяются в групповой работе, работе в парах, которые дают возможность воспитанникам приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
включение в НОД игровых мотиваций, которые помогают поддержать интерес воспитанников к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений со сверстниками, помогают установлению доброжелательной атмосферы вовремя НОД;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности воспитанников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст им возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Модуль 3. «Развивающая предметно-пространственная среда»
Воспитательный процесс в ДОУ организуется в развивающей среде. РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда в ДОУ не только развивающая, но и развивающаяся.
РППС обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности, в том числе с учетом специфики информационной социализации детей и правил безопасного пользования Интернетом: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья.
РППС насыщенная, пригодна для совместной деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности детей, отвечающая потребностям детского возраста. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон (уголков, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества и др.) Все предметы доступны детям.
РППС педагоги создают для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием.
При проектировании РППС учитывается целостность образовательного процесса в ДОУ, в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.
Модуль 4. «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями воспитанников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и детского сада в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями воспитанников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
-наблюдательский совет детского сада, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их воспитанников;
-совместные мероприятия, предоставляющие родителям, педагогическим работникам и обучающимся площадку для совместного проведения досуга и общения;
-дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать группу детского сада для получения представления о ходе воспитательно-образовательного процесса;
-групповые родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей воспитанников, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
-общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания воспитанников;
На индивидуальном уровне:
-работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
-участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного воспитанника;
-помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общих и групповых мероприятий воспитательной направленности;
-индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей
Модуль 5. «Творческие конкурсы»
Творческие конкурсы позволяют провести воспитательную работу с дошкольником сразу по нескольким направлениям : социально-коммуникативное развитие, умственное и эстетическое воспитание, вовлечение родителей в процесс воспитания.
Творческие конкурсы способствуют художественно–эстетическому развитию ребенка, которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Творческие конкурсы стимулируют у воспитанников развитие : сенсорных способностей; чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.
Творческое конкурсы – не просто мероприятие в стенах детского сада, это продолжение и расширение образовательного процесса, где развитие получают все участники процесса: ребенок, родитель и педагог. Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели, реализуя общие задачи. Родитель учится быть терпеливым и вдумчивым.
Воспитанник получает первый социальный опыт участия в конкурсном движении, а родитель учится относиться к соревнованиям серьезно, знакомясь с положениями, условиями и системой оценки.
Творческие конкурсы создают условия для приобретения социального опыта участия ребенка в конкурсном движении и формирование у родителей педагогической культуры по подготовке и поддержке своего ребенка в участии в конкурсах.
ДОУ проводит творческие конкурсы в различных формах, например, выставки, фестивали, смотры-конкурсы. Конкретная форма проведения творческого конкурса определяется годовым планом работы образовательной организации.
Модуль 6. «Экскурсии, пешие прогулки»
Экскурсии, пешие прогулки помогают дошкольнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внезапных ситуациях. На экскурсиях, пеших прогулках создаются благоприятные условия для воспитания у дошкольников самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм:
регулярные пешие прогулки, экскурсии, организуемые воспитателями, походы в музей, детскую библиотеку, дом культуры, в парк, на природу (проводятся как интерактивные занятия с наблюдениями за объектами живой или неживой природы, дидактическими и подвижными играми, художественной литературой, вопросами познавательного характера).
Модуль 7. «Физкультурные мероприятия»
Формирование двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно-волевых черт его характера. Задачи физического воспитания решаются в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, трудового и эстетического воспитанием. Необходимо, чтобы занятия физической культурой доставляли воспитанникам радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности. Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов.
Методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность воспитанников в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей. Такая работа с дошкольниками ценна и тем, что создает условия для эмоционально-психологического благополучия, воспитания характера, воли, нравственности.
В ДОУ организуются следующие физкультурные мероприятия согласно годовому плану образовательной работы организации :
- физкультурные занятия;
- музыкально-ритмическая гимнастика;
- физкультурные праздники и развлечения;
- дни и недели здоровья;
- подвижные и народные игры;
- спортивные соревнования и аттракционы.
Модуль8. «Эколята-Дошколята»
Суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе реб нка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения.
Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования воспитанников ДОУ как части патриотического воспитания реб нка, является всероссийский природоохранный социально-образовательный проект «Эколята-Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.
Цель Проекта: формирование у реб нка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, е животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у реб нка культуры природолюбия.
Задачи Проекта:
-дать реб нку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
-способствовать развитию понимания реб нком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
-помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
-расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
-помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
-разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
-способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в ДОУ с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно- методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе. С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у реб нка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы.
Формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта «Эколята-Дошколята» : чтение; беседа; наблюдение; обсуждение; прослушивание тематических сказок и рассказов; задание; игра; просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи; прослушивание радиопередачи; викторина; конкурс; тематическое оформление помещения; встреча; утренник; прогулка; работа на природе; проведение опыта; экскурсия; тематическое мероприятие.
Прогнозируемые результаты :
-формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
-повышение общей культуры реб нка;
-формирование у реб нка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
-развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
-расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.