Елена Саликина
Направления методической работы в системе работы по проблеме экологического образования
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические кадры - это главное условие успеха деятельности ДОУ. Качество воспитания и образования напрямую зависит от уровня сформированности профессиональных умений педагогов, от его личностных качеств, характера, уровня социальной и общей культуры и т. д. К личности педагога во все времена общество предъявляло самые высокие требования. К. Д. Ушинский писал: «Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания».
Основными направлениями методической работы с кадрами в ДОУ являются:
• информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе и последних достижениях науки и практики;
• обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации;
• аттестация педагогов;
• рациональная организация самообразования;
• выявление, изучение, обобщение, внедрение и распространение прогрессивного педагогического опыта;
• подготовка методического обеспечения для образовательного процесса.
Методическая работа в ДОУ как одна из функций управления направлена
на повышение качества работы с детьми, а, следовательно, на обучение и
развитие педагога, формирование конкретных педагогических умений.
Общие педагогические умения:
-оценка уровня воспитанности, усвоения образовательных программ;
-целеобразование - на основе уровня развития детей и программ их обучения построение иерархии целей и задач обучения;
-подбор приемов работы с детьми в строгом соответствии с поставленной задачей;
-реализация методов и приемов работы с детьми;
-определение уровня освоения программы (эффективность проведенной
работы).
Кроме того, развитие педагогов, повышение их квалификации тесно
связано с задачами функционирования и развития ДОУ.
Одним из важнейших направлений в работе старшего воспитателя является информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе и последних достижениях науки и практики. Именно раздал современной дошкольной педагогики – экологическое образование детей является одним из актуальных на сегодняшний день, ведь мы постоянно встречаемся с тем, что исчезает естественная природная красота. Все острее и острее поднимаются вопросы, связанные с угрожающей экологической обстановкой. А экологический кризис в первую очередь связан со снижением уровня нравственности, ценностных отношений человека по отношению к природному окружению. Решить проблемы, связанные с неблагоприятной экологической обстановкой, можно только через повышение уровня нравственности, воспитание осознанного гуманного отношения к окружающей природной среде. Наша главная задача по экологическому образованию – воспитание элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью (собственному и окружающих, следование экологическим правилам доступным детям.
Помимо информирования педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе и последних достижений науки и практики, проводится обучение и развитие педагогических кадров ДОУ, повышение их квалификации, выявление, изучение, обобщение и распространение инновационного опыта педагогов. Повышение квалификации педагогов в наибольшей степени, чем другие направления, способствует развитию педагогического коллектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов в деятельности, помогает выработке ценностных ориентиров, а так же имеет огромное значение для развития каждого отдельного педагога:
- для его профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождением между достигнутым уровнем и новыми требованиями к педагогическому процессу;
- для самореализации, удовлетворения в профессиональной деятельности;
- для достижения профессионального статуса и признания в коллективе.
В ДОУ ведется учет повышения квалификации педагогических работников, составляется перспективный план повышения квалификации.
Сложившаяся система получения образования и повышения квалификации включает в себя следующие источники:
- обучение в высших и средних учебных заведениях;
- обучение на курсах повышения квалификации;
- получение необходимых знаний и информации путем самостоятельного изучения специальной литературы;
- получение информации при участии в методической литературе.
В рамках повышения квалификации педагогов стараемся повышать ее в условиях дошкольного образовательного учреждения при проведении консультаций, как подгрупповых, так и индивидуальных. Например, «Организация уголка природы в группах», «Экологическая культура педагога», при проведении семинаров, например, «ДОУ и родители в воспитании экологической культуры личностей дошкольников». При проведении педагогических советов «Экологическое образование дошкольников».
Одной из форм повышения качества знаний педагога является самообразование. Каждый педагог в ДОУ имеет индивидуальный план самообразования, в котором указана тема, над который данный педагог работает в течение года, основные вопросы и литература для изучения. Вариант плана самообразования см. в приложении.
Одним из направлений методической работы является выявление, изучение и внедрение передового педагогического опыта.
Передовой педагогический опыт – это творческие находки педагога, новаторство, открытие нового, результативная образцовая работа педагога, это опыт, основанный на использовании еще не вошедших в практику методов и приемов, т. е. опытно-экпериментальная работа.
В нашем дошкольном образовательном учреждении мы постоянно подготавливаем методическое обеспечение для осуществления образовательного процесса, приобретаем различный наглядный демонстрационный материал, методическую литературу и т. д. Например, в рамках реализации парциальной программы «Юный эколог» имеются методические рекомендации: С. Н. Николаева. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», «Экологическое воспитание младших дошкольников», «Игры в экологическом воспитании дошкольников», «Методика экологического воспитания в детском саду», «Как приобщать ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях» и т. д.