Дмитриева Ирина
Дидактическое наглядное пособие «В гости к нам пришли Матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Наглядное пособие «В гости к нам пришли Матрешки»
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина»
(В. А. Сухомлинский)
Аннотация
Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к природе.
Публикация «Дидактическое наглядное пособие „В гости к нам пришли Матрешки“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2024
Представленное пособие «В гости к нам пришли Матрешки» изго-товлено своими руками. Данное пособие универсально, многофункцио-нально в применении, мобильно к размещению в групповом пространстве, доступно в изготовлении и имеет общеразвивающий и коррекционный эффект, что соответствует ФГОС ДО.
Описание пособия
Пособие ориентировано на детей раннего возраста. Состоит из че-тырех матрешек, величиной 25 см и дерева времена года. Матрешки мягкие и безопасны в использовании.
Каждая матрешка имеет вес 200 гр, не имеет острых углов, при визуальном осмотре и попытке механического воздействия на пособие, т. е. при попытке его сломать – пособие остается целым. Что свидетельствует о том, что оно безопасно и прочно.
Предназначение пособия
Развивающее наглядное пособие «В гости к нам пришли Матреш-ки» направлено на сенсорное развитие малыша, а так же способно охватывать почти все сферы жизнедеятельности ребенка, закрепить у дошкольников знания о временах года, их последовательности, изменениях в природе, выраженных в окраске растительного и животного мира, явлениях неживой природы; обогащать и активизировать словарь детей; развивать речь, наблюдательность, внимание; воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру. Поможет ребятам быстрее выучить и запомнить названия времен года, деление года на четыре времени.
В ходе развивающего занятия малыши познакомятся с характерными признаками времен года.
Опираясь на картинки, дети могут рассказать о сезонных изменениях в природе, и необходимости учитывать их в повседневной жизни.
В игровой форме малыши смогут научиться соотносить каждое время года с определенным цветом. Начнут строить распространенные предложения.
Такие темы, как «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» – с помощью игры можно раскрывать, опираясь на их последовательность и циклич-ность.
В ходе игры с матрешками развивается память, внимание, воображение, ассоциативное мышление, речь малышей.
В перспективе, по мере взросления детей при переходе их в другую возрастную группу пособие можно использовать для развития навыков счета, для развития пространственного восприятия или по линии художественно-эстетического развития (украсим росписью сарафан матрешки, или как сопровождение к разучиваю песен в русской народной импровизации) и т. д.
Наглядный материал размещается на видном месте. Таким образом, что ребенок часто встречает его глазами в течение дня. Он невольно прокручивает в памяти названия времен года.
Рис. 1
Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года познакомить.
Начинать лучше с изучения контрастных сезонов – лета и зимы.
Обязательно рассказываются приметы, что происходит в конкрет-ное время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.
Необходимо также обсуждать и само понятие «времена года», что такое год. Дети часто путают «время года», «время суток», «неделя», «месяц» и просто «время», сразу необходимо разграничить эти понятия.
Нужно рассказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев, и на каждое время года приходится по 3 месяца.
Наглядное пособие прекрасно подходит для индивидуальной, под-групповой и фронтальной работы с дошкольниками.
Описание-представление практики работы с пособием
К концу раннего возраста у детей складываются элементарные представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет, формируется способность соотносить, сравнивать их. И здесь на помощь педагогу приходит это пособие.
Для усвоения материала и более интересного проведения развивающего занятия на тему «Времена года», можно использовать загадки и стихи:
Жил на свете старый дед,
Звали деда Годом,
На земле он много лет
Правил небосводом.
Утром солнышко будил,
Дочерей своих растил,
И в добре, и в мире
Было их четыре.
Жили дружною семьёй,
Старших уважали,
Друг за другом чередой,
По земле гуляли.
Можно выполнять множество заданий, используя данное наглядное пособие, например:
1. Внимательно послушать загадку и показать соответствую-щую Матрешку (воспитатель читает загадки, стихи о временах года);
2. Последовательно расположить Матрешек - зи-ма, весна, лето, осень;
3. Назвать приметы каждого времени года;
4. Рассказать о своем любимом времени года;
5. Предложить детям нарисовать картинку "Мое любимое время года";
6. Найди матрешку синего цвета и подойди к ней;
7. Построй для матрешки желтого цвета домик из больших кубиков, а для матрешки зеленого цвета из маленьких;
8. Возьми платочек зеленого цвета. Найди матрешку такого же цвета и отнеси ей платочек или наряди матрешку в такой же бантик;
9. Угадай, какой матрешки не стало;
10. Угадай, что в мешочке у матрешки - упражнение направлено на развитие тактильного восприятия.
В силу своих возрастных особенностей у детей раннего возраста начинает развиваться потребность в общении со взрослыми и сверстниками по поводу предметов, игрушек и действий с ними. Развивается способность устанавливать эмоциональные и деловые контакты. Ребенок уже многое начинает делать сам и начинает искать выход своей самостоятельности. Он ищет одобрение со стороны взрослых, он хочет соответствовать их требованиям. Пособие «В гости к нам пришли Матрешки» реализуют эту потребность детей через раз-личные упражнения.
Пример игры:
На столе перед детьми стоят Матрешки «времена года», и там же лежат карточки с изображенными признаков времен года. Ребенку необходимо взять одну карточку и соотнести Кукле с соответствующим временем года. Необходимо назвать время года, объяснить, почему он выбрал ту или иную картинку.
Рис. 2
Рис. 3
Так же это пособие незаменимо в плане дидактического материала для реализации повседневных задач в деле не только развития, и воспитания, когда малыш капризничает и настаивает на своем. Можно обратить его внимание на то, что матрешки смотрят и …
В данном возрасте, когда у детей активно формируется речь, в его речи появляются наречия и предлоги (над, под, на, рядом) некоторые союзы (как, потому что, а, и, когда, только)
- поставь матрешку на стол, под стол, в шкаф, рядом с кроваткой и т. д.
- возьми только красную матрёшку и т. д.
В раннем возрасте взрослый является своеобразным проводником в мир людей. Доброе отношение, доверие, чувство защищенности помогают ребенку войти в мир дошкольной жизни в период адаптации к условиям детского сада. И то, какие предметы будут окружать ребенка в этот период - добродушные, веселые, спокойные и т. д. будет влиять на успешность адаптации. И здесь опять воспитатель использует пособие «В гости к нам пришли Матрешки», они улыбаются нашему домашнему ребенку, приглашают в игру.
Вариантов множество, а пособие одно!