МААМ-картинки

Наглядно-дидактическое пособие «Город звуков и букв» (17 фото)

Марина Филимонова
Наглядно-дидактическое пособие «Город звуков и букв»
▼ Скачать + Заказать документы

Пособие разработано на основе рабочей тетради «По дороге к Азбуке», часть 4 (авторы - Р. Бунеев, Е. Бунеева, Т. Кислова, входящей в комплект пособий Образовательной системы «Школа 2100».

Пособие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста.

Пособие создано с целью оптимизации процесса подготовки детей к обучению грамоте. Апробировано в течении семи лет.

С помощью пособия решаются следующие задачи:

1. Развитие познавательного интереса детей.

Публикация «Наглядно-дидактическое пособие „Город звуков и букв“» размещена в разделах

2. Непроизвольное запоминание букв.

3. Развитие умения осуществлять элементарный фонетический анализ слов.

4. Развитие логического и абстрактного мышления.

5. Формирование навыков самоконтроля.

6. Развитие монологической и диалогической речи.

7. Развитие коммуникативных способностей.

Панно дает возможность педагогу создавать мотивацию с помощью постановки игровых задач, а также осуществлять индивидуальный подход, предоставляя детям возможность выбора задания и способов самоконтроля; осуществлять интегративные связи с другими образовательными областями.

Описание пособия.

Пособие представляет собой панно размером 2х3 метра, выполненное из пластика. На панно изображен сказочный город Звуков и букв. Река разделяет город на две части – берег Гласных звуков и берег Согласных звуков. На берегу Гласных расположены две улицы: улица Гласных и улица Дружных звуков. На другом берегу – улица Согласных. На улицах расположены домики с окошками – кармашками, возле каждого домика - столбик с кармашком из прозрачного пластика. Домики согласных звуков, имеющих пару по звонкости – глухости сдвоены. В карман на столбике помещаются пластиковые жетоны с буквами, а в окошки – жетоны с символическими изображениями звуков. Эти изображения заимствованы из вышеназванной рабочей тетради «По дороге к Азбуке» и представляют собой человечков в башмачках красного цвета - для гласных звуков, в синих – для твердых согласных, и в зеленых башмачках - для мягких согласных. Человечки, символизирующие звонкие согласные, изображаются в шапочках – колокольчиках, а глухие – в соломенных шляпах.

Отличие пособия от исходного материала.

1. Главным отличием моего пособия состоит в том, что панно является динамическим. Изображения букв и символы звуков могут выставляться или удалятся с панно по мере необходимости. Кроме этого, панно теперь является не раздаточным (как в тетради, а демонстрационным пособием.

2. Крыши домиков окрашены в разные цвета: для гласных – в красный, для твердых согласных – в синий, и для мягких согласных – в зеленый.

3. Выделена улица Знаков, на которой расположено только два домика – для твердого и мягкого знаков.

4. Выделена улица Твердых звуков, на которой располагаются домики согласных, не имеющих мягкой пары.

5. Наглядность панно (использование символов звуков, цветовых обозначений) дает возможность ребенку осуществлять самоконтроль в ходе проведения элементарного фонетического анализа слова, характеристики звука.

6. Панно оживлено изображением растений, животных, различного транспорта.

Приемы работы.

Отличительные особенности нашего динамического панно дали возможность разработать оригинальные методы и приемы работы по подготовке детей к обучению грамоте.

При первом знакомстве детей с панно ребятам предлагается внимательно рассмотреть картину и рассказать, что они увидели. Можно предложить детям перечислить все, что относится к рукотворному или нерукотворному миру. Можно поделить детей на команды, и поручить одной команде найти всех животных, другой – весь транспорт и др. Затем детям сообщается, что это карта Города Звуков и Букв, с помощью этой карты мы будем путешествовать и узнавать тайны этого города.

Далее детская деятельность организуется как игра – путешествие. На карте прослеживается путь нашей экспедиции. Путешествие сопровождается уточнением и закреплением различных понятий – звук, буква, гласный звук, твердый согласный, мягкий согласный; происходит непроизвольное запоминание букв, развивается монологическая речь, логическое мышление, умение отстаивать свою точку зрения, аргументировано вести спор. Панно дает возможность создавать проблемные ситуации в ходе нормированной образовательной деятельности. Кроме этого, игра – путешествие может включать драматизацию.

Игры, проводимые с помощью динамического панно.

«Маршрутный лист».

Цель: закрепление умения соотносить звук и букву.

Ребенок получает «маршрутный лист», в котором указана цепочка букв. Ребенку предлагается «пройти» по карте, следуя порядку, указанному в «маршрутном листе», называя буквы, встречающиеся на пути. Можно в «маршрутном листе» указывать только начальный и конечный пункт – букву – путешествия.

«Путешествие по карте».

Цель: развитие зрительно – двигательной координации, умения соотносить звук и букву.

Это более сложный вариант игры «Маршрутный лист». Ребенок получает «маршрутный лист», как в предыдущей игре, но не называет, а записывает в тетради или на доске встретившиеся ему буквы.

Где живут гласные.

Цель: закреплять умение детей различать гласные и согласные звуки, соотносить звук и букву.

Жетоны с буквами удаляются с панно. Затем ребенку или группе детей предлагается вернуть их на место и пояснить свой выбор.

Где эта улица, где этот дом.

Цель: закреплять умение различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные.

С панно удаляется часть жетонов с буквами, гласными и согласными, или же только с согласными. Детям предлагается вернуть буквы на место. При этом участники должны пояснять, почему, например, буквы «Щ» и «Ч» оказались возле не сдвоенного домика с зеленой крышей, (потому, что эти буквы обозначают только мягкие звуки, не имеют твердой пары). Буквы «Ц», «Ш», «Ж» помещаются возле не сдвоенных домиков с синей крышей, так как звуки, обозначаемые этими буквами, не имеют мягкой пары. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, какой звук – невидимка «живет» в каждом домике, ведь буквы «Ц» и «Ш» обозначают глухие звуки. Значит, в окошках их домов должен быть помещен символ глухого звука (человечек в соломенной шляпе, а в окошке домика буквы «Ж» - символ звонкого звука (человечек в шляпе - колокольчике). Буквы «Ь» и «Ъ» соответственно должны оказаться в домиках, где отсутствуют символы звуков, поскольку эти буквы не обозначают никаких звуков.

Похоже – не похоже.

Цель: закреплять представление о согласных и гласных звуках, развитие монологической речи, умения доказывать свою мысль.

Детям предлагается найти сходства и различия между улицей Гласных и улицей Согласных.

Раздели звуки на команды.

Цель: закрепить представление о согласных звуках, развивать способность классифицировать.

Детям предлагается разделить согласные звуки на команды разными способами. В итоге звуки могут быть разделены на следующие группы: звонкие и глухие; мягкие и твердые; звонкие мягкие и звонкие твердые; глухие мягкие и глухие твердые; имеющие пару по твердости и мягкости и не имеющие такой пары; звуки, которые бывают только мягкими и звуки, которые бывают только мягкими.

Куда поселить мягкий знак?

Цель: развитие логического мышления, умения доказывать свою мысль.

Детям задается вопрос: почему Ь живет на берегу Согласных, можно ли поселить его на берегу Гласных. Нельзя, ведь мягкими могут быть только согласные звуки, Ь «дружит» только с согласными.

Путаница.

Цель: закреплять представление о звуках русского языка, развивать умение анализировать, доказывать свою мысль.

Жетоны с символами звуков или букв помещаются не на свое место. Например, буква «М» помещается возле домика, где «живут» глухие звуки (то есть в домике помещены человечки в соломенных шляпах); буква «Щ» помещена в сдвоенном домике и т. п., все варианты «ошибок» даже невозможно перечислить.

Конспект НОД с использованием динамического панно город «Звуков и букв».

Цель. Закреплять представление о звуках и буквах.

Задачи.

1. Закреплять умение соотносить звук и букву, давать характеристику звуку.

2. Развивать фонематического слуха, умения выделять первый и последний звук в слове.

3. Развивать монологическую речь, способность аргументировать.

Оборудование: динамической панно «Город звуков и букв»; пособие С. Вохринцевой «Паровозик»; компьютер, видеопроектор, экран, магнитная азбука, автомобиль из мягких модулей, два мольберта для размещения пособий; комплект карточек с буквами, комплект предметных картинок.

Ход.

Дети рассаживаются за столами.

Воспитатель: Ребята, нам пришло видеописьмо из города Звуков и букв. Хотите узнать, что в нем? Давайте посмотрим на экран. (Включается видеозапись). На экране ребенок в образе буквы «А». Содержание видеописьма: «Дорогие дети, приезжайте скорей, у нас в городе Звуков и букв полная неразбериха. Вот что случилось: с печки азбука свалилась, буквы и звуки заблудились

Воспитатель: Что же делать, ребята?

Ответы детей: надо помочь!

Воспитатель: Я рада, что вы готовы помочь нашим друзьям звукам и буквам. И пословица говорит: не бросай друга в беде. А ведь Азбука – наш большой друг, азбука – к мудрости ступенька. Что ж, отправляемся в путь. Автомобиль нас ждет, надо только купить билеты. Билеты у нас необычные. Найдите себе в волшебном мешочке букву и отгадайте ее на ощупь. Кто отгадает, прикрепляет букву на мольберт и садится в автомобиль. (Проводится дидактическая игра «Волшебный мешочек» В мешочке помещаются буквы магнитной азбуки). Дети рассаживаются в автомобиле.

Воспитатель: Вы готовы? Включаем мотор! (Проводится артикуляционное упражнение «Моторчик»).

Воспитатель: Чтобы не скучать в пути, поиграем в «добавлялки». Я буду называть слова, в которых первый звук «потерялся», вам надо добавить его. Итак (р) омашка, (л)ЕС, (л)ента, (з)айка, (м)яч, (п)ечка, (д)ождь, (с)лон, (к)исть, (в)олк, (м)ашина, (м)ишка.

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и приехали в волшебный город Звуков и букв. (дети выходят из машины, садятся на стульчики перед динамическим панно, на котором перепутаны местами буквы и символы, обозначающие звуки.

Воспитатель: Ребята, кто заметил непорядок?

Ответы детей: Дети находят ошибки и сообщают, в чем они состоят и как их исправить. Например, буква «Н» поселилась на улице гласных, это неправильно т. к. буква «Н» обозначает согласный звук. Ребенок переставляет жетон с буквой на нужное место.

Воспитатель: Порядок восстановлен! Звуки и буквы так рады, что снова оказались на своих местах! В знак благодарности они дарят нам интересную игру. (Вносится пособие С. Вохринцевой «Паровозик» и размещается на мольберте. В прорезях пособия помещены предметные картинки и карточки с буквами.) Каждый из вас может взять понравившуюся вам картинку, но с условием. Вместо нее надо поставить карточку с буквой, которая обозначает последний звук в названии вашей картинки. (Картинки подобраны так, чтобы названия изображенных на них предметов оканчивались на гласный звук или на глухой согласный).

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь садимся в наш веселый паровозик и отправляемся домой. (Проводится физминутка «Паровозик». Дети возвращаются за столы).

Воспитатель: Звуки и буквы придумали для нас веселую игру. Ребята, у каждой пары ребят за столом есть две картинки. Попытайтесь найти сходство между вашими такими разными картинками. (Дети находят часто очень неожиданные решения. Например, у одной пары ребят были картинки «носки» и «сыр». Дети нашли следующее сходство между этими предметами: на сыре и на носках бывают дырки).

Воспитатель: Молодцы! Не бросили друзей в беде! Вы потрудились дружно. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось! Путешествие наше закончилось. Что вам показалось самым трудным? Самым интересным?

Наглядно-дидактическое пособие «Город звуков и букв»
Фото «Город звуков и букв»
Наглядно-дидактическое пособие - фото
Пособие разработано на основе рабочей тетради По дороге к Азбуке часть авторы Р Кислова входящей в комплект пособий Образовательной системы Школа Пособие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста Пособие создано с целью оптимизации процесса подготовки детей к Обучение грамоте Звуки буквы слоги обучению грамоте Апробировано в течении семи лет С помощью пособия решаются следующие задачи Развитие познавательного интереса детей Публикация Наглядно дидактическое пособие Город звуков и букв размещена в разделах Буквы Игры дидактические пособия с буквами Дидактические игры Обучение грамоте Звуки буквы слоги Обучение грамоте Игры дидактические пособия Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая авторская дидактическая игра ноябрь Непроизвольное запоминание букв
Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Город букв и звуков»Дидактическое пособие «Город букв и звуков» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию дидактическое пособие «Город звуков и букв», которое я использую с детьми старшего возраста.

Дидактическое пособие «Ларец букв и звуков»Дидактическое пособие «Ларец букв и звуков» Представленное дидактическое пособие позволяет в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков и букв, развить фонематический.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [С] — [Ш], букв С — Ш на письме»Конспект открытого занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [С] — [Ш], букв С — Ш на письме» Тема: «Дифференциация звуков [С] - [Ш], букв С – Ш на письме». Цель: Закрепить знания по теме: дифференциация звуков [С]- [Ш]. Дифференциация.

Конспект занятия по ЗКР в старшей группе «В стране звуков и букв» Программное содержание Тема: «В стране звуков и букв» Цель: Знакомство с буквой Л и звуками, которые она обозначает Л и Ль. Задачи: 1.

Многофункциональное дидактическое пособие для автоматизации звуков «Весёлая тучка»Многофункциональное дидактическое пособие для автоматизации звуков «Весёлая тучка» Цель: автоматизация звука в словах. Описание пособия: картинка весёлая тучка, на верёвочках прикреплены капельки с помощью скрепки, что.

Многофункциональное наглядно-дидактическое пособие «Домик в деревне»Многофункциональное наглядно-дидактическое пособие «Домик в деревне» Светлана Полянина Многофункциональное наглядно-дидактическое пособие «Домик в деревне» Многофункциональное наглядно-дидактическое пособие.

Наглядно — дидактическое пособие «Чудоцветик» Наглядно-дидактическое пособие «Чудоцветик» является игровой формой и методом обучения воспитанников, может быть использовано в любой образовательной.

Наглядно-дидактическое пособие «Призма погоды»Наглядно-дидактическое пособие «Призма погоды» Нагядно-дидактическое пособие «Призма погоды» Автор Шагиева М. П. и Рамазанова А. Ш. Г. Сургут Предлагаем Вашему вниманию макет наглядно.

Пособие «Город звуков и букв»Пособие «Город звуков и букв» Пособие «Город звуков и букв». Поиски приёмов и методик для обучения грамоте старших дошкольников в логопедической практике не утратили.

Тематическая неделя «Почвенная». Наглядно-дидактическое пособие «Коллекция камней»Тематическая неделя «Почвенная». Наглядно-дидактическое пособие «Коллекция камней» Я продолжаю публикации о нашей деятельности по тематической неделе «Почвенная». Мы знакомим детей с почвой и с элементами, которые входят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наглядно-дидактическое пособие «Город звуков и букв»
Опубликовано: 6 ноября 2017 в 09:08
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наглядно-дидактическое пособие «Город звуков и букв»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Филимонова (УИ 1302412) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД