Алия Бодягина
Надо ли учить дошкольника читать?
▼ Скачать + Заказать документы
Надо ли учить дошкольника читать?
Научить ребёнка читать – не главное, что необходимо дошкольнику в этом возрасте. Можно сказать, что самостоятельное чтение – это лишь «верхушка айсберга», основанием которого являются:
1) благополучное развитие речевого восприятия и речевой деятельности ребёнка. Для освоения письменной речи (умения читать и писать) речевое развитие крохи должно соответствовать следующим требованиям:
• речь малыша стала чёткой и понятной, связанной и логичной, он свободно может выражать свои переживания, рассказывать об увиденном, поддерживать диалог;
Публикация «Надо ли учить дошкольника читать?» размещена в разделах
• ребёнок полностью понимает текст, может пересказать содержание, находит причинно-следственные связи;
• дошкольник может произвести звуковой анализ слова – определить первый и последний звуки, найти звук в слове, определить звук как гласный и согласный, согласный – как звонкий и глухой, разбить слово на слоги, найти ударный слог.
2) появление у ребёнка интереса к чтению, к книге. Желание послушать книжку и рассмотреть картинки вместе со взрослым есть у большинства малышей – это естественная для ребёнка потребность в новых интересных впечатлениях. Если читать дошкольнику интересную и доступную литературу, обращаться к книге в поиске интересующей информации, то постепенно ребёнок поймёт, что именно чтение – это источник знаний и ярких впечатлений.
Как заинтересовать дошкольника увлекательным процессом
чтения книг?
А вы сами читаете? Не забывайте! Лучший пример для ребёнка – родительский. Если малыш часто видит маму и папу с книжкой в руках, он непременно заинтересуется.
• Заведите ритуал вечернего чтения на ночь. Пусть этот процесс ассоциируется у малыша с чем-то уютным, приятным и радостным. А от совместных чтений, во время которых мама читает сыну или дочке, до чтения сказки по ролям не так уж далеко.
• Не сравнивайте малыша с другими! Да, возможно, мамы вокруг с гордостью говорят, что их дети давно читают не по слогам, а сложноподчинёнными предложениями. И вы говорите! Очень важно оценивать только успехи самого малыша относительно его прошлых результатов (и поменьше верить другим мамам).
• Не принуждайте, а играйте. Возможно, интерес к чтению у малыша ещё не проснулся, и именно игра поможет его пробудить.
Конечно, есть аргументы против обучения дошкольников чтению :
- отнимаем у детей детство,
- чтение может навредить зрению;
- ребёнок 6 лет не сможет овладеть чтением и т. д.
Но аргументов за обучение детей чтению больше:
- нормально развивающийся ребенок 5 – 6 лет обладает достаточно сформированной устной речью, что является базой для развития письменной речи;
- раннее начало обучения грамоте способствует формированию орфографической грамотности (ребенок многократно видит, читает слово, запоминает его графический образ: «магазин», «молоко», «вокзал»);
- чтение развивает мыслительную деятельность, память, внимание;
- в процессе чтения происходит познание окружающего.
Изначально дети хотят учиться читать. И задача родителей и педагогов – поддержать и развить это желание. Для этого надо не так уж много – просто проводить регулярные и приятные занятия. Регулярность и приятность занятий взаимосвязаны. Если занятия нерегулярны, то ребёнок забывает пройденный материал, не может ответить на вопросы, и поэтому занятия становятся неприятными. А если они неприятны, то дети будут их избегать, и регулярность будет потеряна.
Этапы овладения чтением:
- знакомство со звуками и буквами;
- слияние звуков в слоги;
- составление слов из слогов;
- чтение слов и предложений.
На первом этапе ребёнок учится слышать и выделять различные звуки в словах. Он узнаёт, что звуки бывают гласные и согласные; согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие и что у каждого звука есть своё обозначение – буква.
Потом идёт другой этап – ребёнок учится складывать звуки в слоги. Сначала осваиваются простые слоги, состоящие из двух звуков, затем – сложные.
И, наконец, когда ребёнок освоил и усвоил принцип чтения слогов, он начинает складывать слоги в слова. Слова, сначала коротенькие, постепенно «растут», и очень скоро от чтения слов ребёнок переходит к чтению предложений и коротеньких рассказов.
Самые распространённые ошибки при обучении чтению
- На первом этапе – знакомство со звуками и буквами – самой распространённой ошибкой является путаница в названии звуков и букв. Родители, называя букву, произносят именно название буквы, а не звук («ка», а не [К], «эр», а не [Р]). И это приводит к тому, что малыш будет читать, например «каэрот», вместо «крот».
- На третьем этапе обучения чтению (составление слов из слогов) малыши часто «нанизывают» буквы одну на другую, пока не выйдет слово, вместо того, чтобы складывать слоги (м-е-д-в-е-дь, а не мед-ведь). Помните, на этом этапе обучения чтению основной единицей является слог, а не буква. Нанизывая буквы и дойдя до конца слова, малыш уже просто не может понять прочитанное.
- Ребёнок читает механически, то есть просто складывает слоги, но не понимает, что он прочёл. Для того, чтобы избежать этой ошибки, просите ребёнка объяснить или пересказать, что он прочёл.
Консультацию подготовила:
А. А Бодягина, учитель-логопед