Екатерина Сидорова
Конспект НОД по лепке в старшей группе «Национальная посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОСУДА»
Непосредственная образовательная деятельность
по лепке
в старшей группе
Задачи:
• Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выбирать посуду для лепки и придумывать узор для украшения); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий; учить детей, сидящих за одним столом, договариваться о разном содержании работы.
Публикация «Конспект НОД по лепке в старшей группе „Национальная посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Посуда. Лепка, занятия с пластилином
- Старшая группа
- Темочки
• научить детей лепить национальную посуду и украшать ее национальным мордовским орнаментом; закреплять и расширять знания детей о национальном орнаменте; научить располагать орнамент по масштабу бытовых предметов.
Виды деятельности: познавательно- исследовательская, двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная.
Материалы к занятию:
для педагога: национальная посуда, или фотографии с ее изображением, готовые образцы лепной посуды, дощечка для лепки, пластилин, тряпочка, стек для резки пластилина;
для восnиmанников: дощечка для лепки, пластилин, тряпочка, стек для резки пластилина.
Предварительная работа: Познакомить детей с народными мордовскими традициями, обычаями, с гончарным искусством, работой гончара, рассматривание старинной и современной глиняной посуды и иллюстраций с её изображением, рассматривание иллюстраций с изображением ярмарки, гончарной мастерской, чтение русской народной сказки «Лиса и кувшин», лепка и украшение посуды разными способами в свободной и совместной деятельности.
Последовательность образовательной деятельности.
Звучит весёлая музыка, появляется Петрушка (игрушка) с сундучком.
А на ярмарке товары…
Покупают люди сушку,
А на дивную посуду
Смотрят долго, не дыша,
До чего же хороша!
Петрушка: Ребята, вы на ярмарке были? (Нет) Так скорее идите. (Дети подходят к «прилавку» с посудой, рассматривают её). Как одним словом можно назвать эти предметы? Теперь назовите каждый. Что это? (Ответы детей) Как вы думаете, из чего сделана эта посуда? Как такую посуду называют? (керамическая) Один ребёнок одевает фартук, берёт у воспитателя Петрушку, читает:
Мы – ребята удалые,
Мы – ребята озорные,
Всех на ярмарку зовём,
Мы посуду продаём!
Дети: «А мы хотим купить».
Проводится подвижная игра «Гончары»
-По чем горшок?
-По денежке.
-По какой?
-По большой.
-По какой по большой?
-По рубль.
-Дешовый! Может с трещиной?
-Попробуй.
Чинчары-чинчары,
Собирайтесь гончары.
По кусту, по насту,
По лебедю горазду.
Вон!
Участники становятся парами по кругу, один впереди другого. Те, кто впереди, - “горшки”, они присаживаются на корточки. Те, которые стоят сзади, - продавцы, их задача продать свой “горшок”. Они его расхваливают, расписывают все его достоинства, выкриками создают атмосферу базара, рынка: “Кому горшки! Кому горшки!” Выбирается покупатель, который ходит за кругом и присматривает горшок. Когда горшок выбран, продавец и покупатель торгуются о цене. Если сделка состоялась, бьют по рукам. После слова “вон”, продавец и покупатель бегут за кругом в разные стороны. Кто прибежит первым к горшку, тот и хозяин. Прибежавший последним становится покупателем. Так игра продолжается.
Воспитатель: «Славная посуда у нашего гончара, не с пустыми руками вернёмся с ярмарки».
Петрушка: «А я тоже купил кой-какого товару. Домой с ярмарки подарки везу» (Роняет сундучок на пол).
Дети: «Покажи, пожалуйста, что же ты за подарки домой везёшь?»
Петрушка: «А вы отгадайте».
***
Как начнет говорить- разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать. (Чайник)
***
Из неё беру погрызть сахара кусочек,
Мама в шутку прикрепить
К ней грозит замочек.
***
Сладким сахаром полна,
К чаю подаётся.
Ты, конечно, догадался,
Как она зовётся? (Сахарница)
***
Ручка – тонкий кренделёк,
Золотистый ободок,
Из фарфора …. (чашка,
А на ней ромашки.
Дети: «Петрушка, мы отгадали загадки, покажи свою посуду».
(Открывается сундучок, высыпаются «осколки»).
Воспитатель: «Ребята, помогите Петрушке собрать посуду, сундучок упал, всё разбилось».
Проводится дидактическая игра «Собери осколки»
Цель: закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в мордовской росписи, упражнять в составлении целой картинки, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.
Материал: Два одинаковых плоскостных изображения различных предметов посуды с мордовским орнаментом, одно из которых разрезано на части (можно подготовить варианты разрезных изделий, поделив их на четыре-восемь частей различной геометрической формы).
Игровые правила. Быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.
Ход игры. В игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.
Дети: «Не огорчайся, Петрушка. На ярмарке не только веселье, но и уменье».
Воспитатель: «Ну-ка мастера, покажите свою работу Петрушке. Слепите ему посуду, да не простую, а волшебно-расписную, какой в сундучке нет Одинаковой посуды не надо, ведь подарки должны быть разные. А чтобы слепить разную посуду, надо договориться, какую посуду каждый будет лепить. Что ты будешь лепить?» (Ответы детей).
А теперь за работу мастера, но сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Эй, ребята, не ленись,
На разминку становись,
(веер из пальцев)
Мы посуду всё лепили,
(сжать, разжать кулаки)
И водою руки мыли,
(растереть ладошки)
Чашки, блюдца в ряд стоят,
И на солнышке блестят.
(фонарики)
Самостоятельная работа детей. (Звучит мордовские мелодии, песни) Кто закончил, ставьте свои работы на стол. Организуется выставка посуды.
Воспитатель: На столе у детей фишки. Внимательно рассмотрите своё изделие, будьте правдивыми. Тот, кто видит свои ошибки, в следующий раз их уже не допустит.
• Хорошо ли у вас сглажены места скрепления и всё изделие. Если, да, то возьмите одну фишку.
• Теперь проверьте, получились ли у вас ровные стенки и края. Да? Возьмите вторую фишку.
• А теперь посмотрите на свои украшения. Они одинаковые, на равном расстоянии друг от друга. Да?
• Возьмите ещё одну фишку. Посчитайте.
У кого три фишки? (Дети поднимают руки). Вы – настоящие гончары. У кого две фишки? Вы умеете видеть свои ошибки, в следующих работах их не допустите.
Петрушка: «Спасибо, друзья, за подарки с ярмарки. Ставьте мне их в сундучок, скорее понесу домой. До свидания!»
Список использованной литературы:
1. Н. Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду» Москва «Просвещение» 1984 г.
2. Т. Г. Казакова «Изобразительная деятельность дошкольников» Москва «Просвещение» 1980 г.
3. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва «Владос «2000 г.
4. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» Москва Мозаика Синтез 2010г.