Галина Тутынина
Начало анализа художественного произведения в 5 классе на уроках литературы
▼ Скачать + Заказать документы
В общеобразовательной школе до 5 класса урок литературы называется «чтение». Дети воспринимают этот его как дисциплину, позволяющую улучшить технику чтения и, в лучшем случае, умение воспроизводить содержание прочитанного (пересказ).
Впервые задания проанализировать отдельные моменты художественных произведений появляются в 5 классе, когда «чтение» переименовывается в «литературу». Если быть точным, следовало бы назвать этот предмет «основами литературоведения». Этот переход для многих, а точнее, большинства школьников, в наш компьютерный век не так прост, так как навыки анализа предполагают наличие абстрактного мышления, чем изначально обладают далеко не все.
Публикация «Начало анализа художественного произведения в 5 классе на уроках литературы» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тем важнее приучать детей с 5 класса стремиться не только прочитать произведение и запомнить содержание, но и поразмышлять, сделать выводы.
В развитии этих умений большую роль играет составление различных таблиц, сравнительных характеристик двух героев, произведений, эпизодов, ситуаций.
Начитается наше «литературоведение» со знакомства с родами литературы, одновременно начинаем давать понятия жанра, более четкое понимание портрета, пейзажа, сюжета, персонажа,
литературного героя, завязки, развязки и т. д. С такими понятиями как кульминация, эпизод композиция, дети сталкиваются впервые и только начинают их осваивать. Любое новое понятие, прежде чем быть усвоенным, должно быть проговорено или обговорено не менее 7 раз, поэтому этот процесс необходимо сделать планомерным, постепенным, сквозным и занимательным.
Так, таблицу родов литературы мы составляем в течение всего года, добавляя в нее по мере прохождения все новые примеры, таким образом постоянно углубляя это понятие. Эпос содержит наибольшее количество жанров, как-то: сказки, былины, (весь фольклор, с которыми дети хорошо знакомы, также появляются новые жанры - предания, литературной сказки, рассказа, повести и по мере знакомства с ними даются их определения, которые заносятся в «литературоведческий словарик». Необходимо пояснить важность этой работы для сдачи экзамена по литературе, для написания сочинения.
Первым пунктом сравнительной характеристики родов литературы является, конечно тема произведения, содержательный аспект. Содержанием эпоса является повествование об исторических событиях, реальных или вымышленных, содержанием лирики являются переживания автора, содержанием драмы может быть и то, и другое. Если дети затрудняются дать примеры для всех родов, даем задание на дом или в классе, если позволяет время, ознакомиться с содержанием учебника и найти примеры для таблицы, на самом деле дети любят задания, которые развивают их аналитические способности, особенно если за это «светит» хорошая оценка.
Вторым важным пунктом в таблице родов литературы должно стать положение автора по отношения к произведению. Таким образом, появляется новый литературоведческий термин «автор», заносимый в словарик, и рассматриваемый с точки зрения всех трех родов. Разговор об авторе также растягивается на весь год, по мере изучения можно заносить новых авторов в таблицу. Автором сказок является народ, дети уже знают об этом, (разнице между фольклорными авторами и конкретными стоит уделить внимание в новой таблице, на другом уроке, посвященном знакомству с литературными сказками) В драматическом произведении роль автора минимальна (если он не является одним из героев, зато в лирическом произведении переживания автора выходят на первый план.
Третий пункт касается формы художественного произведения, здесь мы используем понятия прозы, стихов, диалогов, монологов, повествования и т. д, все это нужно рассматривать на конкретных примерах, лучше всего демонстрируя эти формы отдельными учениками, которые могут приготовить выразительное чтение, диалог, или декламацию стихотворения. Чисто теоретические формулировки, без примеров, дети вообще не воспринимают и, наоборот, очень любят читать всем классом (каждый по одному предложению, либо приготовить дома какой-нибудь яркий эпизод (например, сцену знакомства Васи и Валека из рассказа «В дурном обществе» или сцену драки Тома Сойера и незнакомого мальчика). Такие «инсценировки», чтение по ролям приобщает детей к литературному творческому процессу, дает разрядку, а также повышает в целом интерес к чтению, каким современные школьники, увы, не страдают. После чтения очень важно спросить о значении этого эпизода для понимания характера главного героя, либо всего сюжета. Ради этого вопроса, собственно, все и затевается.
Вот так постепенно, но неуклонно мы приучаем учеников 5 класса к элементарным навыкам анализа литературного произведения