Инна Солдатова
Начальный этап работы с неговорящими детьми. Методические приёмы и игры, способствующие формированию пассивного словаря
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад «Берёзка» п. Пурпе ЯНАО
Начальный этап работы с неговорящими детьми. Методические приёмы и игры, способствующие формированию пассивного словаря и импрессивной речи ребёнка.
Материал разработала :
учитель –логопед Солдатова Инна Анатольевна
первая кв. кат.
В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, совершаемые ими или их близкими, а также выражать свои желания или нежелания в доступной им звуковой форме.
Публикация «Начальный этап работы с неговорящими детьми, Методические приёмы и игры, способствующие формированию пассивного словаря» размещена в разделах
Неправильно было бы пытаться „перескочить" этот естественный период в развитии детской речи и начинать логопедическую работу с неговорящими детьми с разучивания правильно произносимых слов или, что еще хуже, с постановки звуков. Однако не следует расширять автономную речь детей. Необходимо перейти к обучению словесным комбинациям при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов.
Логопеду необходимо создать условия, в которых бы у ребенка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно. Так, например, по просьбе логопеда ребенок подражает крикам животных и птиц: „ам“, „му“, „ко-ко“ и т. д. ; це
очка этих звукоподражаний удлиняется до 3— 4 слогов: „ам-ам-ам“ (подражает лаю собаки) или „ко-ко-ко“ (подражает кудахтанью курицы).
Активизация речи детей, или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельность ребенка, с игрой, с наглядной ситуацией, что достигается при различных,- но обязательных условиях : эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.
Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции неговорящих детей, насколько изобретательным будет логопед.
Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще: „Сделай, как я делаю“. Необходимо научить детей под
ажать действиям с предметами (например, игра в мяч, научить подражать движениям рук, ног, головы („Полетели, как птички“; „Постоим на одной ножке" и т. п.). Свои действия и действия детей логопед сопровождает словами, желательно в стихотворной форме.
Особенно усердно советуем развивать подражание движениям кистей рук (развитие подражания движению рук, а не развитие мелкой моторики рук).
Задание 1 Научить ребенка класть кисти рук на стол таким образом, как кладет их взрослый.
Приемы к выполнению задания
Логопед предлагает положить ладошки на стол так, как он показывает. Вначале дети выполняют только одно движение обеими кистями рук, например, кладут руки на стол ладонями вниз.
(Задания 1-3 имеют одну общую цель—развитие подражания телесным движениям, мимическим, дыхательным, артикуляционным, голосовым.)
Выполнив это движение по подражанию за взрослым, дети убирают руки со стола, кладя их себе на колени. Затем им предлагается попеременно положить руки ладошками вверх, поставить их на ребро, зажать в кулачок и т. п.
После того как ребенок научится воспроизводить всего одно движение кистями рук, ему предлагается соединить два движения, например: положить кисти рук ладонями вниз и здесь же их поставить на ребро, а затем уже убрать со стола. Отрабатывая репродукцию двух попеременно сменяющихся поз кистей рук, дети постепенно овладевают серией движений, которые логопед может сопровождать коротким четверостишием:
Ладошки вверх, ладошки вниз, а теперь их на бочок и зажали в кулачок.
Задание 1. Провести дыхательно-голосовые упражнения для удлинения речевого выдоха.
С этой целью детям предлагается понюхать цветы, погреть руки, выдуть мыльный пузырь и т. д. ; потянуть звуки „а-а-а-а“ (девочка плачет, „у-у-у“ (труба гудит, „ау“ (заблудились дети, „и-и-и“ (плачет мышонок, „уа“ (плачет Ляля, „ой-ой, ай-ай“ (укусила оса).
Задание 2. Провести упражнения для губ. Например, сделать трубочку; остановить лошадку,тпру“); попеременно вытягивать губы в трубочку, а затем показывать зубы.
Задание 3. Провести упражнения для языка, например: облизывать губы; показать, как кошка лакает молоко; сделать „уколы“ в каждую щеку; „почистить зубы языком; пощелкать языком.
Игровые приемы, сочетающие в себе дыхательную гимнастику, движения и проговаривание отдельных звуков, слогов
Логопед читает текст, дети выполняют соответствующие движения и проговаривают отдельные звуки, слоги.
„Ходьба.
Логопед. Мы проверили осанку.
Дети становятся прямо, ноги вместе, голова немного поднята.
Логопед. И свели лопатки (дети отводят плечи назад).
Мы ходим на носках (идут на цыпочках).
Мы идем на пятках (идут на пятках).
Мы идем, как все ребята (шагают маршеобразно).
И как мишка косолапый (идут размашисто, в развалку).
Или:
„Ходьба“.
Все проводится как в предыдущем упражнении, движения сопровождаются проговариванием слогов ах, ох, ух в такт шагов.
Логопед. Как косолапый мишка,
Пойдем мы все потише,
Потом пойдем на пятках,
А после на носках.
Потом быстрее мы пойдем (ох, ох, ох)
И после к бегу перейдем. (Бегут, затем останавливаются: ух)
„Подуем на плечо“.
Логопед. Подуем на плечо (голова прямо — вдох, голова повернута — выдох). Подуем на другое (дуют на плечо).
Нам солнце горячо
Пекло дневной порою (поднимают голову вверх, дуют через губы).
Подуем и на грудь мы (дуют на грудь)
И грудь свою остудим.
Подуем мы на облака (опять поднимают лицо и дуют) И остановимся пока.
„Труба“.
Логопед. Мы пришли и сели (сидят на стуле).
Играем на трубе (подносят кисти рук, сжатые в кулак, к губам).
Подудим мы в свою трубу.
Дети. Ту-ту-ту, бу-бу-бу.
„Насос“.
Логопед. Это очень просто: покачай насос ты.
Дети. С-с-с-с (изображают накачивание насоса, наклоняясь вниз, делают выдох, распрямляясь, делают вдох).
Логопед. Накачай насос ты. Это очень просто.
Дети. С-с-с-с.
„Дом маленький, дом большой".
Логопед. У медведя дом большой, ой, ой, ой (разводит руки в стороны).
Дети (сердито). Ой, ой, ой (поднимают руки вверх).
Логопед. А у зайца маленький, ай, ай, ай (жалобно).
Дети приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено руками.
Дети (жалобно). Ай, ай, ай.
Логопед. Мишка наш пошел домой (дети идут вразвалку).
Дети (сердито). Ой, ой, ой.
Логопед. Да и крошка заинька.
Дети (прыгают на двух ногах). Ай, ай, ай.
„Ежик“.
Логопед. Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Дети сидят на корточках.
Дети (жалобно). Ох, ох, ох.
Логопед. Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
Дети распрямляются, потягиваются.
Дети (весело). Ай, ай, ай.
„Жук“.
Логопед. Усы раздвинув смело,
Жуки жужжат в траве.
Дети сидят, раздвинув руки.
Логопед. „Ж-ж-ж-у,— сказал крылатый жук,—
Посижу и пожужжу.
Дети складывают на груди руки.
Дети. Ж-ж-ж-ж.
„Куры“.
Логопед. Бормочут куры по ночам.
(Дети стоят, согнувшись в спине, свесив руки и опустив головы. Похлопывают себя по коленям, произносят: тах-тах-тах.)
Дети. Тах-тах-тах.
Логопед. Поднимем руки мы к плечам.
(Дети выпрямляются, делают вдох.)
Потом опусти так.
Дети наклоняют корпус вперед.
Дети. Ко-ко-ко.
„Самолет.
Логопед. Посмотрите в небеса —
Самолет там, как оса.
Дети смотрят вверх.
Логопед и дети. З-з-з-з.
Логопед. Жужжит самолет и машет крыльями.
Дети разводят руки и поворачивают туловище вправо-влево.
Дети. З-з-з.
Задание 4. Вызвать аморфные слова. В скобках приведено возможное звукопроизношение слов. Допустимы любые ответы.
Замечание к выполнению задания.
Логопед называет те слова, которые хочет получить в экспрессивной речи неговорящего ребенка. Надо подбирать звукосочетания исходя из возможностей детей. У одних детей легче вызываются губные звуки („баба", ,му-му“, у других — задненёбные,ка-ка“, ,га-га“, у третьих — переднеязычные („ди-ди“, „ти-ти").
Удавшиеся звуковые комплексы необходимо в игровой форме повторить с ребенком несколько раз (до 5—6 повторений). Произнести эти звукосочетания то тихо, то громко, то медленно, то быстро, то сердито, то нежно, ласково. Вызывание речевой подражательной деятельности хорошо сочетать с дыхательно-голосовыми и артикуляционными упражнениями. Артикуляционные упражнения лучше давать только в игровой форме.
Название близких ребенку лиц: мама,ма“, папа,па“, баба,ба“, дядя,дя“, тетя,ть“).
Имена близких лиц или игрушек, кукол: Оля („о“, ,оя“, Нина,ни“, Вова („ова“, ,ва“).
Просьбы: дай, на („дя“, ,ня“, где? ,де“, там,тя“, здесь,де“). Выражение желания что-либо повторить еще раз: еще („исё“, ,сё“).
Выражение своего состояния междометиями „ай“, „ой“ (больно, „шшь“ (тише).
Подражания крикам животных: собаки — ав-ав, ам-ам („аф“); коровы—му-му,у“); ослика — иа-иа,а“); кошки — мяу-мяу („ау“, ,мияу“); козлика — бе-бе,пи-пи“).
Подражание крикам, пискам: комара — и-и-и; птички —
пи-пи-пи или ти-ти-ти („и“, ,ти“); кукушки — ку-ку-ку („уку“); курочки — ко-ко-ко, ко-ко-ко,око“); лягушки — ква-ква,ва-ва“, тяп-тяп,яп“).
Подзывы животных и управление животными: кошкой — ксс-кс-кс или кис-кис-кис, брысь,бить“); управление лошадкой — но (поехали, пру (остановились); позвать цыплят — тип-тип-тип или цып-цып-цып.
Подражание музыкальным игрушкам: дудочке — ду-ду-ду
,дю“); балалайке — ля-ля-ля („я); колокольчику— бом-бом-бом („ом-ом“).
Подражание транспортным шумам: машине — би-би, ди-ди; самолету — у-у-у (низким голосом); паровозу — ту-ту.
Подражание шумам, производимым предметом при падении,— бух или бах („ах“, ,вах“); звукам шагов — топ-топ („оп“, ,оп“); стуку молотка — тук-тук,ту-ту“); каплям воды — кап-кап.
Эмоциональные восклицания: ай, ой, ох-ух,хь“).
Игровой прием к заданию
„Какое у Маши высокое крылечко. Дом куклы Маши стоит на горе. К нему из кубиков дети строят крыльцо. На столе разложены игрушки, изображающие зверей, птиц и т. д. В гости к Маше приходят звери, птицы. Когда они поднимаются по ступенькам, то на каждой ступеньке „ подают голос: одни выражают свою усталость, а другие — радость. „Га-га-га. — говорит гусь, „ко-ко-ко. “ —
кричит курочка, „ой-ой-ой. .— жалуется лиса, „пи-пи-пи-пи“,— радостно пищит мышонок.
Задание 5. Предложить детям назвать свои игрушки, знакомые предметы (или предметные картинки); допустимы искажения и замещения звуков.
Примерный лексический материал
Киска, зайчик, мишка, рыба, козлик, собака, Петя, белка, лиса, ослик.
Мяч или мячик,аги“, гриб или грибок,ги“, дом или домик,оми“, кубик,ку“, машина,сина“, самолет,алё“, пароход,охот“).
Примечание. Для активизации речи рекомендуем использовать игры в „магазин" (дети покупают игрушки, предметы, „Узнай новую игрушку" (дети называют неожиданно появляющиеся игрушки, „Какой игрушки нет?“ (ребенок называет игрушку, которую от него спрятали, „Расставь игрушки, как я скажу, а потом их назови сам“, „Кто быстрее принесет игрушку", „Подскажи нужное слово" (логопед читает стихотворение, дети подсказывают рифмующиеся слова).
Задание 6. Предложить повторить за логопедом названия предметных картинок. Можно организовать игру в лото. Логопед четко, утрированно произносит ударные гласные в словах. Дети произносят слова как могут. Произношение гласных а, о, у, и (под ударением) желательно затем отработать.
а: Аня, Алик, Катя, Тата, шарик, сани, тапки, шапка, палка, мак, зайка, рак, мальчик, пальчик, чашка.
о: Оля, Коля, Зоя, ослик, домик, боты, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка, лодка.
у: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.
и: Дима, киса, Инна, гриб, липа, Зина, Нина.
Задание7. Вызвать у детей двухсловные предложения с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут и произносимых слов из заданий 5, 6.
Где мячик? („де мя?“) —Вот мячик („оть ати“).
Где машина? („де сина?“) —Вот машина („оть сина“).
Дай машину („дя сина“, „дя си“).
Дай кису („дя ки“, „дай кс“, „дя кс“).
Пример: фрагмент игры в лото
Логопед подбирает предметные картинки, на которых изображены предметы, животные, названия которых доступны детям. Организуя игру в лото (или любую другую, логопед ставит ребенка перед необходимостью попросить знакомую картинку.
Отдавая картинку, ребенок должен сказать слова на, дай, вот, бери.
Игровой прием
Прячут игрушки, названия которых дети знают. Если ребенок
задает ведущему вопрос, включающий слово где и название игрушки (в любом произношении, то ведущий дает игрушку, о которой спрашивал ребенок.
Задание 8. Научить ребенка дай пить („дя пи“) дай еще („дя исё“) мама, идем („мама дём“) идем домой („дё амо“)
выражать свои желания словесно : хочу пить („атю пи“) хочу гулять („атю гуя“) идем гулять („дё гуя“)
Итог логопедической работы
В итоге логопедической работы на этом этапе формирования устной речи дети должны научиться в пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозначением.
Пассивный словарь должен состоять из названий предметов, которые ребенок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; некоторых своих состояний (холодно, тепло, жарко).
У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых речезвуковых выражениях, без коррекции их со стороны взрослого.