Дина Владимировна Глазырина
Набор лексико-грамматических игр и заданий для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Один — много» (с мячом).
Цель: активизировать в словаре детей слова, обозначающие названия объектов и явлений неживой природы; закреплять умение детей изменять слова.
Задание. Педагог называет объект или явление из мира неживой природы в единственном числе (например, звезда) и бросает мяч ребёнку. Ребёнок отвечает словом во множественном числе (звезды) и возвращает мяч педагогу.
Публикация «Набор лексико-грамматических игр и заданий для дошкольников» размещена в разделах
Звёздочка — звёздочки, месяц — месяцы, солнышко — солнышки, дождь (-ик) — дожди (-ики, тень — тени, неделя — недели, море — моря, мороз — морозы, время — времена, планета — планеты, земля — земли, век — века, ветер — ветры (ветра, огонь — огни, огонёк — огоньки, молния — молнии и т. д.
Игра «Ласковое имя» (можно проводить с мячом, с микрофоном или по кругу, как считалочку).
Цель: закреплять у детей навык суффиксального словообразования (-оньк-, -еньк-, -чк-, -чн- и др.); активизировать и обогащать словарный запас.
Время — времечко, мир — мирок, дождь — дождик — дождичек, снег — снежок, мороз — морозец, дым — дымок — дымочек, огонь — огонёк — огонёчек, земля — земелька — землица.
Игра «Раньше — позже».
Цель: активизировать в речи слова, обозначающие временные явления, уточнять применение предлогов (за, перед, до, после); развивать временную ориентировку; упражнять в изменении, согласовании существительных в форме творительного падежа.
Материал: сюжетные и символические картинки с изображением времён года, времени суток, месяцев, дней недели.
Задание. Расставить группы картинок в ряд по временным отрезкам: времена года, месяцы, дни недели, части суток.
Назвать картинки в ряду по порядку, отвечая полным предложением на вопросы: «Какое время года следует за… (например, зимой?» и «Какой день недели был перед… (например, вторником?»
Игра «Какой? Какие?»
Цель: упражнять детей в практическом усвоении суффиксального способа образования прилагательного от существительного.
Задание 1: определить объект, явление по нескольким признакам.
Например, блестящая, грозная, сверкающая, опасная — молния.
Задание 2: преобразовать действие в определение («что делает?» — «какой?»).
• молния сверкает — сверкающая молния;
• молния сверкнула — сверкнувшая молния;
• дождь льёт — проливной дождь;
• ветер воет — воющий ветер;
• мороз трещит — трескучий мороз и т. д.
Игра «Отражение в озере».
Цель: активизировать в речи детей названия цвета, величины; упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде.
Материалы: цветные очки, предметные картинки по теме, цветная бумага.
Задание: Водяной со дна озера видит все предметы:
• искажённой формы;
• искажённой величины.
В. Представьте себя в роли Водяного и скажите, как изменятся эти предметы.
Например: «Я вижу розовую реку, розовые облака, розовый снег, розовую землю, розовый дождь, розовые звезды. И все дни мои стали розовыми!»
«Я вижу квадратные облака, квадратное солнце, квадратный камень, квадратную каплю…»
«Я вижу огромный камень — валун, огромную снежинку — снежинищу, огромную волну — цунами, огромную гору, огромные тучи и облака…»
Игра «Украсим слово».
Цель: активизировать качественный словарь по теме «Неживая природа»; развивать деловую форму общения между сверстниками.
Дети делятся на подгруппы по 3—4 человека и выбирают по жребию символическую картинку с изображением объекта или явления неживой природы.
Задание: каждая команда по очереди называет слово — определение к объекту. Повторять слова нельзя. Выигрывает та команда, которая назовёт большее количество слов-определений.
В. Подберите определения к названному слову (по одному слову каждому ребёнку).
Например: осень — разноцветная, богатая, пёстрая, урожайная, дождливая, холодная, тёплая, мокрая и т. д.
Поделить детей на подгруппы, например, по принципу рода имени существительного или его числа.
• Дождь, ветер, мороз (мужского рода): сильный, грозный, неуёмный…
• Туча, река, земля, звезда (женского рода): огромная, далёкая…
• Облако, солнце, море (среднего рода): утреннее, ласковое…