НЕЛЛИ ГРИМАЛЬСКАЯ
Набор дидактических игр с одним персонажем-куклой
▼ Скачать + Заказать документы
"КТО В КУКЛЫ НЕ ИГРАЛ-ТОТ ДЕТСТВА НЕ ВИДАЛ"
(НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ)
1. Взгляд в историю.
2. Задачи,решаемые с помощью данной куклы.
3. Совокупность традиций и элемента"изюминки"мастера-изготовителя.
4. Пошаговое изготовление куклы.
5. Дидактические игры с кукой.
1. Историческая справка.
Публикация «Набор дидактических игр с одним персонажем-куклой» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2016
Кто из детей не любит кукол?Вряд ли отыщется такой малыш. Да и редкий взрослый станет отнекиваться от игры с нею. В былые времена куклы были в почёте не только как элемент игры,но и как оберег,лекарь,учитель в быту народа.
Куклы служили разным целям:в первую очередь это были языческие обереги на все случаи жизни,от рождения до смерти,в болезни и здравии,обрядовые,игровые. .И относились к ним с должным уважением. Кукол не выбрасывали,их передавали по наследству. Изготавливали кукол то же из различных материалов (дерево,кора,глина,ткань,кожа,мех,трава). Ткань не резали,рвали. Брали ношеную,что бы дух рода не угас. От примитивных кукол,которые дети могли изготовить уже в 3 года,умение выработки кукол поднималось до вершин искусства :украшение бисером,вышивкой,различными орнаментами, но одно было неизменным:лицо куклы. Оно было чистым. Так говорили,не пристанет к кукле злое,не передастся потом дитяти.
2. В современную жизнь органично вплелись древние куклы,"безликость"стала помощником в психокоррекции детской личности (страхов,агрессии,отношений с родителями,пригодилась в работе над различными трудностями и дефектами речи,а также оказала неоценимую помощь в сохранении народных традиций,в деле обучения навыками умениям во всех сферах жизни. С помощью кукол решаются задачи гендерного развития,полового воспитания,даются знания в познавательной,художественно-эстетической,социально-коммуникативной областях.
2. Традиция (от лат. traditio «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
И кукол не миновало традиционное обобщение элементов декора и выполнения.
В каждой губернии свои куклы, как и свои костюмы, песни, заговоры. Их десятки, если не сотни. Вепские - карельские - игрушки - это большегрудые бабы с поднятыми в эмоциональном жесте руками. Архангельская “люлька-лапоть” - тряпочный младенец в берестяной колыбели - лапоточке. Олонецкие “курочки” - мужские и женские куклы на деревянных ногах, похожих на куриные лапы. Не счесть ярких свадебных игрушек, пестрящих разноцветными лоскутами. Ими не играли, а благословляли молодых. Но тем не менее они подчинялись правилам изготовления. Но мастер-изготовитель всегда вносил свои,личные элементы украшения,в наше время это назвали бы "фирменным знаком".
3. В изготовлении своих кукол я решила пойти дальше,попыталась объединить несколько видов кукол,несколько техник. Я использовала ткань для тела куклы,взяла природный наполнитель-гречу и пшено,волосы изготовила из шерстяных ниток,лицо оставила "чистым",изготовила одежду.
Посмотрите,что получилось и пользуйтесь на здоровье предлагаемым материалом!
4. Собственно само изготовление кукол.
5. Дидактические игры социально-коммуникативной области (Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.) :
-Оденем куклу на прогулку.
-Ателье по пошиву одежды.
-Хоровод с куклой.
-Игры про семью и о семье.
-Игр по формированию умений взаимодействовать куклой (на все режимные моменты).
-художественно-эстетической области (Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). :
-Сошьём кукле платье.
-Какие узоры?Найди повторение.
-Расскажи про цвет одежды,обуви.
-Опишем куклу.
Познавательной области (Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
-У меня такие же (Назови части тела куклы).
-С кем дружит кукла?
-На что похожи по форме части куклы?
Речевой области (Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте).
-использование куклы на занятии в качестве гостя или непосредственного участника событий. Разговор от имени куклы в правильной речевой форме.
физической ( Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
в этой области скорее всего кукла будет гостем и помощником в рассказе о здоровом образе жизни.
-На зарядку вместе с куклой!
-беседы по ОБЖ.
-беседы о полезных привычках.
Как видно из списка применение весьма широкое,фантазия педагога может расширить список.
ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ С КУКЛОЙ ДАШЕЙ.
«СДЕЛАЕМ КАТЕ КРАСИВУЮ ПРИЧЕСКУ И НАРЯДИМ ЕЁ»
Цель:
- Обогащать содержание игр с куклой.
- Учить объединяться для совместных игр.
Материал и оборудование:
Расчески, ножницы (предметы-заместители, банты, ленты (по 2-3 экземпляра, зеркало,набор одежды (платье,пинетки-сапожки).
Предварительная работа:
Рассматривание соответствующих иллюстраций.
Ход игры:
Воспитатель обращается к детям: «У моей дочки Даши сегодня день рождения. Даша хочет сделать красивую прическу и одеться нарядно. Я буду парикмахером,а потом мы выберем вместе платье и сапожки к нему. Причешу Катю красиво. Лиза, а ты хочешь причесать свою дочку? Давай играть вместе. Ты тоже будешь парикмахером. Катя,выбери пока наряд для Даши.
Я причешу Дашу, а теперь ты попробуй так же. Теперь давай подстрижем челку. Вот так. Проверим, ровно ли мы постригли волосы. Для этого еще раз причешем их.
Сейчас можно и бантики завязать на косички. Какого цвета волосы у Даши? Я возьму розовый бант. У Даши розовое платье и розовый бантик ей подойдет.
Воспитатель обращается к другой девочке:Катя,какие ты выбрала сапожки. какого цвета?Правильно,красные.
Вот какими красивыми стали наша Даша. Теперь мы уберем и пойдем в магазин, чтобы выбрать Даше подарок ко дню рождения».
Воспитатель повторяет игру с другими детьми, поощряет игру «рядом», «вместе». Своими предложениями взрослый содействует развитию сюжета: «папа» и «мама» приводят дочку к парикмахеру, который ее стрижет, затем идут в «кино», «магазин» и т. д.
Воспитатель учит детей элементарным правилам поведения: здороваться с парикмахером, вежливо выражать свою просьбу: «Подстригите, пожалуйста», «Причешите, пожалуйста», благодарить за прическу и т. д.
Во время игры можно использовать потешку «Расти, коса».