Татьяна Онтужева
Осенние наблюдения на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
№1
Сентябрь – первый осенний месяц.
На теплый юг летит журавль
Позолотил листву сентябрь.
Сентябрь называют «ревун» - за ветреные ночи.
Сентябрь – «хмурень» - за короткие погожие деньки.
Сентябрь, что вы знаете о нем (дети идут в школу).
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села.
Мчатся птицы за моря
И открылась школа.
№2
Отметить состояние погоды утром.
- Когда встает солнце? Потрогать росу на траве.
- Какая роса? Поискать букашек.
Публикация «Осенние наблюдения на прогулке» размещена в разделах
- Почему их не видно?
- Почему появилась тень? Подставить лицо солнцу.
Солнышко еще греет, но это тепло обманное.
И хотя в обед теплынь
Пахнет горькая полынь,
Тянет медом, мятой.
И травой примятой
Только этому не верь
Осень все-таки теперь.
№3
Обратить внимание на клумбы.
- Какие из этих цветов вы знаете?
- Чем цветы отличаются?
Показать детям однолетние и многолетние. Предложить самим объяснить это определение. Познакомить с одним из однолетников.
Посмотреть семенные коробочки. Показать детям созревшие и зеленые. Собрать семена в пакетик. Что делать надо, чтобы не спутать с другими семенами.
№4
Предложить детям послушать звуки осени.
- Что вы услышали? (шорох листьев, чьи-то шаги, голоса)
- А птичьи голоса вы слышите?
- Где сейчас птицы? Чем они заняты?
Перелетные птицы собираются в стаи. Скоро они полетят на юг.
- Почему одни птицы улетают, а другие остаются? (улетают те которые кормятся насекомыми)
- Назовите, каких вы знаете птиц.
П/и «Перелет птиц».
№5
Обратить внимание на наряд деревьев. Как они украшают участок, поселок. Эта пора называется «золотая осень».
- Почему ей дали такое название?
Насобирать желтые листья в пакет для сушки.
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над желтою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
- Подумайте, о чем думают листики, упавшие на землю?
В конце прогулки еще раз обратить внимание на убранство деревьев при свете солнца.
№6
Вынести на улицу вертушку (ленточку, шарик).
- Кто заставил вертушку вертеться? (ветер).
Ветер бывает разной силой. Как можно определить силу ветра? (по вертушке).
- Если ветер слабый, как его можно назвать (ветерок)
- Если очень вильный? (ветрище).
Очень сильный ветер - ураган может нанести боль, вред и людям, и лесу, и жилью.
За окном ветерок веселиться:
То попрыгает, то притаится.
И листочки бегут по дорожке,
Словно желтые мышки от кошки.
- Это про какой ветер стихотворение? Подставить лицо ветру.
- Что еще можно о нем сказать? (холодный)
- А летом какой был?
Игра «Хорошо – плохо».
Октябрь
№1.
Рассказать детям, что второй месяц осени – Октябрь.
- А как называется первый?
В природе октябрь называют: грязник. В октябре журавли отправляются на юг. Обратить внимание на окружающие деревья. Отметить, что больше листвы на земле, и часть листьев пожелтела. Пожухла от низкой температуры и влаги. Но это время очень красиво.
Октябрь уж наступил
Последние листы
С нагих своих ветвей
Дохнул осенний холод
Дорога промерзает
Журча еще бежит
За мельницу ручей
Но пруд уже застыл….
№2
Наблюдение за небом
- Каких туч больше?
- Почему мы летом звали дождик, а сейчас нет?
- Из чего льет дождь?
Я знаю загадку про тучи «Серая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе».
Полюбоваться облаками. Найти облако похожее на зверей, людей.
№3
Рассмотреть птиц, прилетающих на участок.
- Каких птиц не видно?
- Почему они улетели?
- Птицы из леса тянутся к жилью человека. Почему?
Открыть птичью столовую. Рассмотреть с детьми оперение синицы.
- Что у всех птиц есть? (туловище, головка, лапки, клюв, крылья).
- Чем они различаются? (размером, оперением, песнями).
№4
Отметить, что стало холоднее.
- Как это отразилось на одежде людей?
- На лужах, земле?
Землю, растения подмораживает. И только когда всходит солнце, изморозь оттаивает. Подмерзают лужи. Потрогать корочку льда рукой.
- Какой лед? (хрупкий, прозрачный, тонкий, ломкий).
- С чем его можно сравнить? (со стеклом).
- Почему сначала промерзают мелкие лужицы, а глубокие позже?
Под водой похрустывают льдинки.
Ничего не видно. Пустота.
И шуршат ласточки – невидимки
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета
Все притихло, отдыхать легло.
№5
Обратить внимание на частые осенние моросящие дожди. Дни становятся холоднее. В народе говорят «От осени к лету поворота нету».
- Как вы это объясните?
Еще про Октябрь говорят, что характер у этого месяца переменчивый: то плачет, то смеется.
- Какая погода сегодня ближе к смеху или слезам?
№6
Наблюдения за деревьями.
- Какие деревья есть на участке?
- Чем они схожи? (ствол, крона, ветки).
- Чем отличаются? Сравнить кору березы и сосны.
- Что бывает с лиственными деревьями осенью?
- Как меняют свои иголки хвойные деревья?
Полюбоваться вместе с детьми деревьями.
№7
Отметить состояние погоды, стало холоднее. Изо рта идет пар. Листьев на земле больше, чем на деревьях.
Задрожали листы, облетая
Тучи неба закрыли красу
С поля буря ворвавшаяся злая
Рвет и мечет и воет в лесу.
- Какие приметы осени вы услышали в стихотворении? Назовите, если есть еще какие-то приметы (первый лед, одежда людей, поведение птиц…
Ноябрь
№1
Напомнить детям, что осень бывает ранней, золотой, поздней.
- Какое из этих определений больше подходит к сегодняшнему дню. Вместе с детьми найти приметы поздней осени.
№2
Полюбоваться на участке только что выпавшим снегом. Отметить, что на улице от снега стало светло, празднично рассказать детям о том, что снежинками все отличаются друг от друга. Рассмотреть снежинку через увеличительное стекло. Отметить ее красоту, неповторимость. Закрепить с детьми свойство снега.
Д/и «Узнай, чей след».
№3
Предложить посмотреть друг на друга. Отметить одежду детей.
- Почему она стала теплее?
Загадать загадку:
Упрятались голышки
В мохнатые мешки
Четверо вместе
Один на месте (варежки)
Слово «варежки» произошло от слова «варь» - защита.
Варежки это защита от холода.
Придумай загадку про снег, защиту.
№4
Вот и осень перед нами
Поле сжато, скошен луг.
И над лесом косяками
Гуси тянутся на юг.
Частый дождь в окно трезвонит
Ветер, шастая везде.
Золотые листья гонит
По серебряной воде.
- Какое это стихотворение, веселое или грустное?
- Почему?
- Что вы любите больше, зиму или осень?
Д/и «Что было бы если….»
…всегда была осень?
…мы ходили спиной вперед?
…дворники не убирали мусор?
…у птиц не было клюва.
№5
Природа на зиму засыпает.
- Как вы это понимаете?
- Как спят деревья? Трава?
Обойти участок. Обратить внимание детей, что почки на разных деревьях разные.
Рассказать, что от холода ветки становятся хрупкими, поэтому возле деревьев нужно играть аккуратно.
Дворник сгребает снег к деревьям, для чего?