Ирина Авдеева
Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников
Привода своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных пережирают. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать многие положительные качества личности, такие как жизнерадостность, чуткое отношение ко всему живому.
Публикация «Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
Наблюдение — основное средство познания природы. Оно дает воз-можность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят с растениями в зависимости от условий внешней среды или созданных человеком. Наблюдение за растениями можно проводить с детьми, начиная с младшей группы, так как уже в этом возрасте они учатся устанавливать взаимосвязи в природе, замечают зависимость роста и развития растения от разных условий.
В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять. Сопоставление имеет место лишь при условии, что образ, отражающий предыдущее состояние объекта, достаточно отчетлив, чтобы его можно было сравнить с особенностями объекта, имеющимися в данный момент. Учитывая, что процесс наблюдения растянут во времени (наблюдать можно 1 раз в неделю, образ предыдущего объекта в представлении ребенка может оказаться нечетким, и это не позволит осуществить на должном уровне сопоставление и выявить характер произошедших изменений. В результате наблюдений необходимо фиксировать объект природы (рисовать или фотографировать). В процессе сопоставления рисунков или фотографий у детей формируется динамическое представление о росте и развитии растении.
Чтобы увидеть изменения, происходящие с растением, необходимо проводить наблюдения регулярно. Это одно из условий наблюдений. Важным также является выбор объекта и содержание наблюдения. Объектом для нашего наблюдения мы выбрали растения и проследили за ними с детьми разного возраста.
С детьми старшей группы мы проводили циклические наблюдения в течение года. Так, например, можно наблюдать за изменениями, происходящими с рябинои в разные времена года (весной, летом, осенью, зимой) в зависимости от условий внешней среды.
Цикл наблюдений за рябиной начинается весной, в конце апреля и проводится в четыре этапа. На первом этапе дети рассматривают почки, когда они только начинают набухать. Через 10 дней почки лопаются и появляются маленькие зеленые листочки. Еще через неделю листья становятся большими и на рябине появляются бутоны. Через 9 дней бутоны раскрываются и появляются цветы. На каждом этапе наблюдения фотографировать растение. Перед началом следующего наблюдения рассматривать предыдущие фотографии, уточнять условия, которые необходимы для набухания почек, роста листьев и появления бутонов у рябины весной. Обращать внимание детей на красоту соцветий рябины — сочетание зеленого и белого цвета.
Летом, перед началом наблюдения, дети рассматривают фотографии весенних этапов, а потом отмечают, какие изменения произошли за это время. Наблюдения проводятся в июне в два этапа. В начале июня дети следят за появлением ягод, рассматривают их: они маленькие, зеленого цвета. В конце июня (второй этап наблюдения) ягоды увеличиваются в размере и становятся оранжевого цвета. Начинается этап созревания ягод. Воспитатель беседует с детьми, почему произошли такие изменения. Потому что летом стало жарко, было достаточное количество влаги и солнечного света.
Осенью, в начале сентября, дети рассматривают в группе весенние и летние фотографии рябины. Во время прогулки отмечают, какие изменения произошли с ней. У дерева изменился цвет листьев: они стали желтеть и краснеть. Ягоды стали ярко-красного цвета. Наступила осень, и рябина, как и другие деревья и кустарники, готовится к зиме. Меньше поступает питательных веществ к листьям, поэтому они изменили цвет. Педагогу необходимо обратить внимание детей на красоту осенней рябины, на яркость ее наряда.
Заключительное наблюдение в этом цикле проводится зимой, в середине декабря. Дети отрмечают следующие изменения: на рябине нет листьев, остались только грозди ярко-красных ягод. Ствол стал более темным. Это произошло потому, что прекратилось сокодвижение. Рябина находится в состоянии зимнего покоя. Дерево спит — так оно переносит неблагоприятные условия (сильные морозы).Зимой можно наблюдать как к рябине прилетают снегири. К концу зимы ягод на рябине почти не осталось. Они стали темного цвета и сморщились от мороза. Весной можно предложить провести цикл наблюдений за мать-и-мачехой.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что при правильной организации наблюдение становится не только фактором умственного воспитания : у ребенка формируются отчетливые представления о закономерностях в росте и развитии растений, понимание взаимосвязи развития растения и факторов внешней среды, обеспечивающих его выживание, но и нравственного воспитания. Полученные знания позволяют дошкольникам лучше понимать свойства живого организма, вырабатывать правильное отношение к растениям и животным, самостоятельно проектировать свое поведение по отношению к живому.