Ирина Алексеева
Наблюдение в природе-старшая группа 1 часть
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
Обратить внимание на теплую и сухую погоду, на то, как одеты люди. Продолжать формировать представления о сезонных явлениях в природе : похолодание.
Предложить отыскать предметы, освещенные солнцем. Обратить внимание на то, как освещается участок : где больше солнца утром, днем, вечером. Учить различать состояние погоды: солнечно.
Обратить внимание на небо, что оно покрыто серыми облаками, дать задание найти на небе темные облака. Пояснить, что называется тучами. Учить различать и называть состояние погоды: пасмурно.
Публикация «Наблюдение в природе-старшая группа 1 часть» размещена в разделах
Наблюдение за изменениями окраски листьев: желтеют, краснеют. В солнечный ясный день полюбоваться расцвеченными деревьями. Воспитывать любовь к окружающей природе.
Рассматривать известные детям деревья: береза, клен, тополь (или другие, листья на них, находить опавшие, сравнивать между собой. Предложить детям узнавать деревья по листья. Развивать внимание, наблюдательность.
Провести наблюдение за семенами растений цветников. Организовать сбор крупных семян. Учить различать спелые от неспелых семян. Учить бережно относиться к природе.
Учить детей различать растения (цветы). Рассмотреть астры, ноготки. Гвоздики. Учить узнавать их по описанию.
Наблюдение на огороде во время сбора урожая. Формировать представления об особенности выращивания огурцов, моркови, картофеля (вырастают из семян, необходимые условия развития, уход). Воспитывать интерес к природе.
Проводить наблюдения за птицами. Каких птиц мы видим, слышим? Много их или мало? Появились новые птицы у домов: галки, скворцы, вороны. Сравнить их повадки, голоса. Учить спокойно вести себя возле птиц.
Организовать наблюдения за кошкой : внешний вид, повадки, характерные особенности. Продолжать формировать представление детей о животном мире.
Октябрь
Наблюдение за дождем (можно из окна). Вспомнить какой дождь был летом, отметить различие: осенью дожди долгие и моросящие. После дождя холодно, на земле лужи. Осенью лужи долго не высыхают. Дать задание проследить, где раньше высохнут лужи – в тени или на солнце. Почему так происходит? Развивать логическое мышление у детей.
В ветреную погоду наблюдать как движутся облака. Пусть дети подумают, почему они плывут? Для определения силы ветра предложить поиграть с вертушкой, с султанчиками. Рассмотреть как качаются ветки деревьев. Предложить подставить лицо ветру, вспомнить, какой был ветер летом. Развивать наблюдательность.
Наблюдать за листопадом, как падают листья во время ветра. Предложить детям покружиться как листочки, походить по листьям, понюхать их, сплести из листьев веночки, гирлянды. Воспитывать любовь к окружающей природе, способность любоваться ее красотой.
Наблюдение за растениями цветника. Находить знакомые растения, рассматривать их состояние. Подвести детей к выводу, что цветущих растений становится все меньше. Учить бережно, относиться к растениям, обходить кусты и цветы.
Сравнить осеннее убранство ели и сосны с другими деревьями. Учить различать их по хвое и коре, знать, где растут.
Наблюдать за отлетом птиц в теплые края. Формировать представление о перелетных птицах. Воспитывать любовь к живой природе.
В сельской местности наблюдать как собирают урожай овощей, как складывают в бурты, нагружают в грузовики для отправления в город. Воспитывать бережливость.
Наблюдение за собакой. Расширять знания детей о внешнем виде, повадках, питания животного. Воспитывать любовь к домашним животным, заботу о живых существах.
Наблюдение лошади. Знать особенности внешнего вида, названия частей тела (у лошади есть голова. Четыре ноги. Хвост, на голове – глаза, уши. Кожа покрыта шерстью. Есть грива). Показать детям заботу человека о домашнем животном. Воспитывать умение спокойно вести себя возле животного.
Ноябрь
Наблюдение погоды в конце осени: пасмурно, холодно, часто идет дождь, возможен мокрый снег, солнце светит мало. Продолжать формировать представления детей о сезонных явлениях в природе. Закрепить знания о времени года – осень.
Наблюдать за тем, как взрослые готовят растения к зиме – укрывают их, перекапывают землю под кустарниками, в скверах и парках убирают опавшие листья. Воспитывают бережное отношение к природе.
Наблюдение за птицами. Рассказать, как трудно им в холодное время года найти корм. Вывесить кормушку. Наблюдать за повадками птиц во время кормления. Продолжать учить спокойно вести себя возле птиц.
В конце осени обойти весь участок, рассмотреть состояние деревьев, кустарников, травы. Отметить изменения. Которые произошли с ними: листья опали, травы увяли – все это признаки осени. Формировать представления о сезонных изменениях в природе осенью.
Наблюдение растений после первых заморозков: трава побурела, цветы все завяли. Обратить внимание детей на то, что цветы погибли от холода. Воспитывать наблюдательность, внимание.
Наблюдение за движением облаков. Иногда плывут медленно, иногда – быстро. Понаблюдать погоду и движение облаков. Учить делать вывод: в тихую погоду облака движутся медленно, а в ветреную – быстро. Уточнить, что осенью часто дуют ветры.
Наблюдение почвы. Отметить, что в начале осени почва была мягкая, теплая на солнце. Сейчас – холодная, твердая, мерзлая, уже нельзя копать лопатой, трудно выдернуть растение. Скоро почва покроется снегом. Воспитывать наблюдательность.
Наблюдение первого снега. Как лежит. Полюбоваться им. Почитать стихи. Воспитывать любовь к родной природе.
Декабрь
Наблюдение снега. Выявить свойства: белый, холодный, в тепле тает. Может быть рыхлым, липким, рассыпчатым. Рассматривать снежинки, поймав их на рукав или рукавичку, определить форму, сосчитать лучи. Развивать наблюдательность у детей. Воспитывать интерес к неживой природе.
Наблюдение после сильного снегопада. Полюбоваться, как снег украсил деревья и кусты. Как сверкает он на солнце. Подвести к выводу, что снег блестит на солнце при ярком свете. В пасмурный день он не блестит. Воспитывать внимание у детей.
Наблюдать деревья и кустарники в зимнем парке (сквере). Обратить внимание на красоту их в зимнем уборе. Учить различать деревья, находить известные, называть признаки, по которым узнала дерево.
Наблюдать за птицами : воробьями, воронами, голубями. Отметить, где эти птицы чаще встречаются, как передвигаются, какие издают звуки. Формировать конкретные знания о живой природе.
Организовать наблюдение за другими пернатыми: снегирями, свиристелями. Лучше проводить наблюдение во время подкормки. Рассмотреть их внешний вид. Сравнить с другими. Развивать наблюдательность.
Наблюдать за жизнью домашних животных на фермах, в зимнее время. Люди заботятся о животных: на фермах тепло, ест корм. Воспитывать заботливое отношение к животным.
Наблюдение солнце. Отметить, что зимой оно не греет, не поднимается высоко, путь его становится короче. Воспитывать внимание, наблюдательность.
Наблюдение за свойствами льда. Он прозрачный. Рассматривать через тонкий лед замерзших луж листья, лежащие на земле. Если бросить льдинки на землю, они разбиваются на мелкие кусочки. Лед твердый, скользкий. Развивать наблюдательность.