Наталья Божкова
Использование конструктора «Полидрон» в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
На тему: «Использование конструктора «Полидрон» в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
Подготовил:
Воспитател
МДОУ «ЦРР – д\с №8
«Золотая рыбка» г. Валуйки
Божкова Н. П.
Валуйки 2019
1. Организационная часть. Приветствие.
Добрый день, уважаемые коллеги, гости. Я рада вас приветствовать на своём мастер-классе. Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс на тему:
Темочки:
- Конструкторы для детей
- Логическое мышление
- Полидрон. Конструктор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Строительный материал. Методические разработки
- Темочки
«Использование конструктора «Полидрон» в развитии логического мышления детей дошкольного возраста»
Цель: - показать возможности использования конструктора «Полидрон» в развитии логического мышления детей дошкольного возраста; - повышение педагогической компетентности педагогов по использованию игрового оборудования «Полидрон» в образовательной деятельности ДОО с целью повышения качества образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи:
- расширить представление педагогов об особенностях и функциональных возможностях игрового оборудования «Полидрон» «Элементарная математика» и «Полидрон» «Малыш»;
- способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях модернизации дошкольного образования;
- развивать : внимание, логику, мышление, память, воображение.
1. Теоретическая часть.
Уважаемые коллеги! Но прежде хочу задать Вам несколько простых, но очень интересных вопросов:
• За чем вода в стакане? (за стеклом)
• В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец)
• В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет)
• Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит)
• У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (Пять)
Что помогло вам, верно, ответить на все вопросы? (сообразительность, креативность, внимание, мышление)
А какие приемы умственной деятельности Вы использовали? (сравнение, анализ, обобщение)
Это и есть приемы логического мышления. Как вы считаете, зачем логика ребенку, взрослому? (развивает внимание, учит мыслить ясно и четко, служит фундаментом для получения знаний, развития способностей при дальнейшем обучении в школе)
В связи с введением в систему дошкольного образования ФГОС педагогам открываются большие возможности использования различных педагогических технологий, методик, видов дидактического материала. Наиболее популярным оборудованием на сегодняшний день, на наш взгляд, считаются конструкторы. Их существует огромное количество.
Почему же именно конструкторы? Именно конструирование? Обучение конструированию, способствует как формированию общих конструктивных умений, так и в целом развитию всех познавательных процессов детей дошкольного возраста (мышление, внимание, воображение, восприятие).
Учитывая требование ФГОС, считаю, что принципиально важное значение имеет сегодня наполнение развивающей среды современными видами конструкторов, в частности, хотелось сегодня остановиться именно на конструкторе «Полидрон» «Элементарная математика» и «Полидрон» «Малыш». Это трансформируемый игровой конструктор для обучения и игры. Данный конструктор представляет набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Почему же именно этот конструктор? Использование современного конструктора «Полидрон», на наш взгляд, позволяет знакомить с геометрическими фигурами, с основным спектром цветов, кроме того развивает творческие способности, формирует навыки пространственного, абстрактного и логического мышления, развивает мелкую моторику пальцев рук, благодаря необычному соединению, также формирует умение следовать образцу. Опыт работы по развитию конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование конструктора «Полидрон» показал, что использование данного инновационного оборудование позволяет мотивировать самостоятельную творческую деятельность детей. Кроме того, непосредственно организованная деятельность с конструктором обеспечивает легкое знакомство, как с плоскостным конструированием, так и с объёмными фигурами. Знакомит с азами арифметики и геометрии. Погружает в увлекательный мир 3D-моделирования. Сконструировать можно бесконечное количество игровых фигур, что вызывает желание и интерес со стороны ребенка к этому конструктору. Возможности этого конструктора можно перечислять бесконечно.
Занятия строю на основе практической работы с конструктором знакомлю детей с такими видами творческого конструирования как :
1) исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель.
2) свободное исследование, в ходе которого дети создают различные простейшие модели.
На занятиях по конструированию и в свободной деятельности дети придумывают, фантазируют, создают оригинальные конструкции из конструктора «Полидрон» тем самым развивают логическое, творческое и техническое мышление.
Работа с родителями:
Успешность работы с конструктором зависит и от тесного сотрудничества с семьей. Для педагогического просвещения и повышения компетентности родителей в вопросах по данному направлению использую разнообразные формы.
Информацию об особенностях и возможностях конструктора «Полидрон» «Элементарная математика» и «Полидрон» «Малыш», довожу до сведения родителей на собраниях, игротеках, в индивидуальных беседах.
Материалы по теме размещаю в папках-раскладушках, на информационном стенде, что позволяет изучить содержание в домашних условиях.
2. Практическая часть мастер-класса
Сейчас, я хочу Вам показать, несколько примеров заданий на развитие логического мышления с использованием деталей конструктора «Полидрон» «Элементарная математика» и «Полидрон» «Малыш», а также мы немного поконструируем.
1 задание, самое элементарное задание: разложи правильно детали по корзиночкам. Как Вы считаете, на развитие какого логического приема мышления направлено это задание? (классификация) Количество корзиночек может увеличиваться в зависимости от количества фигур, с которыми знакомы дети.
2 задание, какая понадобится фигура, чтобы получился дом?
3 задание, найди лишнюю фигуру.
4 задание - какая фигура находится справа от, слева от….;
- какая фигура находится между ….
5 задание «Запомни расположение». Перед вами появится схема, в течение 30 сек. Вы её рассматриваете и запоминаете, после схема убирается, и вы по представлению создаете данную фигуру.
Выполнение задания
Предлагаю проанализировать полученные фигуры:
- какие геометрические фигуры использовали для постройки?
Вот таким образом, через анализ сконструированной фигуры, через анализ схемы проходит работа над формирование логического пространственного мышления.
8 задание. Ну и, конечно же, работа по развитию логического мышления осуществляется в процессе конструирования. Выделяют множество типов/видов конструирования, но я в своей деятельности использую :
• конструирование по схеме
• конструирование по образцу
• конструирование по замыслу
(расставлены 3 стола с необходимым материалом)
Сейчас Ваша задача сконструировать фигуры, у каждого стола своё задание:
• 1 стол конструируют по схеме.
• 2 стол конструирует по образцу.
• 3 стол конструирует по замыслу.
А затем мы с Вами вместе сделаем выводы о выполненной работе.
Выполнение конструирования : Итак, Ваша задача была сконструировать по схеме, как Вы считаете, какие приемы логического мышления были Вами задействованы в процессе конструирования по схеме? (сравнивать, анализировать, синтезировать)
Какие приемы логического мышления были Вами задействованы в процессе конструирования по образцу? (сравнивать, анализировать)
Какие приемы логического мышления были Вами задействованы в процессе конструирования по замыслу? (синтез, представлять в умственном плане задуманное, умозаключение, т. е. путем ошибок в постройке сделали умозаключение о том, чтобы получалась так, как мне надо необходима эта деталь, а не та)
Заключительная часть: Итак, я постаралась показать Вам возможности использования ТИКО конструктора в процессе развития логического мышления дошкольников.
Конструктор – это универсальное средство для развития детей. Это увлекательный материал для занятия детей. Это огромная возможность для творческой самореализации как детей в создании построек, так и педагогов в создании методических разработок, пособий и всего прочего. Я начала изучать конструкторы по необходимости и рассматривала их только в рамках развития пространственных представлений детей. Но настолько увлек меня процесс изучения, столько было проанализировано мною конструкторов, столько возможностей использования конструкторов я открыла для себя, что решила продолжить изучения данной темы, но в рамках изучения процесса развития логического мышления.
Рефлексия
И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если Вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно – положите в корзинку треугольник. Ну, а если это всё Вас совсем не тронуло – в корзинку положите квадрат. Я могла проанализировать свою работу по завершению.
Спасибо Вам, уважаемые коллеги, за внимание и сотрудничество!