Людмила Магжанова
Совместный детско-родительский проект «Дома и домишки»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Полазненский детский сад №7»
Проект
«Дома и домишки»
Тип проекта : Познавательно-исследовательский.
Участники проекта : дети средней группы№ 4, педагоги и родители воспитанников.
Проект разработали : Магжанова Л. А.
Холод И. И.
2014-2015г. г.
Цель: Формирование у детей представлений о доме как о месте, где живет человек.
Публикация «Совместный детско-родительский проект „Дома и домишки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
1. Уточнить знания детей об условиях дома, удовлетворяющих потребности человека в тепле, свете, чистом воздухе, безопасности, общении, уюте;
Об обязанностях членов семьи по поддержанию в доме чистоты и порядка.
2. Обогащать сенсорный опыт детей ( выделение свойств разных материалов: прочности, хрупкости, продолжать освоение эталонов (цвет, форма, размер, пространственными отношениями.
3. Развивать обследовательские умения, направленные на выделение свойств материалов, размера, свойств и качеств предметов, подвести детей к установлению связи между свойствами материалов и их использованием в строительстве.
4. Развивать познавательную деятельность: осваивать средства и способы получения информации (замещение, моделирование информации символами)
Анализировать схемы, сравнивать предметы по качествам и свойствам, использовать модели пространства.
5. Закрепить представления о жилищах домашних животных, некоторых зверей, птиц, насекомых.
6. Расширять словарный запас: уточнить понимание детьми слов, выражающих названия структурных элементов построек, некоторых прилагательных
отражающих свойства и качества материалов, структурных частей комнаты, предметов мебели, активизировать их использование в общении.
7. Развивать практические умения в продуктивных и творческих видах деятельности.
8. Стимулировать разнообразие игровых замыслов, проявление инициативы в выборе темы игры.
9. Привлекать родителей к творческому взаимодействию с детьми в ходе реализации проекта. Способствовать эмоциональному сближению всех участников проекта.
Мотивационный этап.
Проблемная ситуация. Просмотр фрагмента мультфильма «Дом для Кузьки». У домовенка Кузьки разрушили старый дом, в котором он жил. Кузя в панике. Он не знает где ему жить. Дети предлагают ему разные варианты решения этой проблемы и, наконец, решают построить для Кузи новый дом.
Педагог уточняет, что детям вместе с Кузей предстоит много работы: узнать какие бывают дома и как построить прочный дом. Педагог вопросами направляет внимание детей на возможные источники информации (поискать красивые домики на иллюстрациях в уголке книги, сходить на экскурсию по п. Полазна, прочитать в детской энциклопедии «Почемучка», послушать рассказы детей о их домах).
Цель проекта для детей : Сооружение нового дома для домовенка Кузи и создание альбома для Нафани «Дома и домишки»
Проблемно - деятельностный этап.
Цель:Обогащение представлений детей по теме проекта посредством разных видов деятельности.
Организованная об-
разовательная дея-
тельность в разных видах детской деятельности Совместная с взрослым деятельность Самостоятельная в условиях обогащенной среды деятельность Взаимодействие с семьей
Образовательная ситуация «Какими бывают дома?» Рассматривание на прогулке окружаю-
щих зданий: сравнение по высо-
те, цвету, различия общественного наз-
начения постройки
(магазина или шко-
лы) жилого дома.
Рассматривание (на
прогулке вокруг са-
дика) здания детского сада.
Рассматривание иллюстраций к сказ-
кам : «Теремок», «Рукавичка», «Три
поросенка», «Заюшкина избуш-
ка». Организация экскурсии по дому.
Уточнение представлений о количестве комнат. Их расположении. Конструктивных осо-
бенностях (балкон,
количество окон и др.)
Рассказывание по картине «Строим дом»
Чтение «Кто построил этот дом?»
С. Баруздин
170 (28) С. Р. игра «Строители» Выставка детских книг :
«Зимовье зверей».
«Кошкин дом»,
«Три поросенка»,
«Теремок», «Заюшкина избуш-
ка»
Беседа «Как жили наши предки»
См. 75 А (стр.) Разучивание логоритмического упражнения «Строим дом»
(см. приложение) Раскрашивание сказочных домиков. Выставка детских творческих работ по теме.
Составление рассказа из личного опыта «Дом, в котором я живу» и публичная самопрезентация для сверстников.
См. 70 (стр.) Ситуация общения
«Мой домашний адрес».
Чтение стихов, сказок о домах и домишках, о пространстве и интерьере жилища
См. приложение Складывание разрезных картинок
с изображением разных домов. Подборка фотогра-
фий из личного архива с изображе-
нием ребенка на
фоне общественных
зданий Полазны
(магазин, аптека, почта, Дом культуры
и т. д.)
Лепка «Домок-теремок»
Рисование вариантов обоев для Кузькиной комнаты
(дизайн-деятельность) : заполнение основы
разнообразными от-печатками, выбор интересного цветового сочетания
( по условию: любимые цвета Кузи)
Рассматривание ил-люстраций, где представлены несложные сказочные интерь-
еры. Уточнение названий предметов мебели Строительные игры.
Строить дома с разной этажностью, используя пластины для перекрытий.
Делать зарисовки проектов. Закреплять умение сооружать постройки по рисунку, по схеме.
Образовательная ситуация «Путешествие из города в деревню»
44 (стр. 76-78) Ситуация общения:
«Кому еще, кроме людей, нужны дома?» Оформление странички «Кто, где живет?» для альбома
«Дома и домишки» Сопровождение детей в поиске картинок для оформления страничек книги «Какие бывают дома»
Образовательная ситуация: «Выкладываем план будущей комнаты для Кузи»
(с опорой на материалы Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко и др.) Игры с планами
Упражнение в
моделировании пространства ком-
ты с использованием геометрических форм- заместителей предметов мебели. Игры с кукольной комнатой: конструирование из строительного набора мебели и её
расстановка с учетом гармонич-ности, функциональ-ности. Конструирование с ребенком домика для домовенка Кузи.
Образовательная ситуация «О правах играя. Мой дом –моя крепость».
См. приложение. Рассматривание фотографий с видами п. Полазны Участие в выставке детско-родительского твор-
чества «Мой дом. моя улица»
Творческий этап:
Цель: Обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация.
Презентация макета нового дома для домовенка Кузи и альбома «Дома и домишки» для Нафани. Игры с материалами.
Предполагаемый результат:
1. Изготовление совместно с родителями макета дома (комнаты) для домовенка Кузи.
2. Создание альбома «Дома и домишки»
3. У детей обогатятся представления о структурных элементах дома, о строительных материалах, о назначении разных строений.
4. Дети овладеют некоторыми познавательными умениями: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
5. Пополнится словарный запас за счет названия структурных элементов дома, комнаты, названий жилищ животных, дети поупражняются в составлении описательного рассказа о своем доме;
6. Дети примут участие в работе со схемами и моделями.
7. У детей появится возможность проявить творчество, эстетический вкус, желание сделать место проживания Кузи удобным и красивым.
8. Родители смогут увидеть достижения своего ребенка и проявить себя в роли его партнера в ходе реализации проекта.
Пряничный домик — одна из самых известных сказок Шарля Перро, прославившая его как сказочника. Взяв популярный фольклорный сюжет, автор отблагородил его, записав изящным слогом, доступным читателям любого возраста.
Трудно противостоять соблазнам, особенно, если ты в нужде. Расплата за сладкую жизнь может быть слишком высокой. Но выход есть всегда, если использовать ум и находчивость.
Краткое содержание сказки «Пряничный домик» : Жан и Мари — брат и сестра, дети из очень бедной семьи. Отправившись в лес по грибы, они заблудились. Усталые и голодные, дети наткнулись на сказочный домик, сплошь состоящий из всяческих сладостей: пряников, конфет, орехов и мармелада. Не устояв перед соблазном, дети наелись, как вдруг оказалось, что хозяйка этого великолепия — ведьма, которая собирается откормить Жана, чтобы съесть. Какое-то время с помощью находчивой Мари детишкам удаё тся водить ведьму за нос: спасая брата от страшной участи, Мари придумала просовывать прутик сквозь решётку вместо пальчика, чтобы ведьма не заметила, как раздобрел и поправился Жан. Но вскоре обман вскрывается, и мальчик оказывается на лопате на пути в печь. И снова сообразительность и находчивость выручают детей: попросив ведьму показать, как надо садиться на лопату, они сжигают её и чудесным образом находят дорогу домой, где их ждут хоть и бедные, но горячо любящие родители.
Пряничный домик
Хранители сказок | Сказки Шарля Перро
Давным-давно жили-были брат и сестра, Жан и Мари. Родители их были очень бедны, и жили они в старом домишке на опушке леса. Дети с утра до ночи работали, помогая отцу-дровосеку. Часто они возвращались домой такие усталые, что у них даже не было сил поужинать. Впрочем, нередко случалось, что ужина у них вообще не было, и вся семья ложилась спать голодной.
– Мари, – говорил иногда Жан, когда, голодные, они лежали в темной комнате и не могли заснуть, – мне так хочется шоколадного пряничка.
– Спи, Жан, – отвечала Мари, которая была старше и умнее своего брата.
– Ох, как хочется съесть большой шоколадный пряник с изюмом! – громко вздыхал Жан.
Но шоколадные пряники с изюмом не росли на деревьях, а у родителей Мари и Жана не было денег, чтобы поехать в город и купить их детям. Лишь только воскресные дни были для детей радостными. Тогда Жан и Мари брали корзинки и отправлялись в лес по грибы и ягоды.
– Не уходите далеко, – всегда напоминала мать.
– Ничего с ними не случится, – успокаивал ее отец. – Им каждое дерево в лесу знакомо.
Однажды в воскресенье дети, собирая грибы и ягоды, так увлеклись, что не заметили, как наступил вечер.
Солнце быстро скрылось за темными тучами, а ветки елей зловеще зашумели. Мари и Жан в страхе огляделись вокруг. Лес уже не казался им таким знакомым.
– Мне страшно, Мари, – шепотом сказал Жан.
– Мне тоже, – ответила Мари. – Кажется, мы заблудились.
Большие, незнакомые деревья были похожи на немых великанов с широкими плечами. То там, то здесь в чаще сверкали огоньки – чьи-то хищные глаза.
– Мари, я боюсь, – снова прошептал Жан.
Стало совсем темно. Дрожащие от холода дети прижались друг к другу. Где-то вблизи ухала сова, а издалека доносился вой голодного волка.
Страшная ночь длилась бесконечно. Дети, прислушиваясь к зловещим голосам, так и не сомкнули глаз. Наконец между густыми кронами деревьев блеснуло солнце, и постепенно лес перестал казаться мрачным и страшным. Жан и Мари поднялись и пошли искать дорогу домой.
Шли они, шли по незнакомым местам. Кругом росли громадные грибы, намного больше тех, что они обычно собирали. И вообще все было каким-то необычным и странным.
Когда солнце было уже высоко, Мари и Жан вышли на поляну, посреди которой стоял домик. Необычный домик. Крыша у него была из шоколадных пряников, стены – из розового марципана, а забор – из больших миндальных орехов. Вокруг него был сад, и росли в нем разноцветные конфеты, а на маленьких деревцах висели большие изюмины. Жан не верил собственным глазам. Он посмотрел на Мари, глотая слюнки.
– Пряничный домик! – радостно воскликнул он.
– Садик из конфет! – вторила ему Мари.
Не теряя ни минуты, изголодавшиеся дети бросились к чудесному домику. Жан отломил от крыши кусок пряника и принялся уплетать его. Мари зашла в садик и стала лакомиться то марципановыми морковками, то миндалем с забора, то изюмом с деревца.
– Какая вкусная крыша! – радовался Жан.
– Попробуй кусочек забора, Жан, – предложила ему Мари.
Когда дети наелись необычных лакомств, им захотелось пить. К счастью, посреди садика был фонтан, в котором, переливаясь всеми цветами, журчала вода. Жан отхлебнул из фонтана и удивленно воскликнул:
– Да это же лимонад!
Обрадованные дети жадно пили лимонад, как вдруг из-за угла пряничного домика появилась сгорбленная старушка. В руке у нее была палка, а на носу сидели очень толстые очки.
– Вкусный домик, не правда ли, детки? – спросила она.
Дети молчали. Испуганная Мари пролепетала:
– Мы. мы потерялись в лесу. мы так проголодались.
Старушка, казалось, совсем не рассердилась.
– Не бойтесь, ребятки. Входите в дом. Я вам дам лакомства повкуснее, чем эти.
Как только дверь домика захлопнулась за Мари и Жаном, старушка изменилась до неузнаваемости. Из доброй и приветливой она превратилась в злую ведьму.
– Вот вы и попались! – прохрипела она, потрясая своей клюкой. – Разве это хорошо, есть чужой дом? Вы мне заплатите за это!
Дети задрожали и в страхе прижались друг к дружке.
– А что вы за это с нами сделаете? Наверное, вы все расскажете нашим родителям? – испуганно спросила Мари.
Ведьма расхохоталась.
– Ну уж только не это! Я очень люблю детей. Очень!
И прежде чем Мари опомнилась, ведьма схватила Жана, втолкнула его в темный чулан и закрыла за ним тяжелую дубовую дверь.
– Мари! – слышались возгласы мальчика. – Мне страшно!
– Сиди тихо, негодник! – прикрикнула ведьма. – Ты ел мой дом, теперь я съем тебя! Но сначала мне надо немножко откормить тебя, а то ты слишком худенький.
Жан и Мари громко заплакали. Сейчас они готовы были отдать все пряники на свете за то, чтобы опять очутиться в бедном, но родном домике. Но дом и родители были далеко, и никто не мог прийти им на помощь.
Тут злая хозяйка пряничного домика подошла к чулану.
– Эй, мальчик, просунь-ка палец через щелку в двери, – приказала она.
Жан послушно просунул через щелку самый тонкий пальчик. Ведьма пощупала его и недовольно сказала:
– Одни кости. Ничего, через недельку ты у меня будешь толстеньким-претолстеньким.
И ведьма начала усиленно кормить Жана. Каждый день она готовила для него вкусные блюда, приносила из садика целые охапки марципановых, шоколадных и медовых лакомств. А вечером приказывала ему просовывать в щелку пальчик и ощупывала его.
– Мой золотой, ты толстеешь прямо на глазах.
И действительно, Жан быстро толстел. Но однажды Мари придумала вот что.
– Жан, в следующий раз, покажи ей эту палочку, – сказала она и просунула в чулан тоненькую палочку.
Вечером ведьма как обычно обратилась к Жану:
– А ну, покажи-ка пальчик, сладенький ты мой.
Жан просунул палочку, которую дала ему сестра. Старуха потрогала ее и отскочила как ошпаренная:
– Опять одни кости! Не для того я тебя кормлю, дармоед, чтобы ты был худой, как палка!
На следующий день, когда Жан снова просунул палочку, ведьма не на шутку рассердилась.
– Не может быть, чтобы ты был все еще такой худой! Покажи еще раз палец.
И Жан снова просунул палочку. Старуха потрогала ее и вдруг дернула изо всей силы. Палочка и осталась у нее в руке.
– Что это? – крикнула она в ярости. – Палка! Ах ты, негодный обманщик! Ну, теперь твоя песенка спета!
Она открыла чулан и вытащила оттуда перепуганного Жана, который растолстел и стал, как бочка.
– Ну вот, мой дорогой, – злорадствовала старуха. – Вижу, что из тебя получится отличное жаркое!
Дети оцепенели от ужаса. А ведьма затопила печь, и через минуту она уже разгорелась. От нее так и шел жар.
– Видишь это яблоко? – спросила старуха Жана. Она взяла со стола спелое сочное яблоко и кинула его в печку. Яблоко зашипело в огне, сморщилось, а потом и вовсе исчезло. – То же самое будет и с тобой!
Ведьма схватила большую деревянную лопату, на которой обычно кладут в печь хлеб, посадила на нее пухленького Жана и сунула в нее. Однако мальчик настолько растолстел, что не пролезал в печку, как ведьма ни пыталась впихнуть его туда.
– А ну, слезай! – приказала старуха. – Попробуем иначе. Ложись-ка на лопату.
– Но я не знаю, как мне лечь, – захныкал Жан.
– Вот дурень! – буркнула ведьма. – Я тебе покажу!
И она легла на лопату. Мари только этого и надо было. В тот же миг она схватила лопату и сунула ведьму прямо в печь. Потом быстро закрыла железную дверцу и, схватив перепуганного брата за руку, крикнула:
– Бежим, скорее!
Дети выбежали из пряничного домика и помчались без оглядки в сторону темного леса.
Не разбирая дороги, они долго бежали по лесу и замедлили шаг только тогда, когда на небе появились первые звезды, а лес понемногу начал редеть.
Вдруг вдали они заметили слабый мерцающий огонек.
– Это наш дом! – крикнул запыхавшийся Жан.
Действительно, это был их старый, покосившийся домик. На его пороге стояли обеспокоенные родители и с тревогой и надеждой вглядывались в темноту.
Как же они обрадовались, когда увидели бегущих к ним детей – Мари и Жана!
А о злой ведьме, что жила в глухом лесу, никто больше не слыхал. Наверное, она сгорела в своей печке, а ее сказочный домик развалился на тысячи пряничных и марципановых крошек, которые склевали лесные птицы.
Стихи про дом
Детская.
Когда у нас свободный час,
Мы зря не бьем баклуши –
Ведь в детской комнате у нас
Есть множество игрушек:
Петрушка, «Лего», грузовик,
Железная дорога…
К тому же в детской детских книг
На полке очень много!
Н. Голь
Гостиная.
Мы проводим вечер длинный
В общей комнате – гостиной.
Всей семье уютно в ней:
Кто – с вязаньем,
Кто с газетой…
А еще в гостиной этой
Принимаем мы гостей!
Н. Голь
Ванная комната.
Нам пены не жалко!
Как славно и мило
Мелькает мочалка,
И мылится мыло,
И брызгов фонтаны
Летят от меня
По комнате ванной
В честь банного дня!
Н. Голь
Кухня.
Мама на кухне готовит обед.
Лучшего места для этого нет!
В кухне у нас красота, чистота:
Кухонный стол, сковородки, плита…
А чтобы отведать готовое,
Переберемся в столовую.
Н. Голь
Прихожая.
Во всех домах прихожие,
В общем-то, похожие:
В них коврики и вешалки,
В них зеркала повешены.
В дождь, и в снег, и в день погожий
Вход и выход – из прихожей
Н. Голь
Спальня.
Спальня – комната, где спят.
Для примера, в нашей
Дремлют мишка и солдат,
Хрюша и Степашка.
Шепчет ночь из всех углов:
- Доброй ночи! Сладких сов!
Н. Голь
Столовая.
Тут не просто посиделки:
Дело важное – еда.
Вилка – слева от тарелки,
Ножик – справа, как всегда.
Не шумите за столом,
Ведь у нас приличный дом!
Н. Голь
Окно.
Влезть на подоконник.
Нос прижать к стеклу.
Выглянуть во дворик
Из окна люблю.
За окном природа, утро, день и ночь.
За окном погода –
Солнце, ветер, дождь.
За окном деревья,
Люди и дома,
А в окне, наверно,
Я видна сама.
Больше, чем картинки,
Больше, чем кино,
Больше, чем пластинки,
Я люблю окно.
А. Ахундова
Окно.
День за днем идет кино
На экране этом.
Солнца, зелени полно
На экране летом.
А зимой – синеет лед,
Снег летит, играя.
Фильм идет, идет, идет
Без конца и края.
А. Шибаев
Дом.
Я
Дом
Нарисую
Многоэтажный.
Конечно, он будет
Немного бумажный.
Конечно, он будет
Не очень кирпичный,
Зато – белостенный,
Зато – симпатичный.
Из этого дома наверняка
Никто никогда не прогонит щенка.
Б. Серикбаев
Мой дом.
Посмотрите: это дом-
С крышей, дверью и окном,
И с крылечком, и с трубой,
Цвет у дома – голубой.
Заходите смело в дом!
- Приглашаете? Войдем!
Н. Голь
Маленький дом.
Когда у меня будет маленький дом,
Тогда заведу я в хозяйстве своем:
Двух пушистых котов,
Трех пушистых коров,
Четырех рогатеньких козочек,
Пять кружек с узором из розочек,
Шесть стаканов стеклянных,
Семь ножей оловянных,
Восемь чайников новых,
Девять ложек столовых,
Десять десертных ложек,
Одиннадцать фарфоровых плошек.
Вот сколько всего
Заведу я в хозяйстве своем,
Когда у меня будет
Маленький дом.
Э. Фарджен
Новый дом.
Чтобы дом построить новый,
Запасают тес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.
И. Демьянов
Новый дом.
Грузовик привез, рыча,
Полный кузов кирпича.
А другой привез шофер
Щебень, известь и раствор.
Звон и гром стоят кругом.
Быстро строят новый дом.
Он уже почти готов,
И бригада маляров
Красит в синий цвет фасад:
В доме будет детский сад.
Л. Рашковский
Крыша
Если есть крыша
И лестница есть,
Можно на крышу
Пол лестнице влезть.
Можно по крыше
Побегать потом,
И можно лечь, развалиться.
Все можно.
Нельзя забывать лишь о том,
Что с крыши можно
Свалиться!
В. Данько
Лестница.
Раз – ступенька,
Два – ступенька,
Три – ушиблена коленка.
На четвертой
На ступеньке
Я встаю на четвереньки.
Пусть ступеньки высоки,
Высоки,
На коленках синяки,
Синяки.
Я по лестнице поднялся,
Остальное – пустяки!
А. Ахундова
Логомритмическое упражнение “Строим дом”.
Целый день стук да стук, (Постукивают кулачками.
Раздается громкий стук
Молоточки стучат,
Строим домик для ребят.
Этот дом для зайчиков, (Соединяют под углом указательные пальцы.)
Этот дом для белочек (Соединяют средние пальцы.)
Этот дом для мальчиков. (Соединяют безымянные пальцы.)
Этот дом для девочек (Соединяют мизинцы.)
Вот какой хороший дом, (Поднимают руки сложенные домиком над головой.)
В нем мы дружно заживем!
Идеи для творчества