Мария Цедрик
Урок русской литературы в 10 классе по произведению Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное учреждение образования
«Крупицкая средняя школа»
Урок русской литературы в Х классе
Н. А. Некрасов. Страницы жизни и творчества. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». «Пролог»
Цедрик Мария Александровна
учитель русского языка и литературы
Тема: Н. А. Некрасов. Страницы жизни и творчества. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». «Пролог» (первый урок по теме).
Публикация «Урок русской литературы в 10 классе по произведению Н, Некрасова „Кому на Руси жить хорошо“» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Некрасов Н.А.
- Старшая школа 10 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель: к концу урока учащиеся будут знакомы с биографией и иметь представление о творчестве Н. Некрасова, знать историю создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Оборудование: учебник, видеофрагмент 1 и 2, презентация, пустой кластер «Биография Н. А. Некрасова, карточки для самостоятельной работы, карточки для характеристики героев.
Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный этап
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Включаются в деловой ритм урока
II. Ориентировочно-мотивационный этап
Зачитывает отзывы современников о Н. А. Некрасове : ". человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой. человек с настоящею. русскою натурой - бесхитростный, весёлый и грустный, способный увлекаться и весельем, и горем до чрезмерности. ". И следует заметить, что очень скромный.
Знакомит с темой урока
Предлагает определить задачи урока, исходя из опыта учащихся при изучении других произведений
Добавляет еще одну задачу: Познакомиться с понятиями «народность литературы», «поэма-эпопея»
Формулируют:
Узнать какие исторические события легли в основу поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Научиться сопоставлять реальность с литературным произведением
III. Операционно-познавательный этап
I. Биография Н. А. Некрасова
Продолжает рассказ ученика: Дела в родовом имении были сильно запущены, дошло даже до судебных тяжб, и отец Некрасова взял на себя обязанности исправника. Уезжая по делам, он часто брал с собой сына, поэтому с ранних лет мальчику доводилось видеть картины, не предназначенные для детских глаз: выбивание долгов и недоимок с крестьян, жестокие расправы, всевозможные проявления горя и нищеты. В собственных стихах Некрасов так вспоминал о ранних годах своей жизни:
Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, -
Всему начало здесь, в краю моем родимом.
До нас дошло не много свидетельств о взаимоотношениях с матерью самого поэта. Но все они говорят о том, что Некрасова связывало с матерью чувство глубокой привязанности и любви. «Во мне спасла живую душу ты…»
Умерла мама Некрасова рано, ей было всего 38 лет.
Великое чувство! Его до конца
Мы живо в душе сохраняем,
- Мы любим сестру, и жену, и отца,
Но в муках мы мать вспоминаем.
Детство провел в Грешнево. Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни – непосредственное общение с крестьянскими детьми, оказало влияние на его творчество. Блестяще образованная мать учили детей сама. В доме не было гувернеров. Н. Некрасов получил великолепное домашнее образование.
В 1832 году Некрасову исполнилось 11 лет, и он поступил в гимназию, где проучился до пятого класса. Учеба давалась ему тяжело, отношения с гимназическим начальством не ладились — в частности, из-за едких сатирических стихов, которые он начал сочинять в 16 лет. Поэтому в 1837 году Некрасов отправился в Петербург, где должен был, согласно желанию отца, поступить на военную службу.
В Петербурге юный Некрасов через своего товарища по гимназии познакомился с несколькими студентами, после чего понял, что образование интересовало его больше, чем военное дело. Вопреки требованиям отца и угрозам оставить его без материального содержания, Некрасов начал готовиться к вступительным экзаменам в университет, однако провалил их, после чего стал вольнослушателем филологического факультета.
Некрасов-старший выполнил свой ультиматум и оставил непокорного сына без финансовой помощи. Все свободное от учебы время у Некрасова уходило на поиски работы и крыши над головой: доходило до того, что он не мог позволить себе пообедать. Некоторое время он снимал комнату, но в итоге не смог оплачивать ее и оказался на улице, а затем попал в приют для нищих. Именно там Некрасов открыл для себя новую возможность заработка — писал за небольшую плату прошения и жалобы.
Со временем дела Некрасова стали налаживаться, и этап страшной нужды был пройден. К началу 1840-х годов он зарабатывал на жизнь тем, что сочинял стихи и сказки, выходившие потом в виде лубочных изданий, публиковал небольшие статьи в «Литературной газете» и «Литературном прибавлении к «Русскому инвалиду», давал частные уроки и сочинял пьесы для Александринского театра под псевдонимом Перепельский. Про первый же литературный Николая Некрасова опыт нам расскажет
После такого неудачного литературного опыта, совместно с писателем Иваном Ивановичем Панаевым на взятые взаймы деньги зимой 1846 года поэт арендовал «Современник». В издании публиковались передовые литераторы и все те, кто ненавидел крепостное право. В январе 1847 года состоялся первый выпуск обновленного «Современника». В 1862-ом правительство приостановило работу неугодного высшим чинам журнала, а в 1866 году закрыло его вовсе.
В 1868-ом Николай Алексеевич купил права на «Отечественные записки». Там классик публиковался все последующие годы недолгой жизни.
Среди великого множества произведений литератора особенно выделялись поэмы «Русские женщины» (1873 год, «Мороз, Красный Нос» (1863 год, «Крестьянские дети» (1861 год, «На Волге» (1860 год) и стихотворения «Дед Мазай и зайцы» (1870 год, «Мужичок с ноготок» (1861 год, «Зеленый шум» (1862-1863 год, «Внимая ужасам войны» (1855 год).
По ходу изучения биографии, учащиеся заполняют кластер
Ученик 1 рассказывает заранее подготовленную информацию о семье поэта (Приложение 1)
Ученик 2 читает наизусть стихотворение Н. А. Некрасова «Мать» (приложение 2)
Видеофрагмент 1 прослушивают стихотворение «Уходят матери» Е. Евтушенко
Ученик 3 рассказывает заранее подготовленную информацию о первом литературном опыте поэта (Приложение 3)
Обобщают знания биографии поэта по кластеру
Физкультминутка
II. История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” — вершина творчества Н. А. Некрасова. Он сам называл ее “своим любимым детищем”. Своей поэме Некрасов отдал долгие годы неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, “по словечку” в течение двадцати лет. Ни в одном произведении русской литературы не проявлялись с такой силой и правдой характеры, привычки, взгляды, надежды русского народа, как в этой поэме.
Обращает внимание на понятия «поэма», «эпопея»
Обращает внимание на аспекты понятия «народность литературы»
Организует беседу по содержанию видеофрагмента
Возможно, учащиеся формулируют определения «поэма», «эпопея»
Смотрят Видеофрагмент 2 об истории создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и заполняют таблицу (Приложение 4)
IV. Контрольно-коррекционный этап
Организует проверку выполнения задания
И сам Николай Некрасов старался придерживаться этой формуле счастья всю свою, к сожалению, не очень долгую и достаточно тяжелую жизнь. «Счастье в чистой совести, в семье и в труде на благо народа». Самостоятельная проверка выполненного задания по образцу
V. Рефлексивно-оценочный этап
Давайте вернемся к целям нашей работы, которые поставили себе в начале урока.
Подводит итог урока, выставляет отметки Учащиеся анализируют степень достижения целей урока
VI. Домашнее задание: прочитать «Пролог», составить характеристику одного из героев (по выбору)
Предлагает выбрать учащимся карточку (Приложение 5) Учащиеся вытягивают карточку с именем героя и планом его характеристики
Приложение 1
Ученик 1
Его мать, Елена Андреевна, принадлежавшая к роду польских дворян Закревских, кроткая женщина, очень страдала в замужестве. Она была человеком высокой культуры, а ее муж был человеком грубым, жестоким, невежественным. Целыми днями сидела она дома одна, а ее муж постоянно разъезжал по соседним помещикам: его излюбленными развлечениями были карты, попойки, псовая охота. Бывали такие дни, когда она целыми днями сидела за роялем, пела и плакала о своей горькой участи. Глава семейства Алексей Сергеевич был деспотом, гордившимся своим дворянским происхождением. Заядлый картежник не интересовался ни поэзией, ни прозой. Неуравновешенный мужчина был хорош только в двух вещах – охоте и рукоприкладстве.
Приложение 2
Ученик 2
Мать
Она была исполнена печали,
И между тем, как шумны и резвы
Три отрока вокруг нее играли,
Ее уста задумчиво шептали:
"Несчастные! зачем родились вы?
Пойдете вы дорогою прямою
И вам судьбы своей не избежать!"
Не омрачай веселья их тоскою,
Не плачь над ними, мученица-мать!
Но говори им с молодости ранней:
Есть времена, есть целые века,
В которые нет ничего желанней,
Прекраснее - тернового венка.
Приложение 3
Ученик 3
В 1840 году за счет собственных сбережений Некрасов выпустил свой первый поэтический сборник «Мечты и звуки», состоявший из романтических баллад, в которых прослеживалось влияние поэзии Василия Жуковского и Владимира Бенедиктова. Сам Жуковский, ознакомившись со сборником, назвал неплохими всего два стихотворения, остальные же рекомендовал печатать под псевдонимом и аргументировал это так: «Впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи». Некрасов внял совету и выпустил сборник под инициалами Н. Н.
Книга «Мечты и звуки» не имела особого успеха ни у читателей, ни у критиков, хотя Николай Полевой отзывался о начинающем поэте весьма благосклонно, а Виссарион Белинский назвал его стихи «вышедшими из души». Сам Некрасов был огорчен первым поэтическим опытом и решил попробовать себя в прозе. Свои ранние рассказы и повести он писал в реалистической манере: в основу сюжетов легли события и явления, участником или свидетелем которых был сам автор, а у некоторых персонажей были прототипы в реальности.
Приложение 4
Вопрос Ответ
Какие темы раскрыты в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
Что позволяет автору создать цельный образ страны?
На какие традиции ориентируется Н. Некрасов строя в повествование в сказочном стиле?
Зачем герои поэмы отправляются в путь?
Когда возникает замысел поэмы?
Какой образ является символом исторического пути от рабства к свободе в произведении?
В чем же счастье русского человека, согласно текста произведения?
Приложение 5
1. Место персонажа в произведении
2. Характеристика персонажа, внешность
3. Своеобразие мировосприятия
4. Область чувств
5. Авторское отношение к персонажу
6. Какие черты личности выявляются
7. Общественная проблема и образ
Кластер : «Кому на Руси жить хорошо»