Светлана Солодилова
План-конспект занятия «Коллекционер бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
ФЦКМ
Тема занятия : Коллекционер бумаги
Возрастная группа: старшая.
Форма совместной деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Форма организации: групповая.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Средства:
Публикация «План-конспект занятия „Коллекционер бумаги“» размещена в разделах
- наглядные: на доске картина с осенним пейзажем, клей, салфетки, Фея Бумаги и её бумажный замок; у каждого ребенка на столе по 4 полоски бумаги (разный цвет, разная толщина, разная поверхность, ножницы, стакан с водой, подносы, графитный и цветные карандаши; клей.
- музыкальные:
Цель: Формировать познавательный интерес детей о бумаге и её качествах и видах.
Задачи:
- образовательные: расширять представление детей о разных видах бумаги и ее качествах. Совершенствовать умение определять предметы по признакам материала. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги.
- развивающие: Развитие речи. Учить детей анализировать, делать простейшие умозаключения. Активизировать в речи детей слова, обозначающие свойства бумаги.
- воспитательные: привитие бережного отношения к труду. Воспитывать наблюдательность, внимание.
- задачи с учё том индивидуальных особенностей: Совершенствовать навыки составления описательного рассказа. (Миша, Илья, Василиса)
Ход деятельности:
Организационный момент:
Дети сидят за столами. Перед каждым из них лежит весь материал, кроме ножниц. Воспитатель читает отрывок стихотворения «Бумага» С. Михалкова:
Простой бумаги
Свежий лист,
Ты бел, как мел.
Не смят и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука.
Чем станешь ты?
Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
- Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
- Верно, о бумаге.
-Ребята, взгляните, кто у нас сегодня в гостях. Это Фея Бумага из Бумажной страны. В этой стране все сделано из бумаги : и дома, и одежда, и транспорт и все-все-все. Посмотрите внимательно на саму Фею. Даже она сама сделана … из чего? Из бумаги.
Послушайте небольшую историю, которую вам расскажет Фея:
- Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины.
- Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами.
- Какого цвета бумага?
- Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, шероховатая)
- Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой.
- Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? {ответы детей)
- Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть - потолще.
- Попробуйте смять бумагу. Получилось? {ответы детей)
- Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей)
- Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая- и тонкая, и толстая, и белая, и цветная.
ЗНАЧИТ, бумага МНЕТСЯ.
- Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей)
ИТАК, БУМАГА ЛЕГКО МНЕТСЯ И СОВСЕМ НЕ РАЗГЛАЖИВАЕТСЯ, НЕ СТАНОВИТСЯ ПРЕЖНЕЙ.
Физминутка: - А сейчас встаньте, осмотритесь и подойдите к тем предметам, находящимся в группе, которые по вашему мнению сделаны из бумаги (дети выполняют и объясняют, как они определили, что данный предмет сделан из бумаги, положить на него руку, употребив при этом прилагательное «бумажный».
(воспитатель раздает ножницы)
- Возьмите ножницы и разрежьте бумагу. Какая бумага режется легче? (ответы детей)
- Вся ли бумага режется?
МЫ ВЫЯСНИЛИ, ЧТО БУМАГА ЛЕГКО РЕЖЕТСЯ НОЖНИЦАМИ.
- А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось?
ЗНАЧИТ, БУМАГА ЕЩЕ И РВЕТСЯ. ВЫВОД: БУМАГА МНЕТСЯ, РЕЖЕТСЯ, РВЕТСЯ.
- Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (ответы детей) - Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая).
- Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась)
ВЫВОД: БУМАГА НАМОКАЕТ В ВОДЕ И РАСПОЛЗАЕТСЯ, ОНА НЕПРОЧНАЯ.
- Возьмите графитный карандаш и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветными. Получилось?
ЗНАЧИТ, НА БУМАГЕ МОЖНО ПИСАТЬ, РИСОВАТЬ.
Дыхательная гимнастика
Детям предлагается подуть на бумажные комочки. Понаблюдать за их движением в зависимости от силы, с которой на них дуют.
На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.
А теперь давайте сделаем красивый осенний пейзаж. Наклейте кусочки из салфеток на деревья. Полюбуйтесь на картину!
Итог:
- Что сегодня мы рассматривали на занятии?
- Что вы узнали о бумаге нового, интересного? (бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко режется, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная).
Ну, что ж, пора прощаться с Феей Бумагой. Бумажная Фея просит вас, ребята, беречь бумагу, не рвать и не выбрасывать ее понапрасну. Ведь бумагу делают из деревьев. Чтобы сделать 10 альбомов для рисования (показ) пришлось срубить одно небольшое деревце. Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев.
Что мы скажем ей на прощанье? А еще пообещаем Фее беречь бумагу и бережно относится к вещам, сделанным из бумаги.