Евгения Аникина
Консультация для родителей «Речь на кончиках пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Особую роль в развитии речи ребёнка следует отвести пальчиковым играм. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука — это инструмент всех инструментов» — сказал ещё Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг» — писал Кант. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.
Публикация «Консультация для родителей „Речь на кончиках пальцев“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя.
Уже с 6-7 месяцев нужно проводить систематические тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание, и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Примерно с 10 месяцев, кроме выполнения пассивных упражнений ребенка нужно
учить катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного диаметра;
рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина; перекладывать
из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т. п.)
одной рукой или двумя одновременно. Можно заниматься конструированием из
кубиков, собирать различные пирамидки.
Начиная, с полутора лет можно активно использовать пальчиковые игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев рук. А также учить детей играть в различные шнуровки, расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки
из одного клубка в другой, собирать крупные пазлы.
С 2-х до 3-х лет совершенствуется техника уже освоенных пальчиковых игр. Помимо
этого широко используются игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровки,
выкладывание узоров из круп.
Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста,
указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой
функции. Существует тесная связь между координацией мелкой моторики рук,
речью и общим физическим развитием детей. Во время пальчиковых игр дети не
только работают руками, но и проговаривают слова. Чем активнее и точнее
движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Это развивает речь и слуховую память.
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 3-х лет. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку.
С 3 лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого практикуйте игры с мозаикой, средние пазлы, нанизывание бус, бисера, пуговиц, лепку из глины или пластилина, используйте веревочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков и т. д. В три года ребенок должен уметь показывать три пальчика отдельно друг от друга. К 4,5 годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.
Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Ребёнок получает массу необходимых впечатлений для своего эмоционального и интеллектуального развития.