Марина Курносова
Проект «Ум на кончиках пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 "Солнышко" комбинированного вида
Павлово-Посадского муниципального района Московской области
142505, г. Павловский Посад, пер. Интернациональный, д. 18Б
Телефон: 8-49643-5-92-54; E-mail : ds11p-posad@mail.ru
Проект
«Ум на кончиках пальцев.»
(развитие мелкой моторики рук)
в группе №2 (ОВЗ)
Воспитатель: Курносова М. В.
г. Павловский Посад
2016-2017 уч. год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка стр. 3
Публикация «Проект „Ум на кончиках пальцев“» размещена в разделах
Актуальность стр. 4
Паспорт проекта стр. 5
Этапы реализации стр. 6
Подготовительный этап стр. 6
Диагностический этап стр. 6
Реализация проекта стр. 8
Заключительный этап стр. 12
Список литературы стр. 14
Приложения стр. 15
Проект «Ум на кончиках пальцев» предназначен для работы с детьми ОВЗ дошкольного возраста. Данный проект содержит материал по образовательной области «Познание», через интеграцию образовательных областей:«Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Пояснительная записка.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Актуальность.
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага и т. д.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей с ОВЗ раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями таких детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Паспорт проекта
Наименование проекта : «Ум на кончиках пальцев.»
Тип: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, групповой.
Количество воспитанников: 9.
Форма представления: слайдовая презентация.
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук детей с ОВЗ, используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Обеспечивать эмоциональное благополучие.
Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.
Развивать познавательные способности, психические процессы детей.
Воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений.
Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
Развивать творчество и креативность участников проекта.
Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.
Исполнители проекта : дети, воспитатель, родители.
Сроки: проект рассчитан на 9 месяцев (сентябрь-май).
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап :
• Изучение научно-методической литературы по данной теме (см. таблицу);
• Составление картотек: "Пальчиковые игры" по лексическим темам, "Игры с пуговицами";
• Подбор и создание наглядно – информационного и консультативного материала для родителей;
• Изготовление и приобретение материала и пособий для детей по развитию моторики рук.
2. Диагностический этап:
А) Диагностика воспитанников проводилась с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребенка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (приложение 1).
Задачи
Выявить уровень сформированности у детей навыков продуктивной деятельности.
Выявить уровень сформированности навыков самообслуживания у воспитанников.
Определить уровень развития мелкой моторики каждого ребенка на момент обследования.
Результаты диагностики на начало реализации проекта показали, что с высоким уровнем развития мелкой моторики рук 4% воспитанников, 31% имели средний уровень и 65%низкий.
Б) Анкетирование родителей позволило выявить компетентность родителей по данной теме (приложение 2).
Предполагаемые результаты реализации проекта :
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами трудовой деятельности.
Умение создавать художественный образ своего изделия.
Овладение приемами работы с разными инструментами.
Овладение нормами этики поведения.
Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта :
Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка с ОВЗ осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках ДОУ и семьи.
3. Реализация проекта
Создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста:
- Работа с детьми по всем образовательным областям:
в процессе НОД (продуктивной деятельности);
индивидуальной работе;
на прогулке;
самообслуживание;
использование нетрадиционных приемов.
- Совместная деятельность с родителями.
Организация работы по проекту :
Разделы Сроки Содержание работы Материал и оборудование Отметка о выполнении
Работа с детьми Сентябрь «Прищепки в корзинке» Корзинка с прищепками.
«Перекладывание двумя пальчиками» Поднос, теннисные шарики, макаронные изделия средней величины, две пиалы.
"Пескотерапия" Стол с подсветкой для игр с песком.
Игра с крупой «Помочь Золушке» Поднос, две миски (одна из которых с фасолью им горохом).
Октябрь «Скрути нитку в клубок» Поднос, клубок шерстяных ниток.
"Пескотерапия" Игры с кинетическим песком.
Игры с прищепками. Пособие "Игры с прищепками".
Ноябрь "Игры с застёжками" Пособие "Застегни одежду".
«Игры со шнурками» Пособие "Зашнуруй ботинки".
Пальчиковый театр. Сказка "Теремок". Набор пальчикового театра "Теремок".
Декабрь «Взбиваем крем» Венчик для взбивания крема, миска с водой, немного шампуня.
Игра с крупой «Волшебное сито» Сито, две миски (в одной из которых рис и манка).
«Рисунки ладошками и пальчиками» Ватман, гуашь (ладошками рисуем ёлку, пальчиками - игрушки на ёлке).
Январь Игра с крупой
«Пересыпаем ложкой» Поднос, две чашки: слева — чашка с крупой, а справа — пустая (обе чашки должны быть сухими) и ложка
«Игры с карандашом» Карандаш с гранями; нитка, на конце которой бантик.
Февраль "Нанизывание" Туба от бумажных полотенец, резинки для волос.
Игра с крупой «Рисуем дорожки» Спички, манная крупа.
Пазлы. Пазлы по сюжетам мультфильмов.
Март «Нанизывание» Колечки, макароны, бусины, шнурки.
Игра с крупой «Что же спрятано?» Мелкие игрушки, которые можно прятать в крупе.
"Пескотерапия. " Игры с кинетическим песком.
Апрель «Выловим из воды» Поднос, две миски (одна из них с водой, ситечко с ручкой. В воде плавают 3—4 шарика (разного цвета)
Игры с шариком. Доска с дорожками для перекатывания шарика.
"Собери солнышко" Пособие "Солнышко" из капсул из-под "Киндер яиц".
Май "Первые весенние цветы" Мозаика. Выкладываем из мозаики цветы и травку.
Игра с песком «Отпечатки наших рук» Песочница (можно во время прогулки).
Игра с водой «Выжимание губки» Поднос, две миски (одна из них с водой, средней величины губка (рассчитанная на ручку ребенка).
Пазлы. Пазлы по мотивам сказок, мультфильмов.
Работа с семьёй
Сентябрь Памятка "Что такое мелкая моторика" Оформление родительского уголка.
Октябрь Консультация Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями. " Консультация для родителей.
Выставка-конкурс «Удивительное рядом» Поделки из природного материала, совместная работа с родителями.
Ноябрь
Памятка "Зачем нужно развивать мелкую моторику?" Оформление родительского уголка.
Консультация «Развитие у детей мелкой моторики» Консультация для родителей.
Декабрь Памятка "На что влияет развитие мелкой моторики?" Оформление родительского уголка.
Православный творческий конкурс «За окошком Рождество» Совместная деятельность родителей и детей.
Январь Памятка "Средства развития мелкой моторики" Оформление родительского уголка.
Февраль Беседа «Игры с подручными предметами на развитие мелкой моторики рук. Беседа с родителями.
Консультация "Игры с пуговицами" Оформление родительского уголка.
Март Консультация «Пальчиковые игры и развитие речи» Оформление родительского уголка.
Выставка рисунков "Моя мама лучше всех. " Совместная деятельность детей и пап. Оформление выставки.
Апрель Памятка "При недостатках развития мелкой моторики" Оформление родительского уголка.
Выставка работ
«Дорога в космос» Совместная деятельность детей и родителей.
Май Памятка "Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях. " Оформление родительского уголка.
Выставка работ «Этот День Победы!" Совместная деятельность детей и родителей.
Изучение методической литературы
1. Г. Г. Галкина «Пальцы помогают говорить»
2. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка"
3. Белая А. Е, Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М. : ООО Издательство АСТ, 2000
4. Зажигина О. А. "Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. " Москва, Детство-Пресс, 2014
5. Крупенчук О. И. "Пальчиковые игры. " СПб, Издательский Дом Литера, 2008
4. Заключительный этап:
Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.
Результативность:
Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей с ОВЗ дошкольного возраста, я добилась определенных результатов. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. С высоким уровнем 36%воспитанников, средний уровень у 38%детей, низкий – у 26%.
Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, более уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания. Дети ознакомлены с нетрадиционными методами изобразительной деятельности: набрызг, рисование ватными палочками, пальчиками, ладошками, зубными щётками, пакетом, мятой бумагой, методом тычка, рисование на наждачной бумаге, методом отпечатка.
Результаты, полученные в ходе проекта, помогли решить и ряд других задач:
o Результативность диагностических исследований по всем видам деятельности детей в конце года была достаточно высокая.
o Ярче и интереснее стала жизнь в группе.
o Улучшились партнёрские отношения педагогов с детьми.
o Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.
o Разучены с детьми пальчиковые игры.
o Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца.
Вывод:
Использованная система дала положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Заключение:
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается практически у каждого ребёнка с ОВЗ, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать.
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности у детей с ОВЗ.
Таблица показателей развития мелкой моторики рук.
Начало года Конец года
Высокий показатель 4% 36%
Средний показатель 31% 38%
Низкий показатель 65% 26%
Список литературы
1. Г. Г. Галкина «Пальцы помогают говорить»
2. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка"
3. Белая А. Е, Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М. : ООО Издательство АСТ, 2000
4. Зажигина О. А. "Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. " Москва, Детство-Пресс, 2014
5. Крупенчук О. И. "Пальчиковые игры. " СПб, Издательский Дом Литера, 2008
Приложение 1
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ
СОСТОЯНИЯ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК.
1. Тест на определение полноты объема движений пальцев рук
Цель: диагностирование полноты объема движений пальцев рук при разжимании кулаков по полноте амплитуды движений отводящих мышц.
Ход тестирования:
Тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх.
Последовательность выполнения задания:
1. Крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней.
2. Удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5.
З. Под счет раз-два сжимать и разжимать ладони (повторить
5-6 раз). На правой руке, на левой, одновременно.
Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.
Интерпретация результатов тестирования:
Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук : во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.
Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук : во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.
2. Тест на выявление переключаемости движений пальцев рук
«Кулак - ребро - ладонь» (А. Р. Лурия)
Цель: определение уровня переключаемости движений пальцев доминантной руки.
Ход тестирования:
Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак - ребро - ладонь».
«Игра на рояле»
Ребенку предлагается поиграть на воображаемом рояле.
Могут быть нарушены:
• переключение с одного вида движений на другое;
• последовательность движений.
Интерпретация результатов тестирования:
Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении команд тестирующего.
Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемости движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего.
3. Тест на определение навыка работы с карандашом
Цель: определения умения ребнка пользоваться карандашом.
Ход тестирования:
Ребнку предлагается нарисовать
- прямые,
- ломаные,
- замкнутые,
- волнистые линии,
Интерпретация результатов тестирования:
Навык считается сформированным, если ребнок правильно выполняет все задания.
4. Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев руки
Цель: определение уровня сформированности умения ребенка управлять мышцами -сгибателями при удержании пальцев рук в заданной позе.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребенку сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно прижать к ладони и удержать их в этом положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10.
Интерпретация результатов тестирования:
Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.
Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем, если пальцы непроизвольно начинают разгибаться.
5. Тест на определение уровня точности выполнения движений пальцами
«Колечки»
Цель: определение уровня умения ребенка совершать движения пальцами рук с заданной точностью.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребёнку последовательно делать колечки двумя пальцами ведущей руки : большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем.
Тестирование предлагается проводить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.
«Зайчик»
Одновременно вытянуть указательный и средний палец правой руки, остальные пальцы собраны в щепоть, потом левой, затем одновременно.
Интерпретация результатов тестирования:
Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок соединяет пальцы колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности.
Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.
Приложение 2
Анкета для родителей «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?»
1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?
- Да - Затрудняюсь ответить - Нет
2. Как вы думаете когда можно начинать развивать мелкую моторику?
- В младенчестве - 3-7 лет - в школе
3. Есть ли у вас дома игры на развитие мелкой моторики? Укажите какие?
___
___
4. Используете ли Вы нетрадиционный материал для развития мелкой моторики? Выберите из предложенного и добавьте свой.
- Крупа, природный материал - Пуговицы, бусины - Иголки, нитки
- Конструктор, мозаика
- Кубики, пирамидки, матрёшки.
5. Откуда используете информацию о видах развития мелкой моторики?
- В детском саду - Литература - В интернете - Подсказывает своя интуиция
6. Любит ли ребенок выполнять задания? Как он это делает?
- Пассивно - Активно
7. Какая форма работы с воспитателями Вам наиболее комфортна?
- Родительское собрание - Открытые просмотры - Мастер – класс
- Индивидуальная беседа
- Консультация
- Материал в родительском уголке
- Никакая, информации хватает вполне.
8. Готовы ли Вы участвовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?
- Да - Не знаю - Нет
9. Что нового по этой теме Вы хотели бы узнать?