Елена Клименко
МЫ — Волшебники, или Как сделать волшебными предметы для занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебным может быть абсолютно все: бумага и карандаши, пластилин и кисточки, любые игрушки, карточки, цветы и т. д. Самое главное даже не в том, чтобы придумать очередной волшебный предмет (это, как правило, не очень сложно, а в том, чтобы не переусердствовать с «волшебством». Ведь если его будет слишком много, то оно перестанет действовать и станет обыденностью. Поэтому, по нашему мнению, необходимо познакомиться с теми правилами работы с «волшебными» предметами, которые мы открыли для себя, а может быть, и добавить к ним какие-то свои.
Публикация «МЫ — Волшебники, или Как сделать волшебными предметы для занятий» размещена в разделах
Во-первых, волшебных предметов должно быть немного (2-3).
Во-вторых, они должны быть действительно интересны ребенку как с точки зрения внешнего вида (яркие, необычные, редко встречающиеся и т. п., так и с точки зрения их «волшебных» возможностей.
В-третьих, использование «волшебных» предметов должно быть разумно распределено во временном пространстве занятия, т. е. нельзя использовать их один за другим.
В-четвертых, каждый предмет должен появляться в процессе курса обучения не один раз.
В-пятых, функции этих предметов должны быть строго определены и разграничены, с тем чтобы сами дети могли прибегнуть к их помощи в случае необходимости.
Волшебная шишка
В нашей игровой деятельности и на занятиях всегда желанным гостем была красивая кедровая шишка, которая во многом нам помогала. Дос-таточно было, закрыв глаза, подержать эту шишку на раскрытой ладони или просто прикоснуться к ней, как она выполняла наши непростые желания.
Если мы уставали; она придавала нам бодрости и сил; если мы грустили, она зажигала в наших глазах радостные звездочки; если мы слишком шумели, она превращала нас в самых тихих и внимательных слушателей, а случалось, что она, наоборот, делала наши голоса звонкими и громкими. Она умела даже превращать нас в разных зверей, в совсем маленьких человечков и в великанов и т. п.
Наша шишка помогала нам многое увидеть и услышать: как распускаются нарисованные цветы, шумит нарисованный дождь, поют нарисованные птицы и рычат нарисованные звери. Держа шишку на ладони, мы видели сказочные дворцы и корабли, добрых волшебников и злых колдунов. Она помогала нам вспомнить любимых сказочных героев и представить, как обрадуется мама нашему подарку.
Так что эту шишку мы считали волшебной вполне заслуженно. Если у вас нет волшебной кедровой шишки, то, может быть, вам встретится волшебная еловая или волшебная сосновая шишка. Думаем, что такие шишки в чудесах тоже помогают.
Волшебные мячики
Наши волшебные мячики были пластмассовыми, красными и желтыми. А превращаться они умели, во-первых, в очень послушные мячики, которые всегда попадают в руки именно тому, кому их направили, и почти не падают, а уж если упадут, то стараются далеко не прятаться.
А еще они могли быть очень горячими (перегрелись на солнышке, поэтому из рук в руки их приходилось передавать быстро-быстро, чтобы не обжечься. А когда они попадали к нам прямо из царства Деда Мороза, «замороженные»мячики и нас замораживали, и тогда мы превращались в ледяные статуи, которые разморозить можно было только самыми теплыми словами.
Конечно, их можно было считать, катать и бросать друг другу, но это, пожалуй, умеют делать и самые обыкновенные мячики.
Волшебные зверюшки
Мягкие игрушки у нас тоже бывали волшебными. Они умели рассказывать самые разные сказки про себя и про своих друзей. В наше отсутствие они отправлялись в разные странствия и с ними происходили самые невероятные приключения, которыми они и спешили поделиться с нами, как только мы собирались вместе. Им снились удивительные сны, в которых они кого только не встречали! Они старательно учились на наших занятиях и, пожалуй, не хуже детей умели считать, читать и отвечать на трудные вопросы. Они часто спешили к нам на помощь, когда у нас что-то не получалось со строительством «Весёлого острова», с ритмическими упражнениями или с выбором красок для наших картин. А когда у кого-то было плохое настроение (ведь такое тоже иногда случается даже с самыми веселыми людьми, они старались его успокоить и рассмешить.
Разноцветные карточки
Когда-то мы играли в разноцветные стеклышки, в которые, если их удастся найти, было бы и теперь интересно поиграть. Например, посмотреть через них друг на друга и на все, что нас окружает, и представить, что мы попали в Красное, Желтое или Зеленое царство. Но можно представлять себе эти царства и без стеклышек, а с волшебными разноцветными карточками в руках.
Разноцветные карточки очень хорошо использовать в качестве диагностического материала в начале занятия при определении «цвета настроения». Как правило, удачно проведенное занятие цветовой диагностики в конце не требует.
Такими карточками было легко и весело сочинять разноцветные загадки. Использовали мы их и как разновидность опорного материала при развитии зрительной и слуховой памяти. В этом случае я, рассказывала какую-то историю, в которой встречаются разноцветные предметы, и раскладывает карточки на столе. Потом дети по цветам вспоминают, какие предметы были названы.
Карточки с рисунками
Карточки с рисунками нужны на каждом занятии и выполняют они очень много функций. А вот волшебными они становятся не всегда, а только в тех случаях, когда нам необходимо «оживание» изображенных на них персонажей. Такая необходимость возникает прежде всего тогда, когда ка-кой-либо нарисованный герой становится нашим гостем и активно включается во все происходящие события.
Тактильные карточки
Тактильные карточки для развития воображения детей, для при обретения ими осязательного опыта педагоги придумали давно. Изготавливают их из самых разнообразных материалов, которые наклеивают на картон. Это могут быть ткани разной структуры, кусочки меха, спички, зерна риса, гречки, пшена, арбуза, дыни, маленькие ракушки и вообще все, что угодно, что окажется у вас под рукой и покажется вам интересным по тактильным ощущениям.
Используя тактильные карточки, я придумывала разные сказки: мягкие, колючие, гладкие и тд.
Помогали они нам и определить настроение в группе, изменить его в лучшую сторону, а также в упражнениях по управлению своими жестами, взглядом, интонациями
Геометрические фигурки
В работе я, использую самые обычные геометрические фигурки, вырезанные из цветного картона. Но когда они становились «волшебными», они умели превращаться в разных животных, сказочные замки, волшебные корабли и т. д. Если мы использовали такие фигурки как «обводилки», они служили основой для самых разнообразных рисунков: например, квадратики превращались в мордочки медвежат, собак, зайчиков, треугольники - в расписные лодки, ромбы - в лягушат и т. д.
Обводилки»
«Обводилки» стали одной из самых любимых игр для малышей. Именно они помогали нам в подготовке руки к более серьезным художественным работам и к письму, которые нам предстоять в будущем. Для «обводилок» я, готовила контурные штриховые рисунки разной степени сложности. «Обводилки» замечательны тем, что они. на наших глазах становятся красивыми, нарядными, начинают «улыбаться» и «радоваться» тому, что дети помогли им стать «настоящими».