Василина Пуриц
Конспект занятия «Мы в гостях у лесных жителей»
Тема: ЗИМА В ЛЕСУ
Цель: Формирование у детей представления о жизни диких животных зимой.
Задачи:
1. Закрепить признаки зимы, сезонные изменения в природе и жизни животных.
2. Расширить представление о жизни диких животных в природных условиях: как они передвигаются и спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
3. Воспитывать интерес к изучению природы, заботливое отношение к животным.
Словарь: дикие животные, зимуют, берлога.
Публикация «Конспект занятия „Мы в гостях у лесных жителей“» размещена в разделах
Предварительная работа: беседы о диких животных, дидактические игры: «дикие и домашние животные», «Чьи детки?».
Рассказывание сказок о животных: «Лиса – лапотница», рисование: «следы в лесу», рассматривание серии картин «Дикие животные».
Материал: панорама зимнего леса, игрушки: дикие животные (зайчик, зайчиха – мама, ежик, белка, сова, медведь, картинка рябины, картинки правила поведения в лесу).
Ход занятия
Организационный момент.
В гости к детям приходит зайчишка (игрушка).
Зайчонок. Здравствуйте, дети, я заблудился и очень хочу вернуться к своей маме - зайчихе, а как найти дорогу не знаю, помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель: Дети давайте поможем зайчику. Как вы думаете, где может жить зайчиха? Ответы детей (в лесу) Конечно, мама – зайчиха живет в лесу. Вы согласны пойти всем вместе в лес искать зайчиху? Но для начала нам нужно вспомнить правило поведения в лесу (показать картинки).
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года? (зима) (декабрь).
Педагог с детьми отправляется в «сказочный лес» - идут к панораме сказочного леса.
Воспитатель: Смотрите на рябине (картинка) висят красные гроздья ягод. Многие звери питаются этой ягодой, она для них очень полезна. Прислушайтесь, поют ли в лесу птицы? (нет) Не слышны голоса птиц, многие птицы уже улетели в теплые края, где у них будет достаточно пищи. Птицы, которые будут зимовать в лесу, усиленно кормятся и делают запасы.
Посмотрите ребята, кто у нас в норке спит? (Ежик - игрушка) Нужно быть тише и не разбудить ежика. Осенью он приготовил из листьев и травы себе гнездо и уснул до весны.
Дети встречают белку (игрушка)
Зайчонок: Здравствуй, белочка, а ты не видела мою маму – зайчиху?
Белочка: Не видела
Воспитатель: белочка, тебе зимой в лесу холодно?
Белка: Зимой мне не холодно. Зимой мой мех очень теплый, и из рыжего превратится в серый. А если сильные морозы наступят, тогда я заберусь в дупло и укроюсь своим пушистым хвостом, как одеялом.
Воспитатель: Чем ты питаешься белочка?
Белка: Осенью я собираю припасы себе и бельчатам. Зимой нет орешков, ягод и грибов, поэтому я запасаю их заранее. В свое гнездо я приношу орехи, а грибы развешиваю на веточках деревьев. Грибы высохнут, и зимой их можно кушать.
Зайчонок: Да, хвостик у тебя пушистый и очень красивый. Мне нужно торопиться и найти маму. Прощай, белочка!
Воспитатель: Мы отправляемся дальше на поиски мамы зайчонка. Посмотрите дети, кто сидит под елкой (лиса.)
Зайчонок: Ой, я очень боюсь лисички, она может меня съесть!
Воспитатель: Не бойся, мы не дадим тебя в обиду.
Зайчонок: А вон и мама моя! Мама!
Зайчиха: Мой маленький зайчик, как я рада тебя видеть! Дети, спасибо вам, что не бросили в беде моего зайчонка. Он еще совсем маленький и глупенький, заблудился в лесу.
Зайчонок: Я заблудился, а ребята мне помогли. Я очень боялся, когда встретил лису возле елочки.
Воспитатель: Ребята, а кого еще можно встретить в лесу? (волка)
Зайчиха: Конечно, этих зверей нам нужно опасаться.
Воспитатель: Зайчиха, а вы готовы к зиме?
Зайчиха: Мы, зайцы, поменяли серый мех на белый. Зимний мех теплее и гуще, и еще мы не так будем заметны на снегу.
Воспитатель: пока мы гуляли по лесу, немного замёрзли, как нам согреться (поиграть)
Физкультминутка
стихотворение движения
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит. приседание
Вот так, вот так!
Он ушами шевелит Движения руками, имитирующие шевеление ушами
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. прыжки
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Надо лапочки погреть! Хлопки руками
Кто-то зайку напугал,
зайка прыг и ускакал подскоки
На ветвях дерева укает сова (игрушка).
Воспитатель: Здравствуй, сова!
Сова: Ох ребята вы меня разбудили, я днем сплю, а ночью летаю за лесом наблюдаю, чтоб везде порядок был.
Воспитатель: Прости пожалуйста нас. Заблудились мы в лесу и не можем найти дорогу домой. Помоги пожалуйста нам.
Сова: Не ходите по левой стороне дорожке, там берлога медведя. Он гостям леса письмо передал.
Воспитатель: давай мы его прочитаем.
Уважаемые гости леса! Все лето и осень я питался ягодами, корешками, медом и рыбой, запасался пищей до весны, наращивал жир. Я построил себе берлогу и всю зиму в ней сплю. Мех у меня к зиме становится густым и теплым, поэтому я не мерзну. Весной с появлением пищи я проснусь и выйду из берлоги, а сейчас прошу мой сон до весны не тревожить.
Воспитатель: Дети, кто знает, как зимуют волк и лиса?
Сова: «Эти животные не впадают в спячку. У них меняется мех на более теплый. Под снегом они добывают себе пищу – различных грызунов»
Воспитатель: Спасибо, сова. Мы теперь знаем, что
осенью животные готовятся к зиме, каждый занят своим делом, мы не будем мешать. Сова, когда будет тебе голодно, прилетай к нам в детский сад. Мы с ребятами сделаем кормушку и угостим тебя и твоих друзей.
Сова: Спасибо, ребята! Я обязательно к вам прилечу.
- Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться. Дети вам понравилось наше путешествие? Кого мы встретили в лесу? А как животные готовятся к зиме?