Сальникова Надежда
Конспект НОД «Мы друзья твои, природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мы друзья твои, природа»
Что же с нами приключится?
Унесет нас до небес,
Попадём на нём мы в лес! Цель: - формировать у детей основы экологической культуры.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Задачи:
• Образовательные:
Публикация «Конспект НОД „Мы друзья твои, природа“» размещена в разделах
расширять и систематизировать знания детей о природе;
формировать у детей желание знать правила поведения в лесу и выполнять их; закрепить знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу; закрепить знания детей о лесе;
Закрепить названия цветов-первоцветов: одуванчик, подснежник, мать-и-мачеха, грибов: съедобные, несъедобные.
• Развивающие:
развивать у детей желание вносить посильный вклад в охрану природы, развивать кругозор, внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций; связанную речь.
• Воспитательные:
воспитывать бережное и ответственное отношение к природе; воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки; вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу;
напомнить детям о том, как действия людей вредят природе;
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Методы и приё мы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный,
создание проблемной ситуации, беседа, релаксация, динамическая пауза, пальчиковая игра.
Форма организации: - групповая,14 детей
Предварительная работа:
• целевые прогулки в лес.
• уборка территории детского сада вместе с дворником.
• изготовление родителями кормушек и скворечников
• Рассматривание энциклопедий, просмотр познавательных мультфильмов.
• беседы о жизни животных и растений в лесу и правилах поведения в природе с использованием опорных схем и мнемотаблиц.
• -изготовление родителями совместно с детьми цветов-первоцветов из нетрадиционных материалов.
• Привлечение родителей к сбору материалов по теме «Первоцветы»
Материалы и оборудование:
экологические знаки, аудиозаписи «весенний лес.
«Мусор» : коробочки от сока, фантики от конфет, пустые пакетики от чипсов, пустые бутылочки из-под йогуртов, перчатки, мешок для мусора.
Ковер-самолет с заплатками (первоцветы-крокусы, нарциссы, тюльпаны.)
«Волшебная коробочка», медали «Юный эколог».
Настоящее птичье гнездо
Ход НОД
1. Организационно-мотивационный этап
Дети входят в группу.
Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся.
Здравствуй, солнце золотое! (руки поднимаем вверх, соединяем пальцы обеих рук, образуя шар)
Здравствуй, небо голубое! (прямые руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок! (волнообразные движения над головой)
Здравствуй, маленький дубок! (топаем на месте)
Мы живём в одном краю - Всех я вас приветствую! Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо! Здравствуй, вся моя Земля! Мы проснулись очень рано и приветствуем тебя!
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
Дети: лес
Воспитатель: - Что такое лес? Какие деревья растут в лесу? (хвойные и лиственные)
Давайте поиграем в игру «Я знаю 5 названий лиственных деревьев»
Какие животные живут в лесу?
2. Этап целеполагания.
Раздаё тся аудиозапись голоса сороки:
Сорока: - «Внимание! Внимание! У нас в лесу может случиться большая беда!
Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда!
Помогите! Помогите!»
Воспитатель:
Да, ребята, в лесу произошло что-то серьёзное! Как вы думаете, что могло случиться? Неужели кто-то нарушал правила поведения в лесу?
А вы знаете как нужно вести себя в лесу?
Воспитатель подводит детей к знакам-
правилам поведения в лесу.
Дети: Да, знаем. Лес- это дом не для людей, а для лесных жителей. В лесу нельзя шуметь, нельзя ломать деревья, нельзя разорять муравейники, нельзя забирать из леса домой животных, нельзя разжигать костры, нельзя оставлять мусор и др.
Воспитатель: Молодцы! Если вы знаете правила, то можем идти на помощь лесу.
Ребята, а мы возьмем с собой знаки правильного поведения?
Дети: да.
Воспитатель: Как вы, думаете, для чего они нам пригодятся?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: нам надо срочно отправиться в лес. На чём будем добираться, нам помогут наши пальчики-помощники.
Пальчиковая игра «Транспорт»
Будем пальчики сгибать -
(Сжимают и разжимают пальчики.)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет,
Трамвай, метро и самолет.
(Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.)
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.)
Воспитатель:
Высказывайте ваши предложения, на чём бы вы хотели отправиться в путешествие.
Дети предлагают варианты, их которых выбираем полёт на сказочном ковре – самолёте. Разворачиваю «ковёр», а на нём дырки в виде цветов-первоцветов.
Ой, ребята, кто-то хочет помешать нашему путешествию, помогите починить ковёр.
(на подносе лежат цветы мать-и-мачеха, подснежник, одуванчик).(Дети накладывают и определяют, те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра).
Воспитатель:- Назовите цветы-первоцветы, которые вам понадобились.
Дети: крокусы, тюльпаны, нарциссы.
- Сейчас возьмитесь за края ковра и повторяйте волшебные слова:
Наш ковё р по небу мчится:
3. Этап обсуждения общего плана деятельности
Воспитатель:
- Ну вот, мы с вами в лесу. Здравствуй лес, полон сказок и чудес.
Ну, ребята, вперёд! Пойдёмте по тропинке.
Почему мы вошли в лес осторожно?
Дети: Чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не наступить на насекомых, не помять цветов.
Выходят на полянку, где разбросан мусор.
Воспитатель: Что за лес? Ой, как грустно и неприятно.
Не слышно пения птиц. Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?
Дети: Пакетов, бумаги, бутылок…
Воспитатель: Правильно, мусора. Что же делать, как помочь лесу?
Давайте уберём весь мусор на полянке.
И тогда наш лес и все его жители будут очень рады.
Очищают лес от мусора, складывая его в пакеты.
Воспитатель: Какой знак нам нужно поставить в лесу?
Дети: Нельзя в лесу оставлять мусор.
(Дети ставят знак в лесу).
- А что ещё вы заметили, ребята?
(Веточка у берёзки сломана).
- Мы берёзке уже не сможем помочь. Почему?
Дети: Потому что нарушено движение сока, веточка совсем высохла.
Воспитатель: Но мы здесь поставим специальный знак. О чём он предупреждает
(Дети ставят знак.)
Дети идут дальше и выходят на полянку, на которой нет никакой растительности.
Воспитатель: - Ребята на этой полянке росли когда-то красивые цветы. Что произошло с ней? Почему она так выглядит? Нравится вам такая полянка? Что можно сделать, чтобы она стала красивой
(Ответы детей)
Игра «Собери цветок»
Воспитатель:
-Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы больше не произошла такая беда в лесу?
Дети: Не нужно рвать цветы, ведь они дают семена, а если мы сорвём цветы, то семена не образуются, не упадут в землю и не прорастут. И останется луг некрасивый.
Воспитатель: - Давайте поставим знак.
(ребенок выбирает нужный знак).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, на нашу красивую полянку прибежал муравьишка, он нёс в муравейник тяжелую ношу. Мы тоже устали, гуляя по лесу. Давайте отдохнём вместе с ним.
Игра на рефлексию “Муравей”
Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).
Дети идут дальше и выходят на грибную полянку.
Воспитатель: – Ребята, посмотрите, сколько грибов растет в лесу. Какие грибы можно собирать?
Дети: можно собирать только съедобные грибы, те, которые ты знаешь, а если сомневаешься, лучше спросить у взрослых.
Воспитатель:- Какие съедобные грибы вы знаете!
Дети: - Подберёзовики, лисички, подосиновики, белые грибы.
Воспитатель:- Как следует собирать грибы?
Дети: - Грибы срезают ножом. Их нельзя рвать, потому, что нарушается грибница и на этом месте грибы больше не будут.
Воспитатель: - Ребята, а почему нельзя топтать и ломать ядовитые грибы?
Дети: грибами лечатся животные.
Воспитатель, :- какой знак мы можем здесь поставить?
(ребенок выбирает и ставит знак)
Воспитатель. – Ребята, а какие деревья растут в лесу?
Дети: хвойные, лиственные
Воспитатель: как вы думаете, зачем нужны деревья
Дети: Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.
- Много разных деревьев растет в лесу. А кто из вас знает, как появляется дерево?
(ответы детей)
Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении. Давайте представим с вами, что мы маленькие семечки, которые упали в землю.
(Дети присаживаются на корточки, и медленно поднимаются.)
Воспитатель: - Давайте порассуждаем о том, что может случиться, если наша планета останется без леса?
Рассуждения детей: Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их пилами и топорами. Деревьев становится все меньше и меньше. А, как мы с вами уже знаем, деревья- лёгкие нашей планеты. И если деревьев не станет, то и жизнь на планете Земля станет очень непростой.
Воспитатель: - Какой знак нужно поставить здесь?
Дети идут дальше и проходят на полянку, на которой видят дерево с гнездом, дупло, пенек с муравейником, ягоды, птиц и животных.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите внимательно на дерево, что вы видите
Дети:- гнездо
Воспитатель:- Каких птиц вы знаете?
(ответы детей)
Воспитатель: зачем птицы строят гнезда? Какое правило, мы знаем про птиц?
(ответы детей)
(ребенок выбирает знак, объясняя, что он означает)
Воспитатель: - Ребята, а что это на дереве? (обращает внимание на дупло) Кто его построил? Как вы думаете, кто живет в дупле? Чем белочка питается? Какие еще животные живут в лесу) Чем они питаются?
(Ответы)
Воспитатель: Люди очень часто ведут себя неправильно, забирая животных домой.
(Ставят знак, который запрещает брать животных домой.)
Рефлексивно-результативный этап
Воспитатель:- Молодцы, природу надо беречь! Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? Что мы сделали?
(ответы детей)
Как хорошо в лесу, но нам пора возвращаться в группу.
Обратите внимание, как в лесу стало светло, чисто!
Воспитатель находит под деревом коробочку.
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, какая коробочка! Наверное, сорока-стрекотунья её нам оставила.
Открывают коробку, в ней медали «Юный эколог»
Дети получают медали.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? Что мы сделали для этого?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.
Все мы дружные ребята. Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо, Будет радостно, светло!
И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:
Будем с лесом мы дружить, охранять его, любить!
А теперь, нам пора возвращаться в детский сад!
Дети садятся на ковер-самолет и улетают в детский сад.