Баранник Светлана Анатальевна
НОД «Мы друзья природы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«МЫ – ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»
Цель: Обобщить знания воспитанников о внимательном и бережном отношении к природе.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- Продолжать учить детей понимать роль человека в нарушении и сохранении природы;
- Закрепить знания о правилах поведения в лесу;
Публикация «НОД „Мы друзья природы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Совершенствовать умения детей, красиво и выразительно двигаться;
Развивающие задачи:
- Совершенствовать коммуникативные навыки;
- Развивать умение логически мыслить, делать выводы;
Воспитывающие задачи:
- Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, животному и растительному миру;
- Доставить детям радость, удовольствие от совместных действий, желание помочь.
Оборудование и материал для проведения НОД:
Аудиозапись «Звуки природы»;
Интерактивная доска для показа слайдов;
слайды «Зеленый лес»;
слайды «Пожар в лесу»;
картинки «Деревья»;
березовый сок, пластмассовые стаканчики украшенные под кору березы;
одноразовые пакеты для сбора мусора;
различный мусор: коробки из под молока, пластмассовые бутылки из под сока, обрывки газет;
костюм Лесовичка;
терем Лесовичка: печка, стол с расписной скатертью, скамейки; самовар; угощения: чай, орехи, мед, брусника, земляничное варенье.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций о природе «Лес во все времена года»;
просмотр документального фильма экологической направленности «Путешествие в лесное царство»;
беседы с детьми на темы «Красота и многообразие деревьев»; «Зачем деревья сбрасывают листья?»; «Как ведут себя звери зимой?» (весной); «Мир растений»; «Дары леса»;
рисование на тему: «Как прекрасен летний лес»;
загадывание загадок по темам: «Грибы»; «Ягоды»;
придумывание рассказов по плану на тему «В лесу»;
разучивание стихов: И. Токмаковой «Береза»; А. Прокофьева: «Осинка», «Рябина», «Ели», «Пихты»;
разучивание музыкальной композиции «Бабочки» и «Жуки»;
создание альбома «Кто живет в лесу?»;
просмотр презентации «Что опасно для природы»;
Создание гербария «Лекарственные растения».
Ход НОД:
Дети входят в зал, становятся в полукруг. Показ слайдов о природе лес, речка, зеленый луг, насекомые, птицы, животные.
Учитель-логопед читает стихотворение:
Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг -
Тут речка, там зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой.
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря, -
Всё называется Земля!
Звучит запись «Звуки природы» : голосов птиц, шум деревьев, шелест листьев.
Релаксационный аутотренинг.
Учитель-логопед:
- Ребята, закройте глаза и представьте, что мы стоим в траве, а трава мягкая и шелковистая, вдыхаем прекрасный аромат цветов, слышим стрекот кузнечиков, шуршание жучков. Щебет, звон и свист птиц, нам хорошо, спокойно. Мы хотим быть друзьями всем, всем, всем…
Подул легкий ветерок, мы вдыхаем чистый, свежий воздух, набираемся силы, бодрости, открываем глаза. Нам хорошо и приятно! У нас хорошее настроение!
Учитель-логопед:
- Наверное, каждый из вас представил, что он на природе? Вам знакомо это слово?
Дети:
- Да! Знакомо.
Учитель-логопед: - А что означает слово «природа»?
Дети: - Лес, растения, цветы, луга, поляны, птицы, насекомые, животные.
Учитель-логопед: - Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Необходимо заботится о ней, научиться беречь природу и быть ее другом. Потому что природа, нуждается в нашей помощи. А ведь многие не задумываются над этим. И сегодня ребята, нам предстоит совершить замечательное путешествие в природную зону – зону леса.
Учитель-логопед: - Что такое лес?
Дети: - Это участок земли, где растет много деревьев.
Учитель-логопед: - Кто живет в лесу?
Дети: - В лесу живут звери, птицы, ящерицы, бабочки, кузнечики, жуки.
Учитель-логопед: - Без чего не бывает леса?
Дети: - Леса не бывает без деревьев, кустарников, травы, цветов.
Учитель-логопед: - Что дает лес человеку, животным, птицам?
Дети: - Людям лес дает чистый и свежий воздух, дарит грибы и ягоды, шишки, лекарственные растения, а животным и птицам жилище и корм.
Учитель-логопед: - Вы хотите быть друзьями природы?
Дети: - Да, мы будем, заботится о ней.
Учитель-логопед: - Заботясь о природе, мы с вами будем добрыми волшебниками, где каждое волшебство – это конкретное полезное дело, которое улучшает окружающий мир, приносит радость людям, животным, растениям, насекомым.
Учитель-логопед: - С насекомыми мы дружим,
Полетаем и покружим!
Выходите на лужок
Начинай играть дружок!
Звучит музыкальная композиция «Жуки» и «Бабочки». Девочки – «бабочки», мальчики «жуки». Под легкую, нежную музыку девочки бегут на носочках, машут руками – «крылышками» как бабочки, под громкую, ритмичную музыку, мальчики медленно двигаются как большие жуки.
Учитель-логопед: - Какими вы оказались дружными «насекомыми», все движения выполняли правильно, не сорились, были вежливы. Молодцы!
Учитель-логопед: - Два слова «лес» и «человек» взаимосвязаны между собой. Если объединить их в одно слово, то получится слово «Лесовичок».
Учитель-логопед: - Жил-был в лесу Лесовичок. Как-то раз услышал он шепот стонущего леса о том, что совсем перестали люди беречь природу : деревья рубят, гнезда разоряют, грибницы разрушают, и решил: обидеть может всякий, а защитить не каждый! С тех пор он живет в дремучем лесу. Птицы и звери, бабочки и жуки, комары и мошки, деревья и цветы – надежные его друзья.
Учитель-логопед: - А вы хотите увидеть того, кто оберегает лес?
Дети: - Да, хотим!
Учитель-логопед: - Тогда приготовьтесь к встрече, внимательно слушайте и запоминайте советы Лесовичка.
Входит «Лесовичок»
Лесовичок: - Здравствуйте дети! Я открою вам несколько полезных секретов. Но вы узнаете о них, если верно выполните все задания. А я узнаю, умеете ли вы бережно относиться к природе, умеете ли беречь лес? Я приглашаю вас в свое лесное царство:
Возьмемся за руки, друзья,
И по тропе лесной
Отправимся туда, где лес
Манит своей листвой.
Звучит музыка «Звуки леса»
Слайд «Лес».
Лесовичок: - Ребята, мы попали с вами на опушку леса. Кругом раскинулось цветущее разнотравье, над цветами кружатся насекомые. Вам очень хочется набрать букет цветов и подарить их маме. Как вы поступите?
1. Полюбуетесь цветами, вдохнете их запах, но рвать не станете, а когда вернетесь домой, расскажете маме о красивых цветах и нарисуете их;
2. Соберете букет для мамы; ведь цветов вокруг так много.
Дети: - Полюбуемся цветами. Цветы рвать нельзя, потому что бабочки, шмели и пчелы останутся без пищи. Насекомых станет меньше, они не смогут опылить все цветы, и цветов тоже вырастет меньше.
Лесовичок: - Молодцы ребята! Ваша мама не только не обидится, что вы не принесли цветы ей из леса, но и похвалит вас за бережное отношение к нашему зеленому другу.
Учитель-логопед: - Почему ты стал таким грустным? Что с тобой случилось, Лесовичок?
Лесовичок: - Эх! Не усмотрел, не уследил я. Вон как туристы мою любимую полянку замусорили.
(на «полянке» разбросаны пластмассовые бутылки, пакеты из- под молока и соков, обрывки газет)
Учитель-логопед: - Ребята, а вы хотите помочь Лесовичку?
Дети: - Давайте поможем. Все вместе быстро очистим полянку, сложим мусор в большой мешок и на обратном пути отнесем его в мусорный бак.
Дети помогают Лесовичку собрать мусор.
Лесовичок: - Ой! Спасибо ребята, что помогли мне. Нельзя мусорить в лесу, нужно его убирать за собой. Ведь лес – это дом животных, а люди здесь только гости.
Лесовичок: - Вы, наверное, пить хотите, сегодня так жарко в лесу?
Дети: - Да!
Лесовичок: - Пойдемте-ка в березовую рощу, я вас сладким березовым соком напою. У молодых березок брать сок нельзя, можно их загубить. А вот взрослая, сильная береза нас соком угостить рада.
Дети из пластмассовых стаканчиков, украшенных под кору березы, пьют березовый сок и благодарят Лесовичка и березку.
Учитель-логопед: - Лесовичок, а какие еще деревья растут в твоем лесу?
Лесовичок: - А может быть, дети сами назовут деревья, которые растут в моем лесу. А поможет вам в этом оставленный белочкой конверт с картинками.
(Дети самостоятельно, по очереди, называют деревья)
Дети: - Осина (рябина, черемуха, кедр, липа, сосна, пихта, лиственница, ель).
Лесовичок: - Разложите картинки на 2 группы деревьев: хвойные и лиственные.
(дети на полянке раскладывают картинки)
(Показ слайда «Обгоревший лес», Лесовичок «плачет»)
Учитель-логопед: - Ребята, Лесовичок, чем-то очень огорчен, он плачет. А как вы думаете почему?
Дети: - Потому что в лесу был пожар.
Учитель-логопед: - Что случилось? Как вы считаете, почему случился пожар в лесу?
Дети: - Люди развели костер и не затушили его.
Учитель-логопед: - Правильно дети, люди развели огонь в сухую, жаркую погоду. Ведь здесь столько сухих веточек, травинок. Они быстро разгораются. Огонь распространился по сухим веткам и начался пожар.
- Для кого это опасно?
Дети: - Это опасно для людей, всех зверей. (птиц, насекомых, растений, деревьев, муравьев)
Учитель-логопед: - Что же нам делать ребята, как помочь Лесовичку?
Дети: - Надо на этом месте вырастить новый лес!
Учитель-логопед: - Правильно. Дело это не легкое и кропотливое и занимаются этим специальные люди – лесоводы. Много надо знать и уметь, чтобы из крошечных зернышек вырастить могучие, прекрасные деревья.
- Сначала на лесосеменных станциях из семян растят саженцы, затем их пересаживают в специальные питомники, где за каждым юным деревцем тщательно ухаживают. Когда деревья подрастут и окрепнут, их выкапывают и с большим комом земли возле корней пересаживают в предназначенное место. Для того, чтобы выросло могучее, большое дерево необходимо несколько десятков лет.
Учитель-логопед: - Ребята, какие правила нужно знать, чтобы не случился пожар и лесовичок никогда не огорчался?
Дети: - Нельзя брать спички. Играть с ними. Разводить в лесу костер.
Лесовичок: - Спасибо вам, как много вы знаете, лесоводы обязательно помогут моему лесу, и он снова оживет. А вот и мой терем.
В «тереме» русская печь, посреди стол, покрытый расшитой скатертью, деревянные скамейки.
Лесовичок: - Проходите в мой терем, садитесь на скамеечку. Угощу я вас чаем и лесными дарами: орехами, брусникой, липовым медом, да земляничным вареньем.
Дети угощаются
- Вы помогли мне в лесу добрыми делами, поэтому я открою вам несколько полезных секретов:
(Лесовичок показывает гербарий «Лекарственные растения»)
1. Посмотрите, это подорожник лесной. Если вы в пути порезали или натерли ногу, сорвите лист подорожника, разомните его, и приложите к ране. Таким способом можно остановить кровь. Это первый секрет.
2. А это одуванчик. Если вас укусила пчела, то вам поможет млечный сок одуванчика и боль пройдет, а опухоли не останется. Это второй секрет.
3. Это пижма. Она вам поможет от комаров в лесу, или дикая рябина: надо натереть руки и лицо, запах цветка отпугивает насекомых. Это третий секрет.
Учитель-логопед: - Спасибо тебе, Лесовичок. Путешествие было интересным, мы многое узнали полезного о твоем лесном доме. Но нам с ребятами пора возвращаться в детский сад.
Лесовичок: - Спасибо и вам, вы настоящие друзья природы. Выполнили все задания, и я узнал, что вы любите и умеете о ней заботиться. Я провожу до края леса, а пока мы идем по лесной тропинке в детский сад, поиграем в игру: «Подскажи словечко!»
1. Любит подберёзовик
Лес, какой? (березовый)
2. Дуб налево, дуб направо,
Это что у нас? (дубрава)
3. Любит подосиновик
Лес, какой? (осиновый)
4. Ели словно на подбор,
С красной шапкой (мухомор)
Спрятался бездельник
В вечнозеленый (ельник).
Любит красноголовый
Лес, какой? (еловый).
- Ну, вот мы и пришли.
Учитель-логопед: - Спасибо тебе, Лесовичок, что ты нам рассказал так много о природе, я надеюсь, ребята слушали внимательно и все запомнили?
Дети: - Мы запомнили правила, как нужно охранять природу.
- Не рви цветы!
- Мусор не оставляй!
- Деревья не губи!
- Костер не разводи!
Учитель-лЛогопед: - Дети, я вижу, Лесовичок доволен вашими ответами, вы не раз бывали в лесу и многое там видели. Лес – это замечательное природное богатство. Туда ходят не только за грибами и ягодами, в лес ходят отдыхать, наслаждаться тишиной и прохладой, чистым воздухом, пением птиц, лесными шорохами. Лес надо беречь и ценить, он красив во все времена года. Тот, кто чествует красоту леса, наполняется хорошими, добрыми чувствами. Сегодня вы сделали много добрых дел, были добрыми волшебниками. Ведь в этом и состоит красота и мудрость.
Звучит фонограмма песни «Улыбка».
Детям вручается небольшие памятные подарки – значки «Береги лес»
Учитель-логопед читает стихотворение:
Солнце прячется в тумане
Лес дремучий, до свиданья!
Защитил ты нас от зноя,
Напоил живой водою,
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес,
Могучий лес,
Полный сказок и чудес!
С. Погореловский