Наталья Филиппова
Музыкотерапия в жизни дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. Сегодня в детских садах над этим работают психологи, воспитатели и другие специалисты.
Одним из перспективных направлений в решении этой проблемы является музыкотерапия. Основные цели, которые преследует терапия музыкой – это улучшение физического и психического состояния, оптимизация личностного развития в сложных условия современной жизни.
В детских садах применяют музыкотерапию, чтобы дети:
- быстрее научились говорить,
Публикация «Музыкотерапия в жизни дошкольника» размещена в разделах
- правильно произносили звуки,
- адаптировались в окружающем мире,
- улучшали память пространственное мышление, интеллектуальные способности,
- развивали эстетический вкус,
- ярче проявляли творческие способности.
Используются следующие упражнения для детей дошкольного возраста :
- слияние с ритмом,
- танцевально-двигательная терапия,
- психосоматические релаксации,
- вокал,
- игры на различных инструментах (бубны, колокольчики, трещотки, ксилофон, металлофон, ложки,
- драматизации,
- музыкальная сказкотерапия,
- дыхательные гимнастики.
Есть две формы музыкальной терапии :
- активная (двигательные импровизации, соответствующие характеру музыки, словесный комментарий,
- пассивная (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки, специально или как фон).
Прослушивание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Музыка действует избирательно, в зависимости от характера произведения и инструмента, на котором она исполняется. Например, скрипка и фортепьяно успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие. Если верить легенде, царя Саула уберегли от приступа безумия игрой на арфе.
Однако слишком громкая музыка с подчеркнутым ритмом ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Современные ритмы увеличивают содержание адреналина в крови и могут вызвать стресс. Тогда как музыка Баха, Бетховена, Моцарта, Гайдна, Глюка оказывает антистрессовое воздействие.
Исследования показали, что наиболее возбуждающим действием обладает музыка Вагнера, «Болеро» Равеля, «Весна священная» Стравинского с их возрастающим ритмом. «Каприс №24» Паганини в современной обработке повышает тонус организма, поднимает настроение. Музыка отвлекает от неприятных образов, способствует концентрации внимания. Уравновешиванию нервной системы способствуют фонограммы пения птиц, звуки леса, пьесы из цикла «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена.
Пока учреждения здравоохранения и образования не воспринимают музыкотерапию всерьез. Отдельным педагогам, психологам и родителям приходится самостоятельно подбирать «звучащее лекарство».
Цель занятий с использованием музыкотерапии : снятие фактора тревожности, создание положительного эмоционального фона, стимуляция двигательных функций, развитие и коррекция двигательных процессов и сенсорных способностей, растормаживание речевой функции.
Отсюда можно сделать следующие выводы. При использовании музыкотерапии в коррекционной работе нужно:
1. Прослушивать только те произведения, которые нравятся детям,
2. Лучше использовать знакомые детям музыкальные пьесы. Они недолжны привлекать внимание новизной, отвлекать от главного,
3. Продолжительность прослушивания не более 10 минут. Это одно музыкальное произведение.
В заключении нужно сказать, что активное использование музыкотерапии в детском саду помогает снять нервно-психическое напряжение, способствует социальной адаптации ребенка и формированию целостной, гармоничной личности.
Список музыкальных произведений, рекомендуемых для прослушивания.
Свободная деятельность.
Бах И. Шутка
Брамс И. Вальс
Вивальди. Времена года
Кобалевский Д. Клоуны
Моцарт. Маленькая ночная серенада. Турецкое рондо.
Чайковский П. И. Детский альбом. Времена года. Музыка из балета «Щелкунчик».
После дневного сна.
Баккерини. Менуэт.
Григ Э. Утро
Сен-Санс К. Аквариум
Релаксация.
Бетховен Л. Лунная соната.
Глюк К. Мелодия.
Дебюсси К. Лунный свет.
Чайковский П. И. Осенняя песнь. Сентиментальный вальс.
Использованная литература.
1. Незнанский Е. В. О психологии музыкального воспитания. М. Музыка 1972.
2. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. М. 2004
3. Вайнер М. Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. М. Педагогическое общество России, 2004
Материалы открытых интернет источников.