Папки-передвижки

Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Екатерина Субботина
Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы

Современные исследования российских учёных свидетельствуют о том, что с каждым годом в нашей стране увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является наиболее актуальным. И, если для родителей нормально развивающегося ребенка, детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад – это учреждение, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию таких детей.

Публикация «Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах

Коррекционные образовательные учреждения для дошкольников с ОВЗ решают комплекс социально значимых задач, направленных на формирование у них адекватных способов взаимодействия с окружающими и обеспечивают семьям, имеющих таких детей психолого-педагогическую поддержку. При этом основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, а также формирование у него позитивных личностных качеств.

Для того, чтобы устранить нарушения и сформировать базу для дальнейшего успешного обучения детей с ОВЗ, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса. Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе,

Успех коррекционной работы в группах компенсирующей направленности любого дошкольного образовательного учреждения определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. А именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Наше дошкольное учреждение имеет компенсирующую направленность для детей с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и неврологической патологией. Методической основой коррекционно-развивающего обучения и воспитания является личностно-ориентированный подход к организации деятельности ребенка с взрослым и со сверстниками.

Воспитание и развитие наших воспитанников базируются на природосообразном подходе к организации развивающей, здоровьесберегающей и воспитательной работы. При использовании методов и приемов образовательно-воспитательной работы педагоги ДОУ учитывают закономерности созревания детского организма, особенности индивидуального физического и психического развития, не забывая о том, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал только при условии удовлетворения особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

Практический опыт коррекционной работы средствами искусства показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии. Особое место среди арттерапевтических методик, используемых в коррекционной работе с дошкольниками с ЗПР в учреждении компенсирующего вида, занимает музыкотерапия.

Ни для кого не секрет, что музыкальное воздействие стимулирует развитие ребенка, развивает и повышает его интеллект. Ученые считают, что музыка в прямом смысле слова, оказывает магическое воздействие на мозг человека. Благотворное влияние музыки на душу человека заметили еще в древности. В средние века музыку использовали для лечения психологических расстройств и применяли в качестве обезболивающего средства.

В настоящее время ученые доказывают положительное влияние классической музыки и колыбельных песенок на развитие и здоровье детей. Их исследования показывают её существенное влияние на эмоциональную сферу ребенка с задержкой психического развития. Установлено, что музыка изменяет настроение, снижает напряжение и тревогу. Воздействуя на ребенка с ЗПР, музыка может повышать психический тонус, снижать раздражительность, агрессивность и в целом позитивно влиять на эмоциональное развитие детей данной категории.

Исследования отечественных специалистов эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР показали, что эмоциональное развитие детей данной категории задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Для этой группы детей характерны такие черты как эмоциональная неустойчивость, колебание настроения, повышенная утомляемость, нарушение самоконтроля. Во всех видах деятельности наблюдается дефицит опыта общения, нарушение поведения, проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Незрелость эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития требует специальной организации эмоционального воспитания детей данной категории, которое включает в себя накопление эмоциональных образов для младших дошкольников, а в старшем дошкольном возрасте – развитие эмоционального контроля. Это является важнейшей предпосылкой компенсации имеющихся у детей с ЗПР отклонений в эмоциональной сфере и необходимым условием их успешной социальной адаптации.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы показало, что коррекция эмоциональной сферы при задержке психического развития будет проходить более успешно при условии включения в воспитательный процесс одной из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста – музыкальной деятельности. По сравнению с другими видами искусства, музыка оказывает наиболее сильное воздействие на эмоциональную сферу ребенка с ЗПР: изменяет его настроение; снижает тревогу и напряжение, раздражительность и агрессивность; повышает психический тонус и эмоциональный фон.

Практический опыт прсихокоррекционной работы средствами искусства показывает её большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии. Музыка – существенная часть коррекционного процесса, она увеличивает заинтересованность и обостряет впечатления детей, а также дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.

Особое место занимает музыкотерапия. Музыкотерапия является одним из видов арттерапии. Музыкотерапия – один из видов арттерапии (терапии искусством, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребёнка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических процессов. По организации и способу воздействия музыкотерапия подразделяется на рецептивную, активную, интегративную.

Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкотерапии :

музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей;

• замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми;

• улучшается речевая функция;

• улучшается сенсомоторная функция;

музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны;

• ребенок испытывает положительное переживание достигнутого успеха при освоении различных способов музицирования, развиваются его интересы;

музыка благотворно воздействует через телесный уровень на эмоциональное состояние дошкольника;

музыка обладает огромным оздоровительным потенциалом и возможностью воздействия на духовное развития ребенка;

музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы, протекающие ритмично в двигательной и вегетативной сфере.

На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

Использование музыкотерапии в работе с детьми с проблемами определяется предварительным обследованием психолога, дефектолог, а также врача психиатра. Результаты диагностики показывают необходимость и рациональность применения музыкотерапии.

Музыкотерапия, особенно рецептивная, связана с развитием наглядно-образного мышления, воображения, способности мысленно действовать, чувствовать в условно воображаемой ситуации, осознавать себя, давать оценку своему состоянию. А эти процессы формируются у ребенка с проблемами при условии общей коррекционной работы только к концу старшего возраста.

В связи с этим наиболее сенситивным периодом для использования музыкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с проблемами оказывается возраст 6 —7 лет, а в отдельных случаях 5—6 лет. Это определяется также и тем, что в это время у ребенка уже сформированы основные речевые, двигательные навыки, а также навыки, связанные с художественной, музыкальной деятельностью, которые могут быть использованы в сеансах рецептивной, активной и интегративной музыкотерапии. В этом возрасте с помощью психолога ребенок может вербализовать свои эмоциональные состояния, настроения, что является важным моментом и в диагностике, и в коррекционной работе средствами музыкотерапии.

Сеансы рецептивной музыкотерапии у детей могут проводиться в различных вариантах.

«Музыкальные картинки» - в таком сеансе восприятие осуществляется ребёнком совместно с педагогом, который в процессе слушания помогает мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов, сосредоточиться на «музыкальной картинке» и в течении 10-15 минут побывать в мире музыкальных звуков, мелодий, общение с которыми оказывает на него благотворное влияние.

Для проведения таких сеансов могут использоваться классические инструментальные музыкальные произведения, но только те, которые не применяются в учебно-воспитательном процессе на музыкальных занятиях. Положительный эффект в таких сеансах также дают музыкальные миниатюры в аудиозаписи из серии «Звуки живой природы», «Морской прибой», «Рассвет в лесу» и др. Звуки морских просторов, шум прибоя, крики чаек или пения птиц, шелест листвы создают в воображении ребенка музыкальную картинку, которую с эмоционально-вербальной поддержкой психолога ребенок начинает представлять. Спокойным мягким голосом, направляя слушание музыки, психолог усиливает музыкальное восприятие. После восприятия музыки в беседе с ребенком психолог выясняет, что малыш «видел», чувствовал, переживал, делал в воображаемом музыкальном путешествии, предлагает словесно описать воображаемую картинку или нарисовать ее красками или карандашами.

Такое восприятие музыки с момента выхода за пределы реальной ситуации приводит к разрядке внутреннего психоэмоционального напряжения, очищает от наслоившихся переживаний ребенка.

В процессе музыкального моделирования, направленного на снятие эмоционального возбуждения, можно использовать «музыкальный сюжетный рассказ», логика которого должна отвечать основной цели сеанса. Примерами расслабляющего воздействия могут быть такие произведения как «Баркаролла», «Осенняя песня», «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского, «Лебедь» К. Сен-Санса. А снятие подавленного угнетённого состояния может обеспечиваться такими пьесами как «Аве Мария» Ф. Шуберта, «К радости» Л. Бетховена, «Мелодия» Глюка. Радостное бодрое настроение возникает от слушания «Праздничной увертюры» Д. Б. Шостаковича, «Чардаша» и других произведений.

«Живая музыка» - тоже модель рецептивной музыкотерапии. В этом варианте психолог помогает ребенку как бы войти в образ исполнителя и представить, что он сам играет на инструменте (скрипке, фортепиано) или дирижирует оркестром. Важно, чтобы разрядка внутреннего переживания выражалась во внешнем движении (от легкого покачивания рук, тела, дирижирования до «игры» пальцами на воображаемых клавишах, а в отдельных случаях даже внезапного плача).

Варианты использования рецептивной музыкотерапии с дошкольниками с проблемами в развитии могут быть различны. Положительный эффект дают мини-релаксации под музыку в режиме дня в конце активных занятий. Они направлены на оптимизацию мышечного тонуса ребенка, что является очень важным моментом в коррекционной работе.

В мини-релаксациях, проводимых в режиме дня, важно дать ребенку почувствовать свое тело, его собственный тонус, показать возможности им управлять, научить расслабляться при напряжении. И в этом процессе детям помогает музыка, ее образное начало, средства выразительности (динамика, метроритм, темп). Мини-релаксации могут проводиться в конце занятий, требующих от ребенка большого напряжения и таким образом снимать его, или в начале занятия, когда после двигательной активности от детей требуется определенный настрой на занятие. Музыкальное сопровождение для мини-релаксаций используется в аудиозаписи, произведения подбираются в соответствии и с образом, и с задачей релаксации.

Другим вариантом релаксации под музыку (в аудиозаписи) может быть мини-сценарий, условно обозначенный как «музыкальный сон». Такая релаксация может проводиться лежа (на ковре, кровати, кушетке) после активной деятельности детей, прогулки. Продолжительность музыкального сна 5 — 7 мин. Его тематика может быть различна: «На лесной лужайке», «Малыш на берегу моря», «На волшебном облаке» После релаксации сеанс завершается разными движениями (потягиванием с| открытыми глазами, хлопками в ладоши, глубоким вдохом и выдохом и т. п.).

К активному варианту музыкотерапии относятся вокалотерапия, инструментальная терапия. Характерной особенностью такого вида музыкотерапии является активное исполнительское участие ребёнка в музыкотерапевтическом процессе : в пении или игре на простом музыкальном инструменте. Эффективность данного вида определяется большими возможностями через музыкально-исполнительскую деятельность корректировать не только отклонения в психоэмоциональном развитии (эмоциональную лабильность, сниженный эмоциональный тонус, чувство одиночества, но и дисгармоническую самооценку, низкую степень самоприятия, проблемы в развитии коммуникативной сферы ребёнка с проблемами.

Занятия вокалотерапией проводятся как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. Они направлены не на овладение вокально-хоровыми навыками, а на формирование с помощью пения оптимистического настроения, умения радоваться жизни, выработку психологической устойчивости, расслабления и успокоения. С этой целью могут использоваться очень коротенькие песенки-формулы, которые способствуют гармонизации внутреннего мира ребёнка посредством активной вокальной деятельности. Адаптированные песенки-формулы (из методики В. И. Петрушина)«Формула радости», «Я хороший, ты хороший», основанные на самовнушении положительных установок, результативны в работе с детьми с ЗПР.

Сеансы инструментальной музыкотерапии основаны на процессе музыкального творчества, где акцент делается на уникальной роли «живой» музыки как средства коммуникации. Для этого выбираются инструменты, которые, будучи достаточно выразительными по звучанию, могут должным образом вознаградить усилия ребёнка и не требуют специальной подготовки для игры на них. Это, например, барабан, бубен, ложки, колокольчик, треугольник – такие музыкальные инструменты, которые обладают большой ритмической силой и передают эмоциональные нюансы.

Психогимнастика направлена на формирование у детей различных психических функций (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика); на развитие умения выражать различные эмоциональные состояния, обучение элементам саморасслабления.

Каждое занятие по психогимнастике состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки и доступны детям по содержанию. Например, упражнение «Снеговик» направлено на расслабление, снятие напряжения. Дети превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу. Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика и он начал таять». Ребята постепенно расслабляются, приседают на корточки и ложатся на коврик, расслабляются. (Шопен. Вальс. «Зимняя сказка»)

В коррекционной работе с детьми с ЗПР может использоваться интегративная музыкотерапия. Она построена на синтезе музыкального и наглядно – зрительного восприятия. Сеансы строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы. При этом ребенку предлагается как бы «шагнуть» вглубь изображения – к звенящему прохладному ручью или на солнечную лужайку, мысленно поймать бабочек или расслабиться, лежа на зеленой мягкой траве.

Наибольший эффект в интегративном музыкотерапевтическом сеансе дает сочетание музыки П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, И. Гайдна, В. Моцарта с показом картин природы, просторов лугов, покрытых цветами, с порхающими над ними бабочками. Органическое сочетание зрительного и слухового восприятия усиливает психо-коррекционный эффект в работе с дошкольниками с проблемами в развитии.

Итак, музыкотерапия во всех её вариантах является составной частью общей коррекционной работы с детьми, она не подменяет музыкального воспитания, которое выполняет свои конкретные задачи.

Педагогам следует помнить, что все арттехнологии (в том числе и музыкотерапия) используемые в системе коррекционной помощи ребёнку с проблемами в развитии, должны способствовать гармонизации личности такого ребёнка и его социальной адаптации!

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Использование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНР В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников, но нам и нашим детям пришлось.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Кинетический песок в развитии мелкой моторики у детей с особыми возможностями здоровьяКинетический песок в развитии мелкой моторики у детей с особыми возможностями здоровья Помните себя маленькими? Ну, хотя бы чуть-чуть? Как вы любили летом во дворе или с родителями на морском берегу играть с песком и водой.

«Консультация для воспитателей «Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с РАС»» Имеющиеся нарушения эмоционально-волевой сферы у детей имеющих расстройство аутистического спектра требуют комплексного использования различных.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностямиЗначение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Опубликовано: 24 сентября 2023 в 17:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Субботина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД