Елена Александровна Романенко
Музыкотерапия — интеграция здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «ДС № 35 г. Благовещенска», 4 отделение
Музыкотерапия - интеграция здоровьесберегающих технологий
Музыкальный руководитель высшей категории:
Романенко Е. А.
г. Благовещенск
Музыкотерапия - интеграция здоровьесберегающих технологий
Публикация «Музыкотерапия — интеграция здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Темочки
Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В детском возрасте у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй, воспитателем и музыкальным руководителем, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на его семью.
Поэтому, большое значение отводится процессу музицирования. От степени развития естественной потребности петь, играть на музыкальных инструментах во многом зависит развитие голосового аппарата, дыхания, координации движений, памяти, музыкальных способностей. Обогащение процесса музицирования ребенка технологиями музыкотерапии, может представляться как фактор здоровьесбережения.
В связи с этим я считаю, что проблема укрепления и сохранения здоровья - это не компания одного дня, а целенаправленные, систематические занятия в виде комплекса интеграции здоровьесберегающих технологий, которые осуществляются через музыкотерапию : игротерапию, звукотерапию, ритмотерапию.
Передо мной встала необходимость активизации работы по вопросу интеграции здоровьесберегающих технологий, которая отражала бы эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в дошкольном учреждении. Одним из таких подходов может являться технология сказкотерапия и игротерапия.
В документах Организации Объединенных Наций, международного права подчеркивается опасность исчезновения игры из жизни дошкольника. В Декларации прав ребенка игра провозглашена неотъемлемым правом ребенка. Это право должно соблюдаться как родителями, несущими ответственность за воспитание детей, так и педагогами ДОУ.
Дидактические принципы:
- Принцип доступности и постепенности.
Должен соответствовать возрастным особенностям детей. Объём знаний должен быть невелик, а содержание понятным.
- Принцип повторности.
Многократное повторение движений помогает успешному физическому развитию и запоминанию.
- Принцип наглядности.
Наглядные пособия являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся образов в сознании детей.
- Принцип сознательности и активности.
Дети воспроизводят те знания, умения и навыки, которые имеют отношение к новому. Только на основе известного, можно освоить новое. Сознательное отношение предполагает, прежде всего, формирование познавательных интересов.
- Принцип комплексности и интегративности.
Решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип преемственности.
Поддерживание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья детей.
- Принцип результативности и гарантированности.
Реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
- Принцип фасцинации (от англ. Fascination - очарование).
Одним из важнейших факторов в физическом совершенствовании детей дошкольного возраста является развитие у них интереса к движению и двигательным действиям. Что делает учебно-воспитательный процесс более лёгким и плодотворным. Он способствует формированию у детей положительного отношения к окружающей действительности, к предмету, с которым им приходится заниматься, к самому педагогу, к сверстникам, к себе. Сотворчество – важный регулятор очарования.
- Принцип творческой направленности.
Ребёнок самостоятельно создаёт новые движения, основанные на использовании его двигательного опыта и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности.
Технология воспитания здорового образа жизни, направлена на формирование у дошкольников побуждений в проявлении духовных начал ко всему, что их окружает.
Здоровьесберегающая технология предполагает использование обучения как творческого процесса. Необходимо строить обучение с учетом исследовательской деятельности самих детей. Например: - Посмотрите, кто это? (лошадка). Какая она? (большая, маленькая, молодая, старая). А как большая лошадка цокает копытами? (щелкать языком). А как маленькая лошадка цокает? (щелкать языком у зубов). А как молодая лошадка цокает? (щелкать языком у твердого неба). А старая лошадка как цокает? (щелкать языком у мягкого неба).
Цель здоровьесберегающей работы : создание условий для формирования чувства доброты, дружеского отношения средствами музицирования через сказкотерапию.
Оздоровительные задачи : сохранение и укрепление здоровья детей, через активное движение средствами музыкотерапии.
Образовательные задачи:
- Развить зрительную и слуховую память.
- Отрабатывать техники артикуляционной, дыхательной и физической гимнастики.
- Развивать музыкальный слух, координацию движений, голосообразование, интонацию.
- Формировать артикуляционный аппарат и звукообразование.
- Развивать память (зрительную и слуховую) посредством ритмотерапии, словотерапии, рифмотерапии.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать нравственно-волевые качества личности (дисциплинированность, честность, настойчивость, решительность)
- Развивать самостоятельность, инициативность, творческую активность.
В своей работе использую такие методы и приемы:
- метод подражания
- метод показа
- ассоциативный метод
- фонетический метод
Одним из эффективных методов является самостоятельное исполнение на инструментах и слушание музыки.
Приемы: приемы слуховые и зрительные ориентиры такие как:
- игротерапия: развитие творчества и самостоятельности
- сказкотерапия
- ритмотерапия: ритмические игры, способствующие развитию чувства ритма, метра и координационной свободы
- звукотерапия
Средства:
- восприятие музыки
- воспроизведение музыки
- музыкальное сопровождение
При совершенствовании различных видов музицирования происходит преобразование моторной сферы. Дети могут регулировать двигательную активность, стремятся достичь положительного результата.
Поэтому я считаю, что применение музицирования, его различных форм и технологий музыкотерапии позволит качественно и ненавязчиво подойти к достижению поставленной цели решить обозначенные задачи.
Для того, чтобы был положительный эффект в укреплении и закреплении здоровья детей необходимо постоянно ориентировать детей на успех. Занятия должны быть эмоционально насыщенными. Прививать интерес к музицированию. Воспитывать сознательное отношение к вокалотерапии, звукотерапии, ритмотерапии. Развивать стремление к расширению опыта музицирования как непрофессиональной формы.
В процессе систематической работы, дети показывают высокий уровень в музицировании, вокализации, импровизации. У дошкольников появляется достаточный уровень музыкального развития в музыкотерапии : ритмотерапии, вокалотерапии, игротерапии.