Матрена
Проект «Музыкальный салон «Шалунишки»
▼ Скачать
Музыкальный салон Шалунишки
Пермякова М. В.,
Республика Саха (Якутия, МБДОУ ЦРР детский сад «Цветик-семицветик»
ГО «город Якутск», музыкальный руководитель
permmatrena@mail.ru
Ключевые слова: музыка для детей, ИКТ, авторские разработки.
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН «ШАЛУНИШКИ»
Публикация «Проект „Музыкальный салон „Шалунишки“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
В современном мире технический прогресс развивается очень быстро, поэтому использование компьютерных технологий необходимо на музыкальных занятиях. Использование современных информационных технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение.
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее время в образовательных учреждениях массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предполагаемых задач.
Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству. Выполняя задания, ребенок учится логически рассуждать, находить оригинальные решения, самостоятельно делать выводы, творчески применять полученные знания.
Таким образом, актуальность проекта обусловлена : разработкой и внедрением в практику ДОУ общеразвивающего вида интерактивных технологий (видеоклипы, ролики, обучающие видеосюжеты, эвристические беседы, развивающие процесс мышления, методы мозгового штурма и интерактивного обучения, доступных для применения педагогам привлекательными и доступными для детей, семьи.
Цель: Формирование интерактивной образовательной среды для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Поиски текста, создание поэтического текста, отбор текста.
2. Создание мелодии, учитывая голосовой диапазон детей дошкольного возраста.
3. Овладение ИКТ – технологиями.
4. Развитие музыкальных способностей, творческого воображения и певческих навыков детей дошкольного возраста.
5. Овладение навыками работы нотной редакции Сибелиус.
6. Разработать методические рекомендации.
Объект. Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет. Интерактивные технологии, используемые в совместной образовательной деятельности взрослого с детьми.
Гипотеза. Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста в детском образовательном учреждении будет успешным, при следующих педагогических условиях:
мотивировать воспитанников на занятия по совершенствованию певческих навыков, посредством формирования интерактивной образовательной среды;
применять разработанные методические рекомендации в процессе общеразвивающих занятий воспитателями в ДОУ и родителями дома;
создать ситуацию успеха «здесь и сейчас», как результат занятия в интерактивной образовательной среде.
Новизна заключается в организации совместной деятельности музыкального руководителя с воспитанниками в интерактивной образовательной среде.
Практическая значимость – разработка авторских песен для детей дошкольного возраста, авторских распевок на якутском языке, видеоклипов, музыкально-дидактических игр (на сайте музыкального руководителя : https://permmatrena.wixsite.com/mysite и канале «Шалунишки» в ютубе: https://www.youtube.com/channel/UCQ3SMWWMrI7iKa89lsAaIkw?view_as=subscriber).
Вид проекта : инновационный, долгосрочный.
Участники проекта : дети, музыкальный руководитель, родители, воспитатели.
Этапы проекта :
Подготовительный этап.
1. Постановка целей и задач проекта
2. Наблюдение за детьми во время музыкальных занятий
3. Анкетирование родителей по группам
4. Сбор информации по использовании ИКТ в ДОУ на музыкальных занятиях.
5. Изучение методической литературы.
6. Изучение видео редакторов.
7. Подготовка к занятиям.
Основной этап.
1. Планирование – принятие оптимального решения.
2. Занятия с использованием ИКТ.
3. Индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы.
4. Участие на концертах, конкурсах, праздниках, досугах, развлечениях.
Заключительный этап.
1. Самоанализ проекта.
2. Планируемые результаты занятий:
положительная динамика сформированности певческих навыков детей дошкольного возраста;
повышение эффективности организованных педагогических условий;
обобщение и распространение педагогического опыта работы в форме интерактивной образовательной среды.
Мультимедийные пособия разрабатываются с помощью программ: Microsoft Office PowerPoint, Windows Media, Build App; Adobe Premiere.
В нашем детском саду «Улыбка» полилингвиальная развивающая среда. Поэтому мы делаем презентации, позволяющие за короткое время занятия охватить огромный временной период культуры одной или нескольких стран. Они способны не только прекрасно иллюстрировать занятие произведениями живописи, музыки, но и развивать способности сравнивать, сопоставлять произведения искусства различных эпох и стилей; проводить проверку знаний произведений композиторов и художников и умения определять их творческий почерк; расширить рамки работы с увлеченными искусством детьми. Вынесенный для запоминания материал (определения стилевых направлений, имена композиторов, название музыкальных инструментов в виде музыкально-дидактических игр) дает возможность использовать презентацию в качестве наглядного пособия.
Благодаря современным технологиям на музыкальных занятиях воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более насыщенным и интересным.
Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядых пособий. Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного музыкального занятия – принцип привлекательности. Благодаря мультимелийным пособиям, дети стали отличаться высокой активностью (высказывать свое мнение, размышлять, рассуждать).
Современные технологии позволяют успешно использовать в мультимедийном занятии фрагменты видеофильмов, которые вставляются в презентацию. Использование видеоинформации может значительно усилить обучающий эффект.
Репертуар авторских песен:
1. Са а к н сл., мел. Матрена Пермякова
2. Кыайыы к н нэн сл. Анастасия Егорова, мел. Матрена Пермякова
3. Шахматтыахха сл., мел. Матрена Пермякова
4. К л м к н сл. Анастасия Егорова, мел. Матрена Пермякова
5. Лето сл. Мария Саввина, мел. Пермякова Матрена
6. Кы ын уратыта л. Мусьяна Сосина, мел. Матрена Пермякова
7. Са а дьыл кэллэ перевод на якутский язык Матрена Пермякова
8. Саргылаах са а дьыл сл. Анастасия Егорова, мел. Матрена Пермякова
9. Саас кэллэ сл., мел. Матрена Пермякова
10. Весна пришла сл. Анжелика Агафонникова, мел. Матрена Пермякова
11.Spring is here сл. Анжелика Агафонникова, мел. Матрена Пермякова
12. Би иги би икпит сл. Варвара Эверстова, мел. Матрена Пермякова
13. Эдьиий-быраат сл. Елизавета Рожина, мел Матрена Пермякова
14. Арай-арай кинигэлэр сл. Анастасия Егорова, мел. Матрена Пермякова
15. Хапса ай сл. Рустам Каженкин, мел. Матрена Пермякова
16. К рэгэй тыл. Дария Стручкова, мел. Матрена Пермякова
17. Ийэбин таптыыбын тыл. Надежда Слепцова, мел. Матрена Пермякова
Репертуар авторских распевок:
1. Куукула Маша
2. Саас
3. Кимнээ ий о5олор
4. Кинигэни таптыыбын
5. Чыычаах
6. Мяу
7. р с устун кинилэр
8. Нонна мунна
9. Ой дуораанныын оонньуохха
10. Сандал сааспыт
11. Желтое солнышко
12. Дудочка
13. Мамочка
14. Теленок
Репертуар мульт-песен (видео редактор – Adobe Premire) :
1.«Лето» сл. Мария Саввина, мел. Матрена Пермякова, видеомонтаж Мария Саввина.
2. Мульт-песня с переводами на якутский язык «Саас кэллэ», на русский язык «Весна пришла» и на английском языке «Spring is here». Видеомонтаж Мария Саввина.
Хочу представить вам один из мульт-песен «Саас кэллэ» из опыта работы в Чурапчинском районе, село Чурапча МБДОУ ЦРР детский сад «Улыбка». Работаем сообща с коллегой Саввиной Марией Петровной. Создаем видеоклипы и в том числе и мульт-песни. Имеется нотная запись, чтобы играя на фортепиано учить детей. Авторская песня «Саас кэллэ» написана для детей 3-4 лет. После просмотра мульт-песни дети быстро запоминают слова, реагируют положительно эмоционально, с яркими картинками появляется интерес, понимают смысл песни, развивается творческое воображение. Кроме этого, мульт-песню дети могут смотреть вместе с родителями дома в ютубе на канале «Шалунишки».
Авторские танцы. Авторские, сюжетные танцы можно снять на видео в зеленом фоне, потом сзади поставить любой фон по теме танца с помощью видео редактора Adobe Premiere. После можно видео-танец выложить в ютуб и участвовать в различных заочных конкурсах.
Авторские песни. Некоторые авторские песни, в данное время 18, все с клипами. Выложены в ютубе на канале «Шалунишки». Монтаж клипов делаем сами в видео редакторе Adobe Premiere.
Авторские распевки. На музыкальном занятии мы не обходимся без распевок. Прежде чем петь, обязательно делаем различные дыхательные упражнения и распевки в виде музыкальных игр с помощью презентаций Microsoft Office PowerPoint и готовых видео из интернет ресурсов.
Музыкально-дидактические игры. Игра – любимый вид деятельности дошкольников. Через игру детям интересна любое занятие. Мы используем в музыкальном занятии интерактивную доску с презентацией Microsoft Office PowerPoint, обучающие видео, музыкально-дидактические игры с использованием ИКТ – как срдество развития творческих способностей детей.
Музыкально-ритмические движения. С помощью средств ИКТ обучаем детей музыкально-ритмическим движениям, активизируя процесс формирования музыкальных способностей.
Результаты проекта. Положительная динамика сформированности певческих навыков детей дошкольного возраста. Повышение эффективности организованных педагогических условий. Дети стали лучше воспринимать материал, у них возрос заинтересованность к музыкальным занятиям, с удовольствием идут в музыкальный зал, чтобы узнать, посмотреть что-то новое. Благодаря, ИКТ в ДОУ более эффективно развились все виды восприятия у детей: зрительные, слуховые, чувствительные. У детей развились творческие способности, воображения.
Таким образом, не будем забывать, что главная роль в музыкальном воспитании всегда остается за живым общением детей с музыкальным руководителем и друг с другом. Использование ИКТ является лишь дополнительным методом, удобным источником информации, наглядности, благодаря которому будет создан положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога; ускорит процесс достижения положительных результатов в работе. Меняется мир – меняемся и мы, в ногу со временем.
Список литературы
1. Семячкина Г. А. Проект «Музыка для всех» : инновации, технологии, разработки / Г. А. Семячкина, А. В. Варламова, Е. А. Лахно, М. В. Степанова. – Якутск: ООО ИИТЦ «Алаас», 2019. – 359с.
2. Иванова Е. С. О5о уонна айымньы» / Е. С. Иванова, М. П. Саввина, А. И. Беляева. – Якутск: Медиа Холдинг – Якутия, 2017. – 98с.
3. Ситникова Н. В. Музыка для малышей. – М. : изд. «Перо», 2019.– 70с.