Екатерина Цыганкова
Роль музыкального руководителя в коммуникативных навыках и социализации ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Мы часто слышим, а порой сами становимся участниками подобных разговоров о том, что дети сейчас стали другими. Но мое мнение, и разумеется я в нем не одинока, что на самом деле дети не изменились, вот среда, в которой они живут, действительно стала иной. Мы все прекрасно понимаем, что, если ребенка из прошлого переместить в наше время, научить пользоваться гаджетом и современными системами коммуникаций, он очень быстро адаптируется и, в скором времени, не будет отличаться от детей нашего времени, и так же, наоборот, с ребенком нашего времени.
Публикация «Роль музыкального руководителя в коммуникативных навыках и социализации ДОУ» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Следовательно, проблема получается не в том, что дети стали другими, а в том, что социум стал иным (социум - мир людей, некий социальный организм, в котором взаимодействуют огромное количество людей). Конечно, изменение социума - это естественный процесс, но если рассматривать его по отношению к развитию дошкольника, то выявляются некоторые характерные особенности современности, с которыми необходимо существовать. Минус нашего времени в том, что культурная среда, в которой он развивается, не соответствует возрасту дошкольника, личностному его становлению и социализации.
Поэтому нам как педагогам дошкольного образования нужно сохранить, я бы сказала, даже создать условия, в которых ребенок играет со сверстниками, где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.
А кому, как не музыкальному руководителю проще создать эти условия! С какой радостью дети бегут в музыкальный зал : огромное пространство зала, его украшения, манящие видеоролики на большом экране монитора, звучащая музыка, музыкальные инструменты, наличие всевозможных атрибутов для музыкальных игр и танцев – все условия для создания «позитивной социализации». (Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям). Музыкальному руководителю остается только перевоплотиться в музыкального волшебника и вместе с детьми погрузиться в сказку.
В создании позитивной социализации немаловажную роль играют личные качества музыкального руководителя, такие как любовь к детям, терпеливость и внимательность, развитые коммуникативные способности, педагогический такт, творческое мышление, креативность, находчивость и артистизм – это минимальный набор качеств, которым он должен обладать. Ведь условия для создания детской активности и самостоятельности создает педагог-музыкант. Таким образом, музыкальный руководитель должен быть неким педагогом-ТРАНСФОРМЕРОМ! Он должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло, но не подавлять, а умело и тактично поддерживать инициативу ребенка.
В современном социуме, где очень часто стерты границы между взрослым и ребенком, учителем и учеником, матерью и дочерью - в педагогике музыкального воспитания детей дошкольного возраста необходима некая «золотая середина», предполагающая свободу в сочетании с определенными правилами и ограничениями. Не стоит бравировать тем, что музыкальный руководитель с детьми на одной волне. Такого быть не должно, это приводит к различным безвыходным ситуациям и даже конфликтам. Дети остаются детьми, а педагог-музыкант, сколько угодно может быть современным, но он остается в первую очередь взрослым человеком. Общение в границах по умолчанию должно присутствовать в любой дошкольной коммуникации. Если педагог не понимает, что такое границы, значит он не педагог.
Таким образом музыкальный руководитель-трансформер должен уметь моментально реагировать и подстраиваться под различные ситуации, настроения, возраст и разные личностные особенности детей, не выходя из образа сказочного волшебника.