Папки-передвижки

Музыкальные занятия для детей с речевыми нарушениями

Юля Марусева
Музыкальные занятия для детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

Музыка и музыкальные занятия оказывают большую помощь в работе с детьми логопедических групп. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр, при условии использования правильно подобранных приемов, положительно развиваются психофизические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Публикация «Музыкальные занятия для детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах

С детьми логопедических групп проводятся 2 раза в неделю музыкальные занятия и индивидуальная работа.

Музыкальные занятия - форма музыкальной деятельности, обеспечивающая музыкально-эстетическое развитие детей с учетом их возрастных особенностей.

У детей с нарушениями речи на музыкальных занятиях, как правило, встречаются следующие проблемы:

• дети не поют, а говорят;

• не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука.

• плохо запоминают тексты, названия песен;

• плохо запоминают названия произведений для слушания;

• недостаточно согласовывают движение с музыкой, песней, словом;

• затрудняются в передаче ритмического рисунка;

задачи музыкально-коррекционной деятельности в доу :

• развитие памяти, мышления, воображения, слуха, чувства ритма;

• развитие и накопление элементарных и двигательных навыков;

• формирование правильной осанки;

• повышение работоспособности и двигательной активности;

• развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем;

• развитие творческих способностей.

Виды музыкально-коррекционной работы :

занятия по логоритмике для детей с нарушениями речи, координации движений.

• пальчиковая гимнастика для мелкой моторики рук.

• упражнения для нормализации мышечного тонуса – силы и точности движений.

• певческие упражнения для развития силы, высоты, тембра голоса.

• упражнения на развитие речевого, певческого дыхания.

• театрализованные игры, упражнения, игры-драматизации на восприятие образов и выражение их мимикой, жестами, пластикой, речью, интонацией.

• упражнения, пляски, игры, хороводы на развитие чувства темпа и ритма в музыке, движениях, речи, в игре на дми.

• игры, хороводы, танцевальные композиции, направленные на воспитание личностных качеств, коллективизма, взаимной поддержки.

В связи с особыми потребностями плохо говорящих детей, музыка для них является особым средством развития эмоционально-волевой сферы, двигательной, речевой и умственной деятельности. Развитие координационных способностей происходит во время движений телом, частями тела под музыку (хлопки, притопы, во время исполнения танцевальных движений.

Развитие речи во время музыкальных занятий связано с развитием навыков произношения звуков, слогов, слов, фраз (при подпевании, с расширением пассивного и активного словаря (во время разучивания песен).

Развитие умственной деятельности происходит в процессе различения музыкальных параметров, узнавания музыки, распознавания музыкальных инструментов, осознанного выбора музыки, осознание содержания песен.

Виды музыкальной деятельности при коррекционной работе традиционные. Это слушание музыки, исполнительство (включающее пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, творчество. Но имеют ряд определённых особенностей.

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т. Е. По сути, является ведущим. (ребёнок не выучит песню, если он её не разу не послушает, не поймёт содержание, не запомнит мелодию)слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом; оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. (после прослушивания муз, произведений полезно не только поговорить о нём, что у детей с речевыми нарушениями может вызвать большие затруднения, но и предложить им подвигаться под музыку, чтобы они почувствовали её характер, передали свои чувства, своё отношение к музык. произведению, так же можно нарисовать то, о чём рассказала музыка.

У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальное восприятие, которое, в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти.

Исполнительство: значимость такого вида музыкальной деятельности, как игра на музыкальных инструментах очень велика. Научить детей с нарушением речи игре на детских музыкальных инструментах, игре в оркестре это средство решения таких коррекционных задач, как:

- развитие внимания и памяти;

- развитие координации движений (бубен, барабан, металлофон, маракасы и др.);

- развитие мелкой моторики пальцев рук (дудочка, металлофон, колокольчик и др.);

- развитие дыхания при игре на духовых инструментах (триолы, дудочки);

- развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа : «на каком инструменте я играю?», «отгадай инструмент и сыграй как я», «музыкальное лото»;

- развитие координации пения с движением пальцев рук (неозвученое пианино);

- развитие музыкально-ритмического чувства.

Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности.

Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи.

Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков : невнятного произношения, проглатывания окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Музыкально- ритмические движения – вид исполнительской деятельности, который включает упражнения, пляски, игры. Игра является основным видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.

Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха, развивают звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух, помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов.

«движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка» (в. Генералова).

Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.

Среди музыкально- ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Без них в логопедических группах не обойтись. Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение.

Здесь я включаю логоритмические упражнения

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Творчество – как один из видов музыкальной деятельности детей, предполагает развитие у них творческого воображения, активности, способности в импровизировании и пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах.

В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, а, скорее всего, средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение, снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание, память.

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Главный принцип достижения эффективности в работе- индивидуальный подход к каждому ребенку и учет его возрастных,речевых возможностей, психофизических особенностей.

Помимо основных занятий и индивидуальных с детьми по плану проводятся праздники и развлечения.

Праздники: осенние, новогодний, день защитника отечества совместный с родителями, 8 марта совместный с родителями, День Победы, выпуск в школу, День России, День Матери, колядки,всемирный день ребёнка, масленица

Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребёнка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведённых вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни. Поэтому, хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребёнка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя участником весёлого торжества, подарили ему дополнительные мгновения счастья.

Теперь хотелось бы сказать о тех проблемах, которые возникают и зачастую стирают яркость впечатлений от праздника или вовсе портят ребёнку настроение. 1. Обувь и наряды детей. Поскольку большую часть времени утренника отводится на музыкально-ритмические движения (хороводы, игры, танцы, перестроения, нужна удобная обувь: мягкая, гибкая, лёгкая – во всех отношениях комфортная. Идеальным вариантом являются чешки. Бальные платья с кринолином мешают девочкам даже просто сидеть на стульчике, а объёмные костюмы и головные уборы сковывают движения в танцах и хороводах. Также нежелательны дополнения к костюму, находящиеся у детей в руках (волшебные палочки, веера, сумочки, корзинки). Если какой-то атрибут необходим для дополнения образа и завершённости костюма, непосредственно перед выступлением ребёнок получит его от воспитателя. Всё остальное время ребенку ничто не будет мешать свободно двигаться и веселиться.

2. Количество и качество стихотворений, исполняемых детьми на утренниках. Проблема обиды родителей по поводу распределения стихотворений и участия в индивидуальных танцах зачастую стирает радостное впечатление от праздника. Некоторые родители упускают из вида, что они пришли на праздник для детей, а не на представление для родителей! А ведь прослушивание множества стихотворений на празднике не доставляет радости ни детям, ни взрослым. Спросите вашего ребёнка, что ему больше хочется – играть, петь, плясать или сидеть и слушать стихи? Сценарий составляется с учётом детской физиологии – ребёнок не может долго сидеть, если ему не интересно. На празднике чередуются разные виды детской деятельности. Если вашему ребёнку не пришлось рассказать стихотворение, значит, его пригласят на игру, или же ему уделили больше внимания при разучивании танца, и на стихотворение у ребёнка уже просто не было сил. И он расскажет его на втором, третьем утреннике. Если ребёнок (особенно с эгоцентричным характером) считает себя задетым при распределении ролей, хотелось бы попросить не разжигать негативные чувства ни в себе, ни в ребёнке. Не вините, пожалуйста, музыкального руководителя и воспитателей. И уж, конечно не вините ребёнка, с чьей ролью, как вам кажется, ваш справился бы лучше. Наоборот, постарайтесь объяснить своему ребёнку, привыкшему к лидерству, что он уже научился выступать, пусть поучатся и другие, и что уступать в этом случае очень почётно! И, поверьте, эта сознательная уступка в деле воспитания стоит очень дорого. Она обернётся в вашем ребёнке добротой и способностью к переживанию. Это вы со временем почувствуете на себе. Поэтому, очень важно, не высказывать, особенно при детях своих обид, а в случае малейших недоразумений разрешите их с воспитателем или музыкальным руководителем.

3. Культура поведения родителей на утренниках. К чему приводят опоздания? На праздник ребёнок приходит с испорченным настроением (мама не пришла). Во время праздника заходит мама или папа – у ребёнка непроизвольный всплеск радостных эмоций, он машет рукой, чтобы мама его заметила, выкрикивает. Внимание всех детей переключается на это событие, а воспитателю теперь придётся очень постараться, чтобы дети вспомнили, зачем они сюда пришли. Хорошо, если это – последний отвлекающий момент.

Телефонные звонки. Не забывайте, пожалуйста, отключать мобильные телефоны. И уж, конечно, не заводите разговор по телефону на утреннике. Уважайте и педагогов, и своих детей. Разговоры друг с другом тоже следует исключить. Если не интересен момент утренника вам, помните, он может быть интересен тем родителям, чей ребёнок сейчас выступает. Проблемы всегда можно решить после праздника. Не позволительны хождения родителей во время утренника. Это очень отвлекает детей от общего сюжета. Фото и видео съёмка. Конечно, каждому хочется запечатлеть радостное настроение своего ребёнка на празднике. Но помните, что просить его всё время смотреть в камеру, махать рукой и тем более привлекать к себе внимание прямо на утреннике не стоит. Вы всегда сможете сделать чудесные снимки после утренника в спокойной обстановке и нужном ракурсе. Если вы хотите запечатлеть весь праздник в целом, фото или видео камеру нужно установить за 15 минут до начала праздника в заранее оговорённом месте и не перемещать её в ходе утренника. Это может помешать незримому контакту музыкального руководителя и детей. Поддержка и аплодисменты. Без доброжелательных, благодарных зрителей, без аплодисментов не могут обойтись даже профессиональные артисты. А вашим детям они необходимы втройне. Не жалейте ладош! Нуждаемся в вашей поддержке и мы, педагоги. Нам всегда приятно услышать ваши отзывы об увиденном и услышанном, пожелания, учесть ваши замечания. В заключении хочется пожелать вам, чтобы к концу пребывания в нашем детском саду ваши дети были все музыкальными, артистичными, активными, смелыми и уверенными в себе. Чтобы в каждом зародилась искра таланта и освещала дорогу всю жизнь

Публикации по теме:

«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи «Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи. Конспект занятия для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа)Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа) Цель: Расширить представления детей о временах года (осени). Задачи: Обучающие: Вспомнить признаки осени. Развивать внимание и память детей.

Конспект коррекционного занятия по СБО «Хлеб всему голова» для детей с нарушениями зрения средней группыКонспект коррекционного занятия по СБО «Хлеб всему голова» для детей с нарушениями зрения средней группы Конспект коррекционного занятия по СБО «Хлеб всему голова». Цель: обогащение представлений детей о хлебобулочных изделиях. Задачи: • продолжать.

Конспект открытого занятия для детей 5–6 лет с нарушениями слуха «Транспорт. Геометрические фигуры»Конспект открытого занятия для детей 5–6 лет с нарушениями слуха «Транспорт. Геометрические фигуры» Конспект открытого занятия для детей 5-6 лет с нарушениями слуха на тему: "Транспорт. Геометрические фигуры" - Цель: Расширить представления.

Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много — дружба одна»Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много — дружба одна» Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много дружба одна» Возраст детей - 6-7 лет Цель: Познакомить.

Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке»Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке» «Маша идет в гости к мишке» Тип занятия: Формирование сенсорных эталонов (величина) Тема «Маша идет в гости к мишке» Цель: формирование.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальные занятия для детей с речевыми нарушениями
Опубликовано: 6 ноября 2023 в 17:58
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальные занятия для детей с речевыми нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Юля Марусева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД