Наталья Пригоннова
Музыкальные развивающие игры для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей 3-7 лет
(рекомендации для родителей)
Назначение музыкальных игр
Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях в основном осуществляется на музыкальных занятиях, где дети слушают музыку, поют, выполняют различные виды музыкально-ритмических движений. Умение самостоятельно действовать, в выполняя музыкальные задания, позволяет детям лучше, качественнее исполнять музыкальный материал, способствует развитию контроля за собственным исполнением.
Публикация «Музыкальные развивающие игры для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Педагогические исследования проведенные в этой области доказывают, что эффективному музыкально-сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновение в сознании детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей их жизни. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкальные игры.
Музыкальные игры всегда содержат развития действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно6 их высоту, силу, длительность, тембр.
Регулярно проводимые с детьми музыкальные игры помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальное произведение, а вслушиваться в него, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические игры и упражнения, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.
Младший дошкольный возраст
Д/и «Три цветка» (I вариант)
Цель: Учить определять характер музыки
Материал: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» – спящее, плачущее или веселое, изображающих три типа характера музыки :
- добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
- грустная, жалобная;
- веселая, радостная, плясовая, задорная.
- Три маленьких цветка, отражающие характер музыки.
Ход игры
Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки.
Д/и «Три медведя» (I вариант)
Цель: развивать у детей чувство ритма.
Материал: Плоские фигурки медведей из картона (на деревянной подставке, раскрашенные в русском стиле – Михаила Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки.
Ход игры
Музыкальный руководитель : Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Дети отвечают)
В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют кто пришел, выводиться фигурка медведя.) Как мишка идет? Медленно, тяжело. Давайте походим как Большой мишка. (Дети ходят под музыку). Аналогично игра проводится с другими фигурками.
Д/и «Сладкий колпачок» (I вариант)
Цель: закрепление пройденного материала.
Материал: колпачки разных цветов с предметами (платочек, погремушка, ленточка, цветочек). Колпачек с конфетами.
Ход игры
Дети сидят на стульчиках, по всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла). Он приготовил детям угощение, положил под колпачок, а под какой забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз, и дети танцуют с предметом который нашли. Под последним колпачком – угощение. Колпачок с угощением может находится не только в поле зрения детей, но и быть спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников
Д/и «Музыкальное окошко» (I вариант)
Цель игры : развивать звуковысотный слух, слуховой внимание.
Материал: домик, фигурки животных.
Ход игры:
На окне сидела кошка и мяукала немножко
А потом прыг на дорожку и не стало в доме кошки
Ну а кто остался дома и стучит сейчас в окошко?
Вызванный ребенок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и с помощью звукоподражания (мяу, гав и т. д.) озвучивает персонажа. Дети отгадывают кто это, и в окошке показывается персонаж.
Д/и «Глашенька учит танцевать»
Цель: Развивать чувство ритма
Материал: Большая кукла на подставке.
Ход игры
Звучит русская народная мелодия «Ах вы сени»
Музыкальный руководитель : Сегодня ребята к нам в гости пришла удивительная куколка Глашенька. Ох и плясать-то она мастерица. Сама умеет и вас научит. Как она похлопает, так и вы повторяйте.
Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, можно взять в руки бубен, ложки.
Д/и «Чудесный мешочек»
Цель: развивать звуковысотный слух, закреплять программный материал.
Материал: Небольшой красивый мешочек. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка и петушок.
Ход игры
Участвует вся группа.
Музыкальный руководитель : Дети, к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались. Может быть здесь (показывает мешочек? Сейчас мы послушаем музыку и узнаем кто там.
Звучит мелодии знакомых детям произведений: «Петушок» р. н. п., «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова, «Зайчик» Старокадамсктого. Дети узнают мелодию, педагог достает из мешочка соответствующую игрушку.
Д/и «Веселые подружки» (I вариант)
Цель: развивать чувство ритма.
Материал: плоские фигурки из картона (5шт, разрисованные в русском стиле.
Ход игры
Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».
Музыкальный руководитель : Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!
Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Можно дать детям в руки кубики, палочки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой, в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного). Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.
Д/и «Веселые гудки» (I вариант)
Цель: развивать чувство ритма.
Материал: рисунки паровоза и парохода.
Ход игры
Музыкальный руководитель : Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Прикрепляет пароход на фланелеграф.) Вот так! (Изображает на фортепиано ритмический рисунок.). Давайте его тоже по приветствуем.
Дети отхлопывают ритм ладошками.
Аналогично игра проводится и с паровозом.
Д/и «Нам игрушки принесли» (мл)
Цель: развивать тембровый слух.
Материал: Музыкальные игрушки : колокольчик, музыкальный молоточек, свистулька или дудочка, кошка (мягкая игрушка).
Ход игры
Музыкальный руководитель берет красиво украшенную коробку, достает от туда кошку и поет «Серенькая кошечка2 В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошечка даст детям если они узнают их по звучанию.
Музыкальный руководитель за небольшой ширмой играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает молоточком, на дудочке играет сам педагог.) затем кошка передает игрушку другому ребенку.
П/и «Солнышко и тучка»
Цель: Учить определять характер музыки.
Материал: Зонтик
Ход игры
Дети бегают, прыгают по залу под веселую музыку. Когда музыка меняется на грустную, воспитатель открывает зонтик и дети прячутся под ним. После опять звучит веселая музыка и дети опять бегают по залу. Так повторяется несколько раз.
П/и «Бабочки»
Цель: развивать пространственную ориентацию.
Материал: крупные рисунки цветов красного, желтого, синего и белого цвета
Ход игры
На полу разложены рисунки цветов.
Педагог (поет) : Бабочки летали у лесной полянки
Крылышки устали, нет ли где тут лавки
(Дети бегают под музыку, машут руками, изображая бабочек)
Отдохнуть бы нам чуток, сядем лучше на цветок
Мы же крошки бабочки, нам не нужно лавочки
Дети останавливаются
Педагог (говорит с вопросительной интонацией) :
Где любимый наш цветок,
Красный цветик огонек?
Дети ищут цветок красного цвета, стайкой приседают около него. Игра повторяется
Где любимый наш цветок,
Желтый сладенький медок?
Где любимый наш цветок,
Синий яркий лепесток?
Где любимый наш цветок,
Белый, длинный лепесток?
П/и «Разбуди мишку»
Цель: Развивать чувство ритма
Материал: Игрушечный мишка, стул.
Ход игры
Игрушка-мишка сидит на стуле у одной стены зала – «спит в берлоге»,
дети стоят на против у другой стены зала.
Педагог (поет) : Тихо-тихо вы идите, Мишеньку не разбудите
Дети идут на носочках
А к берлоге подойдем, топать ножками начнем
Раз, два, три, раз, два, три!
Дети топают под счет
Дети: Мишка. Мишка, выходи!
Педагог берет Мишку, рычит,
дети убегают к противоположной стене зала,
прячутся от мишки.
П/и «Игра с мячом»
Цель: развивать чувство ритма
Материал: резиновый мячик
Ход игры
Педагог: К деткам мячик прискакал, он удал, хотя и мал
Он зовет ребят играть, с ним, как мячики скакать
Педагог ударяет мячиком об пол, показывает как мяч скачет,
дети прыгают на двух ногах под веселую музыку в такт отбиванию мячика.
Мячик маленький устал, он давно уже не спал
Помашите малышу, мячик спать я уложу.
Педагог укладывает мячик в коробку,
накрывает платком, дети прощаются