Юлия Кафидова
Музыкальное воспитание у детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное искусство обладает огромными возможностями воздействия на личность ребенка. Занятия музыкой способствуют активизации в ребенке творческого потенциала, развитию чувственной и интеллектуальной сфер личности. Все дети от рождения имеют музыкальные способности. А именно музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память. Но для детей с РАС музыка, как правило, имеет особый интерес, а иногда является основной возможностью «линией связи» с окружающим миром в течение долгого времени. Основная причина заключается в том, что музыка – открывает мир чувств и эмоций.
Публикация «Музыкальное воспитание у детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Расстройство аутистического спектра (РАС) – это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. Причины возникновения аутизма до сих пор не установлены, эта область остается до конца не изученной. Дети с РАС характеризуются отсутствием потребности в контактах с окружающими, отгороженностью от внешнего мира, и слабостью эмоционального реагирования. У детей с аутизмом нарушено развитие коммуникативной функции речи и коммуникативное поведение в целом. Независимо от времени появления речи, уровня ее развития, ребенок не использует речь как средство общения. Степень аутистических расстройств у детей, как правило, различная. В детском саду трудно встретить детей с одинаковыми нарушениями, а также следует учитывать, что глубина этих нарушений может колебаться в период дошкольного детства и меняться с возрастом.
Как же быть музыкальному руководителю детского сада, когда речь заходит о занятиях с детьми РАС? Может ли я что-то сделать? Способна ли повлиять на развитие таких детей? Этими вопросами я задавалась и находила пути их решения, именно поэтому хочу поделиться своими мыслями об общении и об организации работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в рамках детского сада.
В своей работе я использую одно из важнейших направлений в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра – музыкотерапию, релаксацию, инструментальную музыкотерапию, а так же вокалотерапию. В комплексе они дают возможность полноценно использовать все виды деятельности в жизни ребенка, стимулируют его инициативу, удовлетворяют его эмоциональные потребности. В нашем детском саду дети с диагнозом «РАС» посещают малочисленные группы для воспитанников с ограниченными возможностями.
На своих занятиях я стремлюсь привлечь внимание детей, используя сюрпризные моменты, а так же стараюсь с каждым занятиям показать детям что-то новое, запоминающееся. Например, дети очень любят слушать классическую музыку, она позволяет им рисовать картины и представлять различные образы. Часто под классическую музыку, дети стремятся ее изобразить действиями, водят плавно руками, выполняют танцевальные элементы или же эмоционально реагируют на ее содержание.
Вокалотерапия один из новых направлений в моей работе. Я обратила внимание на то, что дети с РАС довольно часто имеют абсолютный слух. Из великого множества музыкальных произведений, дети выделяют наиболее понравившиеся, узнают их, напевают, используя свое сочетание звуков. Таким образом, музыка становится настоящим помощником, служит своеобразным средством коммуникации между ребенком и окружающей его средой. Верно подобранный музыкальный материал, позволяет мне открыть путь ребенку для восприятия новой информации, для обучения и коррекции.
Так же одним из основных направлений в работе с детьми РАС является инструментальная музыкотерапия. Это особый и я бы сказала любимый вид музыкотерапии детей. Впервые используя колокольчик на музыкальном занятии, я заметила невероятную заинтересованность детей. На каждом занятии стремлюсь знакомить детей с разными музыкальными инструментами и их звучанием. Особую радость у детей вызывает обучению игре на детских шумовых и народных инструментах. Благодаря использованию мультимедийной доски, детям представляется возможность играть на музыкальных инструментах в оркестре. На доску я вывожу музыку со звучащими поочередно вступающими музыкальными инструментами, каждый ребенок старается вовремя вступать и вовремя заканчивать свою партию. Детям очень нравится и они охотно участвую в оркестре не только на занятиях, но и на утренниках в детском саду.
Ну и конечно, все эти виды музыкальной деятельности вызывают эмоциональное перевозбуждение детей. Чтобы снять напряжение, расслабиться, я использую релаксирующую музыку и звуки природы, очень часто сопровождающиеся самомассажем.
Несмотря на индивидуальные особенности педагог – это проводник для детей в большой мир. Благодаря целебным свойствами музыки, можно проложить тропинку даже к самому закрытому ребенку.