МААМ-картинки

Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Анна Горбунова
Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

«Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

По утверждению специалистов, дошкольный возраст - сензитивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром.

Публикация «Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы, педагогам все чаще приходится сталкиваться с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи.

В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов. Успех коррекционно-развивающей работы дошкольного образовательного учреждения определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации учебно-воспитательного процесса и деятельности детей. А именно, творческого союза педагогов, объединенных общими целями, построенного на основе комплексной

диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Отмечается стремительное увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы увеличить энергетический запас детского организма, направить его на положительное развитие, адаптировать психику детей к жизни в современном обществе, возникла необходимость дополнить существующие программы инновационными технологиями и методиками.

Музыкальное воспитание является составной частью общей системы обу-чения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающей, коррек-ционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия, и речевой деятельности.

Среди проблем можно назвать:

-непроизвольность движений;

-боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;

-речевые нарушения или отсутствие речи;

- замкнутость, неактивность детей; неустойчивые внимание и память у до-школьников.

Особенность работы с детьми с ОВЗ состоит:

не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;

не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;

не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

Главное и самое важное на занятиях – это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров – детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. В этой игровой форме не все дети должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом может участвовать в игре. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим и радоваться их успехам и удачным находкам. У нас в таких детей верят, любят и поддерживают.

Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдется свое решение – музыкотерапия.

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на цели-тельном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возмож-ностями в том, что она:

помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками про-цесса;

помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;

музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливаю-щим осознание;

косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам – зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство – подражательность, – которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации детей, нужно использовать следующие виды музыкально-двигательной терапии :

• психогимнастику – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах;

• логоритмические занятия (с подгруппой или группой детей) – вариант двигательной терапии, используемой в работе с дошкольниками, систе-му музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных одним общим сюжетом и игровой формой;

• систему музыкально-дидактических игр, эффективных в работе с деть-ми, имеющими определенные проблемы в развитии.

Все эти направления работы основаны на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание Предпочтение отдается активным формам. Рассмотрим их подробнее.

ПСИХОГИМНАСТИКА

-игры на развитие внимания:

-игры на развитие памяти:

-игры на преодоление двигательного автоматизма:

-подвижные игры:

-игры, способствующие успокоению и организации:

-игры на выражение различных эмоций:

Особенностью этих игр является то, что все они сопровождаются музы-кой. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в дея-тельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные тем-пераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Следующий вид музыкально-двигательной терапии в коррекционной ра-боте с детьми с разными отклонениями – логоритмические занятия, каждое из которых является сюжетным. Используются: игровая мотивация, панто-мима, музыкальные рассказы и импровизации.

Музыка на этих занятиях является организующим началом движений. Каждый музыкальный сигнал вызывает немедленную двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, способствует коррекции речевых нарушений, например, фонематического слуха. Дети легко справляются со всеми заданиями логоритмики, поскольку их увлекает игровая форма.

Занятия строятся согласно определенной последовательности:

1. ритмическая разминка;

2. упражнение на развитие внимания;

3. упражнение, регулирующее мышечный тонус;

4. упражнение на развитие чувства темпа и ритма;

5. упражнение для развития координации слова с движением;

6. слушание;

7. пение;

8. упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук;

9. упражнение для развития речевых и мимических движений;

10. игра;

Ззаключительное упражнение на релаксацию, цель его – успокоить детей, переключить их на развитие ловкости

Продолжительность деятельности зависит от возраста детей и этапа ло-гопедической коррекции. Содержание деятельности соответствует ком-плексно-тематическому планированию, задачам логопедической коррекции в конкретной возрастной группе,а также с программными требованиями по музыкальному воспитанию, причем материал не выучивается заранее, упражнения могут выполняться по подражанию.

Музыкально-ритмические упражнения включает в себя упражнения для развития переключаемости, объема и распределения внимания (игры «За-прещенное движение»,

«Передай флажок» и т. п.); Упражнения на чередование напряжения и расслабления мышц, имитационные движения («Полоскание платочков», «Самолеты летят» и т. п.); движения под музыку, построения, упражнения с предметами, этюды и пляски, отхлопывание, отстукивание ритмов, упражнения на восприятие ритмов (ритмические игры «Лягушки» (прыжки под удары бубна то медленно, то быстро, «Курочки» (прохлопывание ритмического рисунка стихотворения); упражнения с предметами, пляски, импровизации, упражнения на координацию речи.

Для восприятия музыки подбираются разнообразные по характеру музы-кальные произведения с учетом их эмоционального воздействия и возможно-стей решения коррекционных программных задач.

Упражнения, направленные на развитие дыхания, голоса, проводятся в соответствии с этапами и задачами логопедической работы. Интенсивнее - в начале года, к середине и концу их количество сокращается (произнесение звукоряда из гласных, пение вокализов, произнесение междометий, выражающих эмоции человека: «Ах!», «Ох!» и т. п.).

Для пения вначале берутся песни с короткими предложениями, а позднее с длинными, в медленном и среднем темпе. Обязательно учитываются содержание и диапазон мелодии.

Упражнения для развития мелких движений пальцев рук. Подбираются игровые упражнения на развитие ловкости, точности, переключаемости, координации, силы тонких движений, формирования опыта выполнения действий с мелкими предметами (упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением или без него в соответствии с календарно-тематическим планированием).

Упражнения для развития артикуляционной моторики и мимических дви-жений применяются общепринятые артикуляционные упражнения.

В занятия включаются разнообразные игры: игры на месте, малоподвижные и подвижные, сюжетные и несюжетные, игры-драматизации, хороводы. Приветствуется речевой материал в играх.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Музыкально-дидактические игры являются важным средством сенсорного развития, в частности слуховых ощущений и восприятий. Работа с дошкольниками с пониженным интеллектом имеет свои особенности, обусловленные характером имеющихся у детей нарушений, поэтому приходится вносить коррективы в подбор музыкально-дидактических игр.

В творческом музицировании мы используем беззвучные и звучащие музы-кальные игрушки. Большой популярностью пользуется оркестр шумовых

инструментов, его значимость в том, что он включает в работу слуховой, зри-тельный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую мо-торику рук.

Занятия с использованием психогимнастики, логоритмики и музыкально-дидактических игр дают свои результаты. Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются в деятельность, в такой форме они готовы выполнять даже те дейcтвия, на которые не способны на других занятиях. Очевидно, что у детей появилось желание вступать во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать действиям окружающих. Наблюдается развитие произвольности движений, т. е. ребенок не просто играет на музыкальном инструменте, а только когда звучит музыка, выполняет мои просьбы, отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний, а главное – повышается активность малышей. Движения становятся более координированными, ритмичными. Ребенок учится извлекать звук из музыкального инструмента, двигается рядом с другими детьми, не сталкиваясь с ними, развивается общая и мелкая моторика. Дети осваивают все более сложные инструменты, требующие активного участия двух рук: ложки, треугольник и др. Многие ребята самостоятельно стараются изменять движения в соответствии с музыкальным звучанием.

Решаются и задачи развития познавательной сферы: дети узнают знакомые мелодии, определяют на слух звучание различных инструментов, т. е. заметна положительная динамика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания. Именно с помощью музыкальных игр и пения многие дети начинают петь и проговаривать простые слова, в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении активной

речью. появляется песенный репертуар, который расширяется дальше. Дети способны не только пассивно слушать музыку (все эти дети очень музыкальны, но и создавать ее – петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.

Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно- воспитательную работу более эффективной.

Планирование и подбор материалов для утренников и развлечений осуществляется совместно музыкальным руководителем, логопедом и воспитателями. При этом учитываются возраст детей.

Уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого ребёнка. В проведении праздников для детей с ОВЗ есть своя специфика. На начальных этапах обучения на утреннике основными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Дети принимают участие в танцах, играх с несложными движениями, хороводах. Дети участвуют в небольших сценках, где их действия сопровождаются комментариями воспитателя. Для активизации речи возможны хоровые односложные ответы детей при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок. Каждому

ребенку даём возможность выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи. Сценарии утренников и развлечений занимательные по форме, с обязательным наличием сюрпризных моментов, непродолжительными по времени (от 20 до 30минут).

При подготовке праздников и развлечений:

• Логопед, музыкальный руководитель и воспитатель совместно подбирают стихи, песни, инсценировки и другой речевой материал;

• Логопед первоначально отрабатывает тексты, добиваясь правильного звукопроизношения;

Воспитатель проводит словарную работу, закрепляет речевой материал в свободное время;

Музыкальный руководитель разучивает песни, танцы, хороводы.

Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, получен-ных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.

Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкальных занятий в позитивных изменениях в состоянии ребенка. Отмечается положительная динамика у всех детей : наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС  Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной.

Формы образовательной деятельности в ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей в условиях реализации ФГОС КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Формы образовательной деятельности в ДОУ по художественно - эстетическому развитию детей в условиях реализации.

Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС  Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения.

Доклад для выступления на Мпо «Умственное воспитание дошкольников с ОНР в условиях реализации ФГОС» На сегодняшний день все большую актуальность приобретают вопросы всестороннего развития детей, начиная с раннего возраста. В условиях дошкольного.

Физическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС Еще В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. Дошкольный возраст.

Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Тема: Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС. Цель: Повышение своего профессионального.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ Актуальность опыта работы. Теоретическое обоснование. Диапазон опыта Сенсорное развитие ребенка, по.

Психомоторное развитие у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС Психомоторное развитие у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС. 1. Общая моторика: Развитие общей моторики оказывает благотворное влияние.

«Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (ФГОС ДО) В ноябре 2013г. вышел Приказ об утверждении ФГОС ДО, который вступил в силу с 1 января 2014г. Стандарт был разработан на основе Конституции.

Партнерское взаимодействие с родителями детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС до Статья «Партнерское взаимодействие с родителями детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО» Крылова Ирина Андреевна воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 29 октября 2019 в 04:55
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Анна Горбунова (УИ 545048) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД