Евгения Кривошапкина
Консультация «Музыкальное развитие и воспитание детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребенка особенно зависит от его физического состояния и настроения.
По мнению ученых, психологические основы обучения закладываются с рождения. Уже в раннем детстве нужно создавать условия для успешного развития природных задатков ребенка.
Публикация «Консультация „Музыкальное развитие и воспитание детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Психологи отмечают значение потребности у детей раннего возраста в зрительных, слуховых, тактильных впечатлениях и движениях. Удовлетворение сенсомоторной потребности вызывает у ребенка интерес к окружающему миру. Двигательная активность способствует быстрому физическому и умственному развитию детей раннего возраста.
Особое место в развитии и воспитании детей раннего возраста занимает музыка, музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно учатся говорить правильно. Ранний возраст- это когда дети особенно чувствительны к музыке, как наиболее благоприятный, сенситивный период в развитии музыкальности детей, в развитии понимания «языка» музыки. Чем раньше начинать знакомить детей с разнообразной музыкой – классической, народной, созданной композиторами специально для детей, развивать у детей интерес и любовь к музыке, тем в дальнейшем будет намного проще и легче формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности. Именно в раннем возрасте созданы все благоприятные условия для «закладки прочного фундамента» дальнейшего успешного музыкального развития ребенка. Именно в раннем возрасте начинают формироваться основы общей музыкальности :
- эмоциональная отзывчивость на музыку различного характера;
- музыкально-сенсорные способности, на основе которых в дальнейшем формируются музыкальные способности, необходимые для овладения музыкальной деятельностью.
Виды детской музыкальной деятельности :
- слушание музыки;
- детская исполнительская деятельность (пение, музыкально - ритмичная деятельность, игра на детских музыкальных инструментах);
- детская музыкально-творческая деятельность.
Овладение ребенком всеми видами детской музыкальной деятельности, у ребенка развиваются его способности, нравственно-эмоциональная сфера, познавательные процессы и личностные новообразования, т. е. осуществляется полноценное развитие личности ребенка. Музыкальная деятельность и различные задания на развитие музыкально-сенсорных способностей осваиваются детьми раннего возраста на основе подражания. Дети привыкают выполнять задания по показу и по словесным указаниям педагога. Разучивает стихи и песни, доступные детям по содержанию, ярко контрастные по характеру, в них имеются повторяющиеся слова, что позволяет стимулировать у детей звукоподражание взрослому. Первоначальная предпосылка музыкально ритмичных движений, ощущение детьми элементарной ритмичности в действиях, связанных с музыкой. Устанавливаются простейшие связи музыки и движений. Прислушиваясь к звучанию различных музыкальных инструментов, дети учатся различать звуки по тембру и высоте (колокольчики, погремушки, бубен, барабан.) Развитию музыкальных способностей у детей раннего возраста способствует наличие в группе музыкального уголка. Музыкальные проявления у детей третьего года жизни связаны с развитием восприятия окружающего мира, эмоционально-двигательной сферой, развитием речи. Под плясовую мелодию ребенок показывает ручки, ножки, учится топать, начинает осваивать ходьбу под музыку, выполняет несложные упражнения с предметами. Игровые действия также еще несовершенны – ребенок закрывает лицо руками, считая, что его не видно, прячется под зонтик от дождя. Широкое применение на музыкальных занятиях находит игрушка. Педагог, включая песню, или читая стишок, предлагает детям поговорить, о ком или, о чем эта песня, стишок, показывает соответствующую игрушку, что помогает детям лучше запомнить произведение, вызывает эмоциональный отклик. Для активизации детей, пробуждения интереса к движению под музыку применяются разнообразные игровые приемы. Так, мишка, лошадка, или кукла смотрят, как двигаются дети, танцуют с ними, для них. Проведение праздников и развлечений, вызывает большой эмоциональный отклик у детей. Где они участвуют в танцах, подвижных играх, играх на музыкальных игрушках, выступают в роли сказочных персонажей.
При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песен. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится, приседает под звуки музыки.
У детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств, предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут воспроизвести несложную мелодию.
Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно действенного мышления к наглядно образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. Дети могут с помощью взрослого спеть маленькую песенку; они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать, двигаться, играть.
Дети раннего возраста стремятся к самостоятельности (третий год жизни, функция речи расширяется, она становится средством общения не только с взрослыми, но и с детьми.
Необходимо: поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение всеми доступными для него неречевыми и речевыми средствами, откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться. Выражая свои желания, чувства, мысли, поощрять интересы малыша к делам сверстников, желание делиться с ними впечатлениями, сопровождать речью игровые действия, отношение к происходящему.
Побуждать детей использовать слова для обозначения предметов, их действий и качеств. Обогащать словарь названиями животных и их детенышей, звуками природы (ветер завывает, листья шуршат, названиями музыкальных инструментов. В играх учить детей соотносить словесное обозначение действий с собственными движениями и действиями игрушек.
Упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков. Поддерживать самодеятельные игры со звуком в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий. Учить узнавать персонажи по звукоподражанию.
Приобщение детей к миру музыки является важным средством его полноценного развития, что в свою очередь благоприятно отразится не только на его способностях (музыкальных, интеллектуальных, творческих, но и поможет каждому ребенку стать в будущем гармоничной и счастливой личностью.
Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.
Музыка имеет особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний, отношений. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков, формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.
Музыка имеет особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний, отношений. «Музыка выражает всё то, для чего нет слов, но что просится из души, и что хочет быть высказано» — писал П. И. Чайковский. Гармоничность музыкального влияния на формирование личности детей, достигается тогда, когда используется все формы организации музыкальной деятельности.
Задачи музыкального развития.
В задачи музыкального развития детей раннего возраста включают :
1) Развитие музыкального восприятия. Сюда входят разделы: слушание музыки, классической музыки, народных песен, знакомство со звуками живой природы (дождь, ветер, гром, и т. д.)
2) Формирование музыкальной культуры и музыкально – эстетического вкуса.
Развитие музыкальных способностей, формирование чувства ритма, памяти, внимания.
Задача: сформировать способность к слуховому представлению. Эта способность проявляется в воспроизведении мелодии по слуху, вырабатывается музыкально – ритмическое чувство, т. е. способность активно двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и его воспроизводить.
воспитание музыкального и эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желание слушать и исполнять ее. Развитие интереса и любви к русско-народной музыки.
формирование интереса и любви к пению и подпеванию детских песенок.
формирование умения использовать полученные знания и навыки в игровой деятельности.
Для реализации поставленных задач необходимо помнить, что музыка в большей степени, чем любой другой вид искусства, доступна ребенку. Музыка положительно влияет на развитие нервной системы детей. Дети любят петь и подпевать, они любят слушать музыку и получать от этого удовольствие, ведь с помощью звука можно выразить разные эмоции: радость, грусть, тревогу, любовь. Музыка должна стать радостью повседневной жизни ребенка. Самой простой и естественной формой вхождения музыки в жизнь детей является пение взрослыми, которое включается в различные моменты деятельности детей, колыбельные перед сном, потешки, приговорки во время купания и игры для развлечений; протяжные и лирические песни во время ручного труда, хороводные на прогулке, календарные на праздниках.
Приведу примеры режимных моментов с привлечением в них музыки, не только инструментальной в записи, но и пение воспитателем вместе с детьми. Желательно почаще привлекать детей к пению помимо музыкальных занятий.
1. Утренняя зарядка. Во время проведения зарядки под музыку дети узнают музыкальные отрывки и делают определенные упражнения. Под марш у детей сразу улучшается осанка, они становятся собранными, четко выполняют все задания.
2. Занятия по рисованию, лепке, конструированию так же можно проводить с использованием музыки, можно включать спокойную тихую музыку, во время детской работы. Музыка настраивает на фантазию, успокаивает детей. Например, на занятиях по конструированию можно напеть песню «Паровоз», «Строим дом», «Самолет»
На занятиях по рисованию можно использовать песни «Осень», «Елочка», «Урожай собирай», «Песенка о весне», классическую музыку и т. д.
3. Наблюдения на прогулке.
Дети лучше усваивают то, что наблюдают, если сопоставляют это со знакомой им песней.
Например, наблюдение за птицами «Птичка», «Зима прошла»;
За погодой «Дует, дует ветер», «Дождик, дождик пуще…», «Солнышко лучистое» и т. д.
4. После сна, тоже можно включать спокойную тихую музыку, чтобы дети под нее спокойно просыпались, делали гимнастику и оделись.
В другие режимные моменты, одевание на прогулку, сюжетно-ролевые игры в группе, можно петь с детьми песни по их желанию. Можно предложить детям их любимые песни или музыку, для прослушивания в группе.
Все это благотворно влияет на психику детей и на их развитие в плане музыкального образа.
Музыкальное воспитание и приобщение к музыке.
Основные задачи музыкального воспитания детей раннего возраста :
1) создать благоприятную, радостную атмосферу, которая будет, побуждать детей к музыкальной активности, уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движения, игры и пляски, а также прививать интерес и любовь к музыке.
2) различать контрастные особенности ее звучания (громкое-тихое, высокие-низкие регистры, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память и слух.
Формирование активности в музыкальной деятельности это основная задача воспитания детей этого возраста. Музыкальное воспитание детей от 2-3 лет имеет свои особенности. В этом возрасте у детей проявляется большой интерес ко всему окружающему. Дети наблюдают за взрослыми, за игрой других детей, за всем, что происходит вокруг них, очень активны и подвижны, у них совершенствуются основные виды движения: ходьба, бег. Происходят большие изменения в развитии речи и в умственном развитии, увеличивается словарный запас. Речь становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими детьми. На третьем году жизни совершенствуется восприятие, в результате развивается произвольное внимание. Поэтому в музыкальном воспитании детей необходимо учитывать эти особенности психического и физического развития.
Задачи музыкальных занятий :
Музыкально — ритмические движения.
1. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
2. Развитие музыкального слуха.
3. Формирование основных движений (ходьба, бег, прыжки).
4. Знакомство с элементами плясовых движений.
5. Формирование умения соотносить движения с музыкой.
6. Развитие элементарных пространственных представлений.
Развитие чувства ритма
1. Научить детей слышать начало и окончание звучания музыки.
2. Ритмично маршировать и хлопать в ладоши.
Пальчиковые игры
1. Выполнять с детьми простые пальчиковые игры с текстом.
2. Развивать координацию движений пальцев, кисти руки
3. Учить соотносить движения с содержанием потешек, стихов.
Слушание музыки
1. Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку.
2. Развитие представлений об окружающем мире.
3. Расширение словарного запаса.
Подпевание
1. Расширение кругозора и словарного запаса.
2. Формирование активного подпевания.
3. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера.
4. Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен.
Пляски, игры
1. Формирование активности в играх, плясках.
2. Развитие чувства ритма.
3. Формирование элементарных плясовых навыков.
4. Формирование коммуникативных отношений.
5. Развитие координации движений.
Пение и слушание музыкальных произведений.
Приобщение детей раннего возраста к музыке, происходит постепенно:
Музыка должна быть интересна детям, достаточно
разнообразной по характеру, ладу, тембру, темпу, яркой художественной, запоминающейся;
Необходимо избегать громких звуков, резких динамических, темповых контрастов, жалобных интонаций незаконченных музыкальных фраз;
Подходит музыка, которая доставляет ему положительные эмоциональные переживания;
Музыка не должна быть фоном для самостоятельных игр детей. В лучшем случае дети ее просто перестанут замечать, а в худшем она вызовет переутомление, что отразится на их поведении.
Для развития и восприятия музыки лучше использовать небольшие законченные музыкальные фрагменты, народную музыку, песни в исполнении детского хора, короткие инструментальные пьесы. Музыкальные фрагменты на начальном этапе обучения могут состоять буквально из нескольких фраз, звучащих 20 - 30 секунд;
Чтобы дети могли сосредоточить свое внимание на музыке, нужно сказать: «Сейчас будет музыка! Красивая!» Музыка должна звучать негромко. Во время звучания музыкального фрагмента не стоит разговаривать с детьми, лучше общаться с ними только мимикой, взглядом, ритмичными движениями, выражая свое отношение к музыке. Дети раннего возраста, двигательно- активны. Они не в состоянии длительное время находится в не подвижности, сосредоточенности. Чтобы продлить время восприятия музыки, надо включать в игру движения, которые соответствуют характеру музыкального произведения. Это могут быть покачивания, движения рук и корпуса с предметами и без них. Слушать музыкальный фрагмент нужно до
тех пор, пока у детей сохраняется внимание, но не следует прерывать музыку, не дослушав до конца музыкальную фразу, даже если кто-то из детей отвлекся. После того как музыкальный фрагмент закончился, надо поделиться с детьми своими эмоциональными впечатлениями и, если дети не устали, можно продолжить слушание.
Таким образом, в игровой форме можно приобщить детей к музыкальной культуре, привить интерес и любовь к ней, развить эмоциональную отзывчивость на музыку, сформировать эмоционально положительное и дифференцированное отношение к разной музыке, что послужит основой для развития музыкального вкуса. Помимо слушания музыки и движений под нее в аудиозаписи, огромное значение, как для музыкального, так и для общего развития ребенка имеет слушание детских песен: таких как народные, лирические, плясовые, колыбельные, популярные детские песни и др. Развивая восприятие музыки у детей, мы способствуем формированию интереса и любви к ней. Музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости, развитию музыкальных способностей, а также внимания.
Пение.
Задачи: приобщение детей к пению. Основное средство музыкального воспитания. Развивает слух, память, внимание, мышление, укрепляет легкие и весь дыхательный аппарат.
1. Детей приучают прислушиваться к пению воспитателя и отвечать на него звуками своего голоса. Методика - воздействие певческой интонацией на эмоциональную сферу ребенка. При исполнении песни воспитатель смотрит на детей.
2. Затем учат ребенка подпевать отдельные звуки, окончания. Петь надо не громко. Избегать преувеличение артикуляции. Интонацией подчеркивается содержание песни, характер. Тексты песен должны быть простые и много повторений, тогда дети будут имеет возможность подпевать.
Прилетайте птички к нам, к нам, к нам.
Зернышек я птичкам дам, дам, дам.
Первое, что появиться, это подговаривание. Затем появляется звукоподражание: «ав-ав», «мяу» и др. Третий этап, это слоговое пение «ля-ля», «баю-бай».
3. На третьем году жизни дети начинает припевать отдельные слова, а затем и небольшие предложения. Задача - развивать и укреплять певческие интонации. Учитывает объем словарного запаса. Многие слова незнакомы детям и не применяются в активном словаре.
Возможно изменения положения детей, поскольку объем внимание не велик, а утомляемость достаточно большая. При пении можно встать и походить по группе, если песня хороводного характера. Имитировать движения руками, что помогает запомнить и понять текст песенки, характер, выдержать ритм.
Не нужно замедлять темп песни, поскольку теряется связь между словами.
Методика разучивания песни:
1. Знакомство живое, или исполнение в записи. Предложить детям подпевать, повторяя за воспитателем глаза - в глаза, если внимание детей уже рассеялось на этом лучше завершить первый этап.
2. Повторное исполнение песни. Использование игрушки. Затем предлагается детям спеть повторяющие слова, или звукоподражания.
Роль и виды музыкальных игр и игрушек.
В качестве первых музыкальных инструментов для детей в возрасте около года, хорошо подходят звучащие шары. Любые шары с различным наполнителем. Для маленьких детей звучание таких шариков должно ярко различаться по тону и громкости звука.
Чтобы стучать, уже годовалому ребёнку подойдет небольшой барабан. Хорошо, если к барабану подобрать подходящие палочки - стучать не только ладошкой, но и разными предметами – веселый эксперимент, к тому, же полезный для развития моторики ребенка.
Не меньший интерес представляет для детей колокольчик или бубенчик. Мелодичный звон очень нравится деткам, тем более, если эта игрушка выглядит как веселый Петрушка.
С 2,5 лет к барабану можно присоединить бубен. Эта музыкальная игрушка хороша для развития внимания : два способа извлечения звука, сосредоточенные в одном инструменте, требуют от детей навыка быстрого переключения.
Кастаньеты и всевозможные «хлопушки» тренируют моторику кисти, а также позволяет использовать их в обычной сюжетной игре.
Порадует ребенка и свистулька или дудочка. Для детей раннего возраста особенно хороши ярко-раскрашенные народные игрушки, изображающие птичек, барашков, лошадей и пр.
Так же должен быть в арсенале ксилофон или металлофон. Эти игрушки открывают широкие возможности для музыкального экспериментирования и сюжетной игры.
Игры с музыкальными игрушками не только доставляют детям большую радость, но и очень полезны. Звучащие игрушки отражают действия детей, являясь для них своеобразным зеркалом, это способствует развитию самосознания. Кроме того, играя с такими игрушками, малыши учатся слушать и слышать, а еще соотносить собственные действия с их результатом, что способствует развитию моторной координации и общему физическому развитию.
Простое экспериментирование с музыкальными игрушками с малышами от 1,5 лет можно дополнять стишками, акцентирующими внимание детей на извлекаемых звуках. Что-нибудь, вроде бум-бум, барабан и динь-динь, колокольчик. Различение звуков, их повторение является важным элементом развития речи.
Хорошо играть в колокольчик или со звенящими шарами в группе детей от 2-х лет Игры можно организовать на полу, на матах, или на стульчиках, поставив их в кружок.
Детям, около трех лет, будут интересны задания по подбору пары. Можно использовать специальные наборы звучащих шаров или, например, пары бубенчиков разного размера.
Музыкальные игры :
Для детей раннего возраста очень важна эмоциональная сфера, поэтому лучшим видом деятельности для развития музыкальных способностей являются музыкальные игры, ведь для детей ничего не может быть интереснее, чем игра. Например: «весёлый бубен», «угадай что звучит», хороводные игры, «надень шляпу», «замри», «кошки- мышки», «чей колокольчик».
Игры на музыкальных инструментах. В каждой группе должен быть музыкальный уголок, в котором находятся: бубны, погремушки, металлофоны, детское пианино, аккордеон, неваляшка, губная гармошка, дудочки, молоточки-пищалки, бубенчики, маракасы. Все это детям необходимо для усвоения звучания разнообразных звуков, контрастных по тембру, динамике, высоте. Что воспитывает у детей слуховую сосредоточенность и развитие моторики рук.
Музыкально-ритмические движения.
Разнообразные движения по одному, с воспитателем, в парах. Что способствует запоминанию, детьми определённых движений, связанных с музыкой и ярким, положительным эмоциями.
Песенки- инсценировки
Как и пальчиковые игры, они развивают моторику. Как мелкую, так и общую. Кроме того, они способствуют развитию внимания детей, помогают активизировать речь ребенка, развивают память и воображение.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками.
Игра поднимает настроение, делает жизнь детей полной, удовлетворяет их потребность в активной деятельности.
Игра в соединении с музыкой – поистине золотое соединение, дающее огромные возможности для раннего музыкального развития и обучения детей.
Активизирование музыкальной деятельности детей :
1) в слушании музыки : побуждать показывать свое эмоциональное отношение к музыкальному образу и характеру музыки, используя возгласы, мимику, жесты, реагировать на содержание музыки соответствующими движениями;
2) в пении: приветствовать элементарное проявление певческой деятельности (подпевание отдельных слогов, звукоподражаний и простых слов);
В танцевальной деятельности: вызывать желание выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом пляски (хлопать в ладоши, делать «фонарики», топать ногой, двумя ногами, покачиваться с ноги на ногу); участвовать в пляске по одному, в паре со взрослым, или сверстником;
В игровой деятельности заинтересовать простыми игровыми приемами. Содействовать элементарным музыкально – творческим проявлениям
Игры, развивающие восприятие музыки. С помощью классических и народных музыкальных произведений помогут вызвать у ребенка интерес к музыке, сформировать эмоционально – положительное отношение к ней.