Ксения Космовская
Музыкальное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством музыкально — дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах выразительности (темп, динамика и т. п., различать музыкальные произведения по жанру, характеру. C введением федерального государственного образовательного стандарта, в образовательном процессе ДОУ реализуется принцип интеграции. В музыкальной деятельности педагога с детьми, сведения о музыке должны даваться детям в интересной, познавательной форме, используя развивающие средства. Одним из таких универсальных средств музыкального развития являются музыкально-дидактические игры, который позволяют в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать основы музыкальной грамоты.
Публикация «Музыкальное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством музыкально — дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Музыкально- дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческие способности, помогают познакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, формы музыкального произведения, а также являются хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей, открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Задачами взрослых в приобщении детей к музыке являются :
- помочь детям освоить особенности музыкального языка;
- пробудить интерес к музыке, потребность постоянного общения с ней;
- развивать творческую активность ребёнка;
- распахнуть двери в чудесный мир музыки.
В этой работе огромную роль играют музыкально – дидактические игры, которые помогают ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки.
Слово способно настроить детей на нужную «эмоциональную волну». Вот почему я стараюсь к каждой игре сочинить стихотворное сопровождение, которое пробуждает «всплеск» эмоций и фантазии у детей.
Музыкально – дидактические игры должны быть красочны, доступны и просты, вызывать интерес у детей и желание играть.
Музыкальные игры для дошкольников.
Игра «Композитор».
Одной из интереснейших игр, является игра в «Композитора». Предложите малышу сочинить недлинную мелодию или песню:
1. Птички (ребенок поет и чирикает в высоком регистре)
2. Гуляющего медведя («басом», медленно и тяжело)
3. Прыгающего зайчика (мелодия «скачет»)
Игра «Определи инструмент»
Цель: развитие тембрового слуха.
Игровой материал: металлофон, колокольчики, ложки, палочки…
Ход игры: Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребёнок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку.
Если ребёнок ошибся, то он сам слушает задание.
«Музыкальные загадки»
Цель: развитие тембрового слуха.
Игровой материал: металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.
Ход игры: Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребёнок – ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок, на каком – либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее количество фишек.
«Громко, тихо запоём»
Цель: развитие диатонического слуха.
Игровой материал: любая игрушка
Ход игры: Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку. Игру можно провести как развлечение.
Игра «Кукла танцует и отдыхает».
Цель: выявить умение детей различать музыку по темпу (быстрая или медленная, динамикой (громкая или тихая).
Оборудование: кукла — игрушка.
Музыкальный материал : «Колыбельная», муз. Я. Степного; «Гопак», муз. Я. Степного.
Методика проведения игры. Детям раздают игрушки — куклы. Звучит музыка. Если она тихая, медленная, спокойная, ласковая — дети колышут куклу, а если быстрая, громкая, веселая, бодрая — дети танцуют с ней.