Марина Конорова
Консультация для воспитателей «Музыкальное и эстетическое воспитание личности»
▼ Скачать + Заказать документы
МУЗЫКАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ.
Сущность эстетического и музыкального воспитания.
Эстетическое воспитание является органической частью формирования всесторонне развитой личности. Приобщение детей к красоте духовно обогащает их, способствует стремлению ребенка создавать прекрасное в игровой и других видах деятельности. Понятие прекрасное тесно связано с понятием эстетический идеал. Оба эти понятия характеризуют явления окружающей действительности и искусства, обладающие высшей эстетической ценностью.
Публикация «Консультация для воспитателей „Музыкальное и эстетическое воспитание личности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Музыкальное воспитание осуществляется под влиянием действительности и искусства. Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения, утренники.
Методы и музыкально-дидактические принципы воспитания и обучения.
Методы музыкального воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества музыкальной художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Занятие, как форма организации обучения и воспитания : индивидуальная, групповая, коллективная. Типы занятий: комбинированные; изложение нового материала; закрепление изученного материала; проверка и оценка полученных знаний, умений, навыков; занятия музыкальной игры; занятия-конкурсы; открытые музыкальные занятия.
По тому, как дети получают эстетическую информацию, методы и приёмы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные, к ним предъявляются определённые требования. Метод – способ деятельности, направленный на достижение определенных целей. Меняются методы и в зависимости от формы организации деятельности. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются.
Метод показа.
Он предполагает, что прежде чем приступить к разучиванию новой попевки, я демонстрирую детям его своим точным показом. Этот метод играет большую роль в работе над вокалом. Он необходим и потому, что в моем показе выглядит в законченном виде, и дети сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение.
Словесный метод.
Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи очень тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, вокалом оказывается тем самым мостиком, который крепко связывает движение, вокал и музыку. Словесные объяснения должны быть кратки, точны, образны и конкретны.
Музыкальное сопровождение как методический прием.
Умелый подход к отбору музыкального материала для игр, этюдов, танцев, песен с первых уроков исключает формальный подход детей к музыке лишь только как к оформлению музыкального занятия. Ибо правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем появляются в пение.
Импровизационный метод.
Развивая творческие способности дошкольников, целесообразно подводить их к импровизации. Для этого я детям предлагаю этюды, игры, песни и упражнения с элементами импровизации. Импровизируя, дети двигаются свободнее, непринужденнее, так, как им подсказывает музыка.
И только путем различных упражнений, игр, я, как педагог могу помочь детям постепенно раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. Не следует мешать детям свободно импровизировать, педагог должен тактично направить внимание детей на подлинный характер музыки, бережно направить ребенка на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.
Метод иллюстративной наглядности.
Полноценная творческая деятельность не может протекать без рассказов о певческой культуре прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Конечно, это не должно быть пассивное созерцание ребенком предложенного для просмотра материала.
Игровой метод.
В процессе игровых, театрализованных действий у детей формируется волевые качества, приобретается опыт поведения и ориентировки, вырабатывается характер и совершенствуется разнообразные двигательные навыки.
Игра всегда вызывает у детей весёлое настроение, интерес со стороны детей не снижается, даже если по ходу игры я вношу те или иные изменения, усложняя или облегчая задание.
Концентрический метод.
Данный метод заключается в том, что я по мере усвоения определенных движений танцевальных композиций, вновь возвращаюсь к ним, но уже используя все более сложные упражнения и задания.
Принцип доступности и индивидуализации.
Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка, и в связи с этим – определение посильных для него заданий. Доступность не предполагает отсутствие трудностей, а наоборот, возможности их успешного преодоления путем физических и психических усилий ребенка.
Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий.
Принцип постепенного повышения требований.
Основные условия этого принципа заключаются в постановке перед ребёнком и выполнения им все более трудных новых заданий; в постепенном увеличении объёма и интенсивных нагрузок. Обязательным условием также являются последовательность, регулярность, чередование нагрузок с отдыхом.
Принцип систематичности.
Систематичность заключается в непрерывности и регулярности. Ребенок должен знать, что каждое занятие обязательно, что пропускать можно только из-за болезни или если в семье какое-то непредвиденное событие
Принцип сознательности и активности.
В процессе обучения очень важно опираться на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности. Самостоятельная активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию.
Принцип повторения материала.
Вокальные занятия требуют повторения вырабатываемых певческих навыков. Для эффективности повторения необходима такая система, при которой усвоенное сочетается с новым, то есть когда процесс повторения имеет характер вариативности. Изменение упражнения, разнообразие методов и приемов их выполнения вызывает у детей внимание, интерес, положительные эмоции.
Принцип наглядности.
При разучивании новых попевок принцип наглядности осуществляется путем безукоризненного практического показа педагогом.
Все рассмотренные принципы по своему содержанию взаимопроникающие и частично совпадают. Все они отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося по существу единым, а лишь условно рассматриваются в отдельности.
Литература.
1. Эстетическое воспитание в детском саду. Под редакцией Н. А. Ветлугиной, В. А. Езикеевой. М. : Издательство. Просвещение 1964.
2.«Эстетическоее воспитание школьников». Редакторы: Бурова А. И., Лихачёва Л. К., М., Педагогика 1974