Зульфия Алукаева
Консультация для воспитателей «Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Идеи эстетического воспитания зародились ещё в глубокой древности. Термин "эстетика" происходит от греческого"aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н. Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач. Трудно представить себе эстетическое воспитание без привлечения в помощники природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель, а также источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего. Она помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа во все времена и эпохи оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С. В. Рахманинова, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И. И. Левитан, И. И. Шишкин, И. Грабарь, М. Сарьян, С. Герасимов и другие. Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа - источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее.
В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а также расширению умственного кругозора. Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед нами воспитателями. Ведь наблюдательность – это драгоценное свойство человека, благодаря которому он способен ориентироваться в окружающем мире, воспринимать богатые краски мира природы, правильно строить свои отношения с людьми. Наблюдательный человек больше увидит, а значит, больше познает. Поэтому наблюдениям, экскурсиям нужно отводить больше внимания. На прогулках наблюдать за сезонными изменениями в жизни растений и животных. Во время наблюдений важно не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Также нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу. После прогулки необходимо в календаре погоды отметить состояние погоды, чтобы дети запомнили.
Чтобы закрепить впечатления во время наблюдений в природе, можно использовать художественное слово, народные пословицы, приметы, загадки, сказки.
Во всех группах есть цветы, за которыми мы с детьми ухаживаем, наблюдаем и радуемся их красоте. На участках растут деревья. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать, как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена.
Также нужно показать детям особенности поведения воробьев, галок, голубей, Научить описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, рассказать об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т. п. Повесить кормушки, и пусть дети подкармливают птиц зимой. Прекрасно, если они смогут узнать двух-трех птиц.
Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть» окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности» животных.
Также необходимо сочетать методы наблюдения с методом активных действий во время работы на опытном участке в летнее время и организовать эстетически оформленный огород на окне в зимний период, где вместе с детьми наблюдать за ростом растений и зарисовывать в дневнике наблюдений.
В настоящее время, когда с такой осторожностью поставлен вопрос об охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно знать подобающее место в системе эстетического воспитания. Главная задача в эстетическом развитии средствами природы – это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней». Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы. В. А. Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать». Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т. е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги. Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу». Т. К. в детском саду нельзя заводить аквариум и животных, нужно порекомендовать родителям дома завести животного, провести консультацию для родителей «Домашние животные для детей».
Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, ведь ещё В. Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Поэтому дидактическим играм экологического содержания необходимо уделять большое внимание, всю работу вести планомерно и постоянно. Дидактические игры экологического содержания лучше всего проводить во время прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых, при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников. Нужно стараться вызвать у детей интерес к играм, к содержанию, желание внимательно рассматривать, играть.
Уровень эстетического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области экологии. С этой целью можно проводить консультации, например, на темы «Экология и мы», «Роль игры в воспитании любви и бережного отношения к животным» «Зелёный мир на окне», «Как важно учить детей любить природу» и так далее.
Жить в зелёном мире этом хорошо зимой и летом,
Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей, скачет по ветвям куницей.
И прекрасна жизнь вокруг, человек природе – друг!
Список использованной литературы:
«Экологическое и эстетическое воспитание детей» / Под редакцией Л. П. Песко – М., 1984 г. /
«Система эстетического воспитания в детском саду» /Под редакцией Н. А. Ветлучиной – М., 1962г. /
«Познавательные сказки для детей 4-7 лет». Методическое пособие /Сост. Л. Н. Вахрушева. – М. :ТЦ Сфера, 2012г. / (Новый детский сад с любовью).
«Воспитание любви к природе у дошкольников : экологические праздники, викторины, занятия и игры/ Ю. А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2008г. /
Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М., 2005. – 235 с.
Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М., 2004. – 144 с.
Куликовская И. Э. Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира. – М., 2004. – 159 с.
Николаева С. В. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 2006. – 135 с.
Сосновская Е. Д. Методика ознакомления с природой. – М., 2005. – 208 с.