Наталия Черкасова
Музыкально-театральная деятельность с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-театральная деятельность с детьми дошкольного возраста
Искусство – это «будильник» для души. И чем больше в нём творческих граней, тем быстрее ребёнок увидит себя в них, выберет то, что ближе для него и потянется к тем векторам развития, в которых впоследствии сможет себя раскрыть, увидеть свой ресурс и потенциал.
Публикация «Музыкально-театральная деятельность с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Музыкальные занятия в развитии ребёнка-дошкольника являются одними из самых ключевых и значимых, ведь музыка интегрирует в себе разные виды деятельности, а значит – способствует разностороннему развитию детей. Танцы, песни, игры, слушание и, конечно, театральные постановки – это основные векторы музыкальной работы с воспитанниками. Каждый из этих видов деятельности уникален, важен и имеет ряд преимуществ. Однако в данной статье я хочу особое внимание уделить музыкально-театрализованной деятельности. Что же это такое и в чём её значимость?
Музыкально-театральная деятельность – это деятельность, специально организованная взрослыми для передачи культурного и социального опыта, накопленного обществом.
Любое творчество имеет своё начало, свой фундамент. Чтобы человек смог что-то сам создавать, он обязательно должен получить опыт предыдущих поколений – то самое ценное и лучшее, чего смогли достигнуть его предки. В связи с этим особенно важной является роль педагога-музыканта в работе с дошкольниками. Он должен иметь не только ценные знания о музыкально-театральном искусстве, но и умения взаимодействия с детьми разных возрастных групп, умения передавать эти знания в разных формах. Что же включает музыкально-театральная деятельность? Приведу в пример некоторые из форм, её составляющие.
1) Музыкальный сон. С этой формы деятельности удобно начинать занятие. Это прослушивание музыкальных фрагментов с закрытыми глазами. Лучше, если дети слушают музыку, лёжа на ковре свободном порядке. Дети могут помогать себе воспринимать музыку с помощью лёгких движений рук, ног и других частей тела. Можно заранее настроить детей на предстоящее прослушивание музыкального произведения, обозначив тему, например: «Ребята, представим сейчас раннее утро… вот-вот взойдёт солнце…». Либо не называть детям тему, но музыка должна быть тогда максимально доступной для творческого воображения дошкольников.
2) Вокализация. Эта форма энерго- и трудо- затратная. Мало, кто из детей без труда может сразу и быстро воспроизвести заданные мелодии и звуки. Вокализация предполагает постепенное и длительное развитие: знакомство с различными звуками, звукоподражание животным, работа над звуковысотностью, длительностями, динамикой, интонацией, артикуляцией и т. д. Не стоит с неподготовленными детьми переходить к разучиванию песен. Ребёнок должен сперва научиться просто владеть звуками, дифференцировать их, подражать им, после чего уже соединять их в небольшие фразы.
3)Игра на детских музыкальных инструментах. Основана также на подражании: это может быть озвучивание каких-либо действий (стук копыт, скрип, шаги, шуршание и т. д., а также инструментальное сопровождение танцев и песен. Однако педагогу не следует забывать, что, освоив элементы исполнительской деятельности, ребёнок должен в дальнейшем сам проявлять свои творческие навыки в импровизации.
4)Кинезитерапия. Эта форма музыкально-творческой деятельности очень многогранна, связана с движением. Сюда может быть включена ритмика, ритмопластика, элементы психодрамы, театральные этюды, танцы и т. д. Музыка без ритма невозможна. Ритм организует её, формирует, собирает, делает разнообразной. Педагог должен знать, что развитие у ребёнка чувства ритма – одна из основных его задач. С помощью освоения ритма дети лучше и чётче выполняют движения, учатся самостоятельно и осознанно замедлять либо ускорять свои действия, быстрее усваивают элементарные математические навыки, становятся более организованными. Психодрама больше направлена на психологическое и психофизическое развитие детей. Это действенный способ познания самих себя, а затем и управление своим телом, выражение чувств и эмоций через язык тела. Педагог должен быть компетентен в вопросах ведения психодрамы в группе детей дошкольного возраста, то-есть, должен иметь соответствующую подготовку.
5) Игра. Данная форма является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста. Дети должны познавать окружающий мир и человеческие взаимоотношения именно через игру. Она вызывает у детей особый интерес, способствует наиболее эффективному самораскрытию и самореализации. Кроме этого, игра имеет диагностическую функцию и может показать педагогу сильные и слабые стороны дошкольника. Сам театр без игры невозможен. Но не стоит думать, что в театральной игре, получив свои роли, дети сразу же начнут самовыражаться и раскрываться. Безусловно, необходима предварительная, хорошо организованная и систематизированная работа. Ребё нок сперва должен познакомиться со своим телом: лицом, руками, ногами, корпусом. Педагог может использовать в работе такие приёмы как пестование. Это старинные русские народные поговорки-присказки-стишки, сопровождающиеся прикасаниями к телу, лёгкими манипуляциями с определё нными частями тела: укачивание, поглаживание, лёгкие похлопывания и т. д. Полезно научить ребё нка управлять мимикой лица: глазами, ртом, например, попросить детей изобразить глазами радость, обиду, злость, удивление. Затем подобные эмоции можно потренироваться изображать ртом, губами. После освоения языка мимики лица можно перейти к работе рук, начиная с пальцев, кистей и т. д. Затем к ногам. Данные занятия будут особенно интересны детям, если части тела одушевлять, например: «Наши пальчики бежали, бежали и упали, поломались, лежат и плачут, друг друга утешают». Сперва можно работать над движениями тела, стоя на месте, затем с перемещением по территории.
Важным условием успешного освоения театрально-игровой деятельности является постепенное освоение своего тела, знакомство с ним в новом формате. Это помогает ребёнку лучше понимать границы своего тела, более свободно и правильно выражать себя в разных настроениях и образах.
Музыкально-театральная деятельность – самая интегративная творческая деятельность, то есть, включающая в себя различные формы: песни, стихи, танцы, слушание, игры, театральные этюды, вплоть до рисования. Она является благотворной и эффективной формой воспитания детей.
Цель музыкально-театральной деятельности – помочь детям лучше понять себя, раскрыть свой мир чувств и эмоций, установить гармоничные отношения с окружающим миром. Человек, который хорошо разбирается в чувствах – лучше понимает окружающих и способен помогать им, а также сам становится человечнее.
Музыкально-театральная деятельность имеет множество функций, например:
1)Коммуникативная – развитие навыков общения с социальным окружением;
2)Диагностическая – возможность увидеть в ребёнке его внутренние или семейные проблемы, степень открытости и доверия к миру, его творческий потенциал;
3)Терапевтическая – предоставление возможности ребёнку «проработать» или «проиграть» его трудности, травмы, страхи, настрой ребёнка на позитивный лад;
4)Коррекционная – работа над психофизическими неполадками ребёнка, восстановление утраченных или развитие слабосформированных функций психики, коррекция мелкой и крупной моторики, реабилитация и абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
5)Творческая – раскрытие творческого потенциала детей, возможность их самовыражения и саморазвития.
Музыкально-театральная деятельность способна помочь ребёнку сформировать его адекватную самооценку, развить коммуникативные навыки, позитивный жизненный настрой и положительную мотивацию к дальнейшему развитию творчеством. В своей профессиональной практике я не раз видела случаи, когда казалось бы, далеко не творческие дети во время музыкально-театральной деятельности буквально «раскрывались» на глазах как маленькие артисты. И если по началу они шли на репетиции с осторожностью, с зажатыми руками, ногами и каменной мимикой лица, то уже ближе к концерту они как будто «прогревались», постепенно давая свободу мышцам и эмоциям. Не могу не отметить, что после таких выступлений такие ребята становились в особом почёте у сверстников. «Ну ты даёшь! Классно выступил!» - слышала я фразы от других детей, обращённые к новоиспечённым маленьким артистам. Во время дальнейших выступлений такие ребята всегда выступали свободно, артистично и безо всяких зажимов. Работать с ними становилось сплошным удовольствием.
Музыкально-театральная деятельность имеет два направления. Одно из них я назову исповедью через творчество. В творчестве ребёнок должен раскрывать свои чувства и эмоции, желания и травмы. В процессе творческих занятий, имеющих диагностический либо терапевтический характер, не следует запрещать ребёнку выражать свои негативные эмоции. Пусть его герой поплачет, поругается, выразит всю боль, которая накопилась. Если ребёнок не проработает свои травмы в играх, он не сможет дальше самовыражаться в позитивном направлении. После выражения негативных эмоций таких детей следует обязательно эмоционально поддержать, пожалеть, выразить надежду на самое лучшее их будущее. Второе направление я назову созидательным – непосредственно творческим. К нему нельзя приступать, если не завершена работа в первом направлении. Деи должны быть и психологически и физически готовы к творческой работе. Здесь важен позитивный настрой, общее миролюбие, стремление с доброму и прекрасному.
Творчество - это свобода чувств, эмоций, движений, позитивных стремлений. Оно может жить лишь только в атмосфере дружбы, добра и доверия. Потому я бы рекомендовала педагогу расставлять стульчики для детей по кругу, как на психологических тренингах. Дети должны ощущать общее единство, безопасность, значимость каждого члена группы и общность с педагогом. Педагог-музыкант выступает на таких занятиях не как преподаватель, а как наставник, который аккуратно и миролюбиво вводит детей в этот огромный, сложный, но невероятно интересный и прекрасный мир искусства. Главными его правилами здесь являются: не навредить детям и дать старт для дальнейшего самостоятельного творческого самовыражения, то есть – понять себя и поверить в себя.