Татьяна Ворошнина
Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития творческой инициативы
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально – театрализованная деятельность как средство развития
творческой инициативы
Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
детей…
Б. М. Теплов
Публикация «Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития творческой инициативы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Музыкально – театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что ему интересно и получает огромное эмоциональное наслаждение.
Работа в нашем детском саду строится в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой в сочетании с парциальными программами.
На протяжении трех лет проводится работа по программе «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханевой, которая способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей.
Цель нашей работы - развивать творческие способности детей через музыкально-театрализованной деятельность. Были поставлены следующие задачи:
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам;
- последовательно знакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, музыкальные комедии);
- моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;
- приобщить родителей к совместной театральной деятельности.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем их жизнь интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх и представлениях, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Перед началом нашей деятельности была проведена предварительная работа.
Проведено анкетирование родителей по музыкально-театрализованной деятельности, в котором участвовали 17 человек. Проанализировав ответы, только у 10 % детей, родители устраивают дома театрализованные представления, играют вместе с детьми кукольные спектакли; у 15 % - редко; 18 % детей посещают с родителями театр; 60 % родителей хотели ли бы, чтобы ребёнок принимал активное участие в театрализованных представлениях в детском саду.
С родителями были проведены беседы о значимости театральной деятельности в жизни ребенка, консультации «Развитие детей в театрализованной деятельности», «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству», «Домашний театр», о влияние театра на развитие ребенка. Силами родителей пополнили кукольный театр новыми героями, уголок «Ряженья» новыми костюмами (юбки, платки, рубашки).
Среди разнообразных форм взаимодействия семьи и детского сада важное место занимает совместная художественная деятельность. Самой простой и доступной формой является проведение мастер-классов. Для развития взаимоотношений педагогов и родителей, родителей и детей, а также взаимоотношений между семьями воспитанников был проведен мастер-класс по изготовлению игрушек для настольного театра. Совместно с родителями оформили лэпбук «Театр».
Важным моментом в работе является организация предметно-развивающей среды. В группе создан уголок театрализованной деятельности. В нем собрано множество видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, конусный и другие. Иллюстрации к сказкам, детские рисунки, поделки, различные атрибуты (ленточки, шары, платочки, шапочки различных персонажей, маски, костюмы) периодически обновляются и дополняются. Также в группе есть уголок музыкальных инструментов, чтобы дети могли познакомиться с музыкальными инструментами и услышать, как они звучат. По желанию детей включаем диск с детскими песнями.
Начиная с второй младшей группы, большое значение уделяется уголку ряженья. Маленькие дети - замечательные актёры: стоит кому - то из них надеть хотя бы часть какого - то костюма, как он сразу же входит в образ. Большое внимание уделяется речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи. Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи.
Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Для родителей подготовлены инсценировки сказок «Под грибом», «Сорока ворона».
Традицией в работе стало посещения Шадринского драматического театра, цель которых приобщение детей к театру, воспитывать интерес и любовь к театру; вызвать у детей положительный отклик от просмотра спектакля. Репертуар сказок и детских спектаклей очень разнообразен, дети получают огромное удовольствие.
Для детей старшей группы была составлена программа театрального кружка
«Театральный калейдоскоп», которая разработана в соответствии с основной образовательной программой ДОУ, программой «Театрализованные занятия в детском саду», автор М. Д. Маханева. Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности. Один раз в неделю проводится продолжительностью 25 минут. Используются разнообразные формы работы с детьми – импровизация, инсценировки и драматизация, чтение воспитателя, беседы, просмотр видеофильмов, разучивание произведений устного народного творчества, настольные и подвижные игры.
Итогом нашей работы была постановка сказки «Стрекоза и муравей». Начали с выбора сказки. Хотелось, чтобы в сказке были заняты все дети. Обсуждали каждого героя, пытались разобраться в мотивах их поведения, переживаниях и чувствах, пересказывали вместе с детьми отдельные фрагменты сказки. Готовили декорации к спектаклю.
В процессе нашей работы по музыкально-театрализованной деятельности были получены следующие результаты:
- расширились и углубились знания детей об окружающем мире;
- расширился словарный запас детей, появились навыки выразительной и связной речи;
- дети стали более раскованными, появилось желание участвовать в играх – драматизациях, в театральных постановках;
- между детьми установились отношения сотрудничества, появилось чувство коллективизма;
-
привлечение родителей к созданию атрибутов, костюмов, декораций и участие родителей в тематических праздниках также сыграло положительную роль: взрослые и дети стали ощущать себя единым коллективом, увлечённым важным делом.
Литература:
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2 – е изд., перераб. - М. : Т Сфера, 2009 г.
2. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений / Маханева М. Д. - М. : Сфера, 2001.
3. Музыкальный театр в детском саду. Конспекты занятий. ФГТ в ДОУ. - Москва: УЦ "Перспектива", 2013