Наталья Касаткина
Музыкально-ритмические движения в работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-ритмические движения в работе с детьми с ОНР.
Музыкально-ритмические движения, являются важной частью музыкального воспитания детей. Поэтому в нашем детском саду дети занимаются музыкально-ритмическими движениями не только на музыкальных, но и на занятиях по ритмике и хореографии.
Движение лежит в основе жизни человека. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка.
Публикация «Музыкально-ритмические движения в работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Каждое движение совершается в определенном ритме. Понятие «ритм» имеет широкое распространение и применяется по отношению к речи (ритм прозы, стихотворной строки, к работе систем организма (дыхательной, сердечной, а также цикличности природных явлений.
У большинства дошкольников коррекционной группы отмечаются проблемы психомоторного развития. Двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации движений, скорости и ловкости их выполнения.
Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания здоровых динамических стереотипов.
В этом нам помогают музыкально-ритмические движения, которые развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания.
Дети с ОНР часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки, не говоря уже об их разновидностях (устремлённая или пружинящая ходьба, широкий или высокий бег, поскоки, прямой и боковой галопы и т. д.). Музыкально-ритмические упражнения дают возможность развиваться физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учат владеть своим телом ритмично под музыку, готовят к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.
Музыкально-ритмические движения - предполагают упражнения, игры с предметами, способствующие развитию координации движений, ориентировке в пространстве.
Основная направленность элементов ритмопластики на занятиях по ритмике, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного "музыкального" инструмента.
Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы, которые являются физиологической потребностью детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение.
Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей.
На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание подбору музыки для занятий по ритмопластике. Правильно подобранная музыка – успех образовательной деятельности. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.
Очень важно, по моему мнению, научить детей вслушиваться в музыкальный ритм, ориентироваться на сильную долю. Педагог должен постоянно напоминать об этом воспитанникам. Если этого не делать, дети, увлекаясь, забывают о ритмической стороне мелодии и выполняют движения хаотично.
Движения под музыку складываются из двух компонентов:
• музыкально-ритмических навыков (умения передавать движениями средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения);
• навыков выразительного движения (основных, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных).
Эти компоненты находятся в тесной взаимосвязи и овладение ими осуществляется посредством упражнений, игр, танцев, хороводов, импровизаций, которые способствуют развитию координации движений, ориентировке в пространстве, мелкой и крупной моторики.
Ритмические упражнения с предметом
Особенно полезны для детей с нарушением речи упражнения, танцы, игры с предметами, так как являются важным средством развития тонкой моторики рук и благотворно влияют на речевое развитие. Выполнение упражнений с предметами требует от детей большей концентрации внимания, что положительно сказывается на результате.
Парные танцы
Освоение танцевальных движений способствует музыкально-ритмическому развитию детей с ОНР, формирует у них способность легко и ритмично двигаться под музыку, развивает ориентир в пространстве и координацию движений. В практике работы с детьми-логопатами мы стараемся учитывать уровень сформированности двигательных навыков, уровень развития ритмических способностей, индивидуальные особенности детей.
Большое значение в музыкально-коррекционной работе имеет обязательное использование парных танцев и плясок, так как правильно подобранные, они развивают внимание, координацию, ориентировку в пространстве, чувство ритма, а также – механизм подстройки движений к музыке и движениям партнёра. При подборе музыкального репертуара следует учитывать, справится ли большинство детей с движениями. С теми, кто не справляется с заданиями, необходимо заниматься индивидуально. Музыка, выбранная для танца, должна иметь ярко выраженные характерные части, настраивающие детей на определённое движение. Желательно выбирать парные танцы с ритмическими заданиями (хлопки, притопы, приседания, прыжки, а также с заданиями на развитие ориентировки в пространстве. Большую помощь при разучивании парного танца может оказать подготовительная работа: наиболее трудные танцевальные фигуры разучиваются с детьми заранее.
Танцы с пением и хороводы
Музыкально-ритмические движения - одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры речи.
Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с ОНР, поскольку помогают им развивать вокально-двигательную координацию, упорядочивают темп и ритм движения. Дети должны выполнять танцевальные и хороводные движения изначально при поддержке воспитателя, что даёт наиболее максимальный коррекционный эффект. Хороводные танцы, как правило, кульминационная часть занятия. К этому времени уже все дети участвуют в действии, даже самые пассивные дети оживляются и вовлекаются в общий танец. Именно в это время ребёнок может начать делать то, что не получалось раньше, появляются новые звуки и слова, актуализируются уже отработанные. Большое значение для развития музыкально-ритмических способностей у детей с ОНР имеет, по моему убеждению, качественный подход к выбору музыкального репертуара. Он должен отвечать следующим требованиям:
• Соответствовать возрастным особенностям.
• Быть небольшим по объёму (протяжённостью 1,5-3 минуты).
• Темп исполнения должен быть умеренно-быстрый или умеренно-медленный.
• Обладать чёткой и ясной ритмической структурой.
• Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям.
Музыкальные игры
Игра, относящаяся к музыкально-ритмическим движениям, является основным видом деятельности дошкольников с ОНР. Музыкальные игры имеют большое значение в ритмическом развитии детей. В них содержание и характер движения определяются музыкой. Известно, что игры, даря радость и возможность детям проявлять свои эмоции, развивают у них чувство ритма, познавательный интерес, вокально-двигательную координацию, ловкость, тем самым способствуют решению многих коррекционных задач.
Не секрет, что дети любят двигаться под музыку, но спонтанный танец – это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это, скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под определённую музыку. Ещё сложнее танцевать группой, когда необходимо не просто выполнить движение, но и выполнить их синхронно. При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребёнка: запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация движений, способность слушать музыку и повторять под неё движения (т. е. чувство ритма, способность выразиться творчески. Все эти умения помогают формировать умственные способности ребёнка, т. е. помогают развивать интеллект. Даже если ребёнок не станет профессиональным танцором, он может состояться, как всесторонне развитая личность
Таким образом, танцевальное движение - это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
В заключение можно сделать вывод, что использование логоритмики, позволило добиться устойчивого внимания дошкольников на протяжении всего занятия, повысить результативность в усвоении практического речевого и музыкального материала, а также выработать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.