Лиана Панова
Музыкально-ритмическая деятельность, как составляющая процесса музыкального воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Панова Лиана Станиславовна
ДОУ № 6 «Росинка»
Нужно любить то, что делаешь
И идти вперед шаг за шагом!
Вопросы формирования личности являются одними из важных в контексте личностно ориентированного образования. Особое внимание этот вопрос приобрел в контексте модернизированной системы дошкольного образования, одной из главных задач которой является формирование детского творчества, умение не только репродуцировать, но и создавать и реализовывать собственные замыслы. К тому же дошкольный возраст является сензитивным в формировании творческих принципов личности.
Публикация «Музыкально-ритмическая деятельность, как составляющая процесса музыкального воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
ФГОСТ ДО одной из содержательных линий жизнедеятельности детей признает музыкальное искусство, которое должно быть направлено на формирование творческого портрета будущей личности. Музыкальная деятельность, как эмоционально насыщенный, интересный и доступный дошкольнику процесс, имеет наиболее продуктивное значение для развития творчества. При этом музыкально-ритмическая деятельность, как составляющая процесса музыкального воспитания, по моему мнению, имеет приоритетное значение в творческом развитии дошкольника. Подтверждением этого являются работы известных педагогов и музыковедов Е. Жак-Далькроз, Н. Ветлугина, А. Кенеман, М. Палавандишвили, Н. Александровой. Практико-теоретический подход таких педагогов как В. Верховинець, Коваль, А. Фомин, А. Шевчук подтверждает значимость музыкально-ритмической деятельности в раскрытии творческого потенциала ребенка.
На выполнение вариативной составляющей ФГОСТа ДО занятия по хореографии получили широкое распространение в работе с дошкольниками. Однако вопросы организации хореографической работы в дошкольном учреждении исследованы недостаточно. Учеными рассматривались лишь отдельные ее аспекты: выяснение особенности детского танцевального творчества (Р. Акбарова, С. Акишев, О. Горшкова); изучено влияние музыкально-хореографических традиций на музыкально-двигательное развитие старших дошкольников; исследования особенности полихудожественного подхода к усвоению детьми образной природы хореографии (Ю. Ушакова). Вопросы развития творческих способностей детей в процессе музыкально ритмичной деятельности в этих исследованиях рассматривались частично.
Итак, актуальность данной задачи обусловлена необходимостью обосновать и внедрить систему работы по музыкально-ритмической деятельности в дошкольном учреждении в контексте творческого развития ребенка. Практическая значимость данной цели заключается в разработке системы и поэтапной реализации работы педагога по творческого развития дошкольника.
Принимая за основу методику А. Шевчук, А. Мартыненко разработала проект по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-ритмической деятельности».
Цель проекта: Развить творческие способности детей с помощью музыкально-ритмических движений.
Считаю, что достижение цели обеспечит выполнение следующих задач:
• способствовать овладению основными элементами танцевальной деятельности;
• развивать гибкость, пластичность, выразительность, точность движений; мышечную силу, выносливость, скоростно силовые и координационные способности;
• развивать музыкальный вкус и кругозор;
• формировать навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением;
• способствовать развитию продуктивного творчества;
• учить оценивать собственные импровизации, чутко относиться к творчеству сверстников;
• формировать устойчивый интерес к музыкально-подвижной творчества;
• обеспечить работу по музыкально-ритмической деятельности детей в едином пространстве: «семья - дошкольное учреждение - начальная школа»;
• создать материально-техническую и методическую базу для реализации проекта.
Условия реализации проекта:
1. Пополнение материальной базы дошкольного учебного заведения.
2. Налаживание отношений с внешними организациями.
3. Преемственность в работе дошкольного учреждения и начальной школы.
4. Совместная работа педагогов и родителей по развитию творчества в процессе музыкально-ритмической деятельности.
5. Мониторинг развития творческих способностей детей.
6. Систематическое и последовательное внедрение проекта в образовательно-воспитательный процесс.
7. Использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений, которые имеют эстетическую ценность.
8. Акцентирование внимания педагога на возможных проявлениях детского творчества, а не на техническом исполнении движений.
9. Постоянное самообразование и самосовершенствование по данной теме.
Субъектом моей работы является РЕБЕНОК, педагогическое воздействие на которого осуществляют педагоги, родители, лица внешних организаций.
Проект реализуется поэтапно с учетом теоретического, практического и диагностического направления (подготовительный, основной -продуктивный, заключительный).
В работе с детьми придерживаюсь методических принципов, которые обусловливают мой личностно-ориентированный подход к воспитанию и развитию детей :
Природосоответствия;
Соединение национального и общечеловеческого;
Комплексное решение задач музыкального воспитания;
Преемственности и систематичности;
Наглядности;
Вареативности и повторяемости.
Ориентируясь на исследования Н. Ветлугиной, А. Шевчук, выделила наиболее значимые виды музыкально-ритмической деятельности (музыкально-ритмические упражнения, игры, танцы, музыкально-дидактические игры).
Работу по музыкально-ритмической деятельности провожу два раза в неделю в рамках кружковой деятельности. В кружок принимаются дети, которые проявляют личные желания углубленно заниматься этим видом деятельности.
При этом организовываю детскую деятельности в форме различных занятий (развивающие, игровые, сюжетно-игровые, занятия-путешествия и т. д., презентационные формы (концерты, творческие отчеты, праздники, дни открытых дверей, творческие домашние задания.
Во время проведения занятий различного типа, придерживаюсь определенной структурной организации, индивидуальной для каждого вида занятий.
Мою методологию составляют как традиционные (метод показа, иллюстрированной наглядности, многократное повторение, концентричность) так и нетрадиционные методы (индивидуальная импровизация, контактная хореография, коллективная импровизация).
Интересен метод индивидуальной импровизации. Во время которого, учу ребенка овладению пространством зала, учу детей употреблять различные положения тела при выполнении элементарных танцевальных движений. В рамках этого метода предлагаю детям двигаться с определенным настроением, так чтобы не касаться друг друга, двигаться спиной, боком и тому подобное. Ведь только тогда малыш будет свободно импровизировать, творить, когда он почувствует себя хозяином зала, группы.
Не менее интересным является метод контактной хореографии.
Цель метода: овладение контактом с партнером, формирование доверия и понятие взаимозависимости
Во время которого, ребенок учится контактировать с партнером, формируется доверие к нему. Предлагаю детям двигаться по залу в свободном направлении, при этом крепко держаться за руки (плечом к плечу, пятка к пятке и т. п.) или стать спиной друг к другу и двигаться так, чтобы между спинами не было промежутка, или один ребенок идет вперед лицом, другой в это время массирует ей плечи; или один делает воротца, а другой пролезает, затем меняются местами и тому подобное.
Охотно дети выполняют задания коллективной импровизации, в состав которого входят такие игры как «Зеркало», «Диджей», «Дирижер», «Волшебная страна», «Королевство настроения»
На каждом занятии я провожу работу по обучению и закреплению технических навыков выполнения определенных танцевальных движений. Это деятельность не всегда интересна детям, так как основана на многократном повторении, подражании, прямом показе. В то же время она необходима для накопления ребенком определенных технических навыков, которые в будущем лягут в основу ее импровизации. При репетиционной работе не ставлю самоцель овладение навыками и умениями, поэтому предоставила традиционным приемам характер проблемности.
Например, каждый ребенок имеет возможность испытать себя в качестве «солиста», предлагая всей группе повторить под музыку его движения. Дети по очереди показывают придуманные им движения, соответствующие характеру музыки, а все остальные усваивают их, повторяют. Каждый ребенок в такой ситуации становится более уверенным, активным, пытается предложить товарищам интересные движения, найденные им, выполнить их красиво. Накапливая подобным образом движения, дети имеют возможность их творчески применять, коллективно составлять танцы, импровизировать под музыку. Для того, чтобы дети лучше понимали эстетические критерии движений, в содержание задач включаю игровые элементы («Покажите уши у большого слона, а теперь хобот»,«Ползем как уж»и т. п.). Для закрепления двигательных умений использую карточки с изображением сказочных героев (Незнайка, Буратино, Золушки и др.) Предлагаю детям придумать движения, которые мог бы исполнить указанный персонаж.
Итак, для того чтобы обучение носило развивающий, творческий характер, совмещаю практические приемы, основанные на подражании, с решением проблемных задач.
При подготовке и проведении занятий, широко использую средства ИКТ. осуществляю просмотр в записи выполненных упражнений и анализ ошибок; просмотр новых упражнений и техники их выполнения; совместно с воспитателями провожу анализ сайтов по хореографии для детей дошкольного возраста и адаптирую полученную информацию для занятий.
Диагностику музыкально-ритмической деятельности провожу 2 раза в год по методике Е. П. Костиной.
Мониторинг достижений по развитию творческих способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности подтверждает мою результативность и указывает на положительную динамику.
Дети стали гораздо более собранными, общительными, добрыми по отношению друг к другу. Педагоги и родители заметили, дети стали более активными, легко выполняют танцевальные композиции, фантазируют, придумывают элементарные танцевальные движения самостоятельно.
Мои воспитанники неоднократно занимали призовые места на городских конкурсах «Дивограй весенний» и «Солнечный круг». (Слайд №22, 23,24)
За последние 3 года, работая над этой темой, используя в своей работе инновационные технологии, получила, на мой взгляд, хорошие результаты. Работу по развитию творческих способностей дошкольника с помощью музыкально-ритмической деятельности считаю успешной, потому что, на занятиях, праздниках и в жизни дети получают чувство радости и с нетерпением ждут новых встреч. Главный критерий, в оценке результатов творческих способностей детей, для меня - это не только правильность выполнения поставленных задач, а возник ли у них интерес к этому занятию, стремится ли малыш к самостоятельной деятельности, к усовершенство-ванию своих поисков и начинаний. Лучшая награда за мою работу – светящиеся глаза и счастливы улыбки моих воспитанников, которые всегда ждут чуда, их быстрый, сообразительный ум, раскованность, неисчерпаемый интерес к музыке, движениям, умение включаться спонтанно в любую танцевальную импровизацию.
Список литературы
1. ФГОС дошкольного образования.
2. «Программа воспитания и обучения в детском саду» написана М. А. Васильевой в соавторстве с В. В. Гербовой и Т. С. Комаровой
3. Далькроз Эмиль Жак. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства. 6 лекций. Ж-л. "Театр и искусство". М. 1922г
4.. Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Логиновой и П. Г. Саморуковой. М. : Просвещение. 1988г.,
5. Искусство и дети: эстетическое воспитание за рубежом. / Сост. Шестаков. М. : Искусство. 1969г.
6. Букатина, Светлана Ивановна Теория и методика дошкольного образования Москва, 1998
7. Шафоростова О. В Развитие творческих способностей у малышей / Методическое пособие. – Челябинск: ЧИМ, 2006.