Наталья Норцова
Музыкально-ритмическая деятельность, как форма развития гармоничной личности ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из самых важных и необходимых способностей в развитии и жизнедеятельности человека – это возможность свободно двигаться и ориентироваться в пространстве. Большую роль в развитии успешной и творческой личности ребенка с дошкольного возраста играют музыкально-ритмические упражнения. Они являются универсальным средством развития у детей музыкального слуха, памяти, творческого воображения, более сконцентрированного внимания и выразительности движений. Необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме : ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, хороводах и научить согласовывать свои движения с музыкой.
Публикация «Музыкально-ритмическая деятельность, как форма развития гармоничной личности ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыка позволяет детям свободно ориентироваться в пространстве и выбирать движения для того или иного сюжета. Таким образом, получается определенная композиция, которая без помощи слов, только средствами выразительности движений и пластики помогает ребенку без слов рассказать сюжет исполняемой композиции. Музыкально-ритмические движения заставляют детей переживать различные эмоции, выражающиеся в музыке. А это, в свою очередь, оказывает влияние на выразительность и правильность исполнения сценического образа. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность и желание добиваться успеха в своих достижениях.
Эмоциональная отзывчивость малышей выражается, прежде всего, в непроизвольных движениях во время слушания музыки : улавливается концентрация внимания детей, изменяется мимика, непроизвольно двигаются руки, ноги, туловище. Старшие дети проявляют эмоциональную отзывчивость посредством произвольных движений в процессе игры. Например, в момент подвижных игр и эстафет (после окончания музыки) ребятам достаточно услышать первые музыкальные звуки, как они вновь организуются и становятся на места. На занятиях с приемами ритмических упражнений активизируется воспитывающий процесс, который способствует развитию многих сторон личности ребенка : музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.
Самыми актуальными и интересным для детского восприятия являются разучивание и проведение сюжетных игр, веселят и привлекают детское внимание игры-импровизации, в которых дети учатся импровизировать игровые образы. Эти формы работы должны проходить с музыкальным сопровождением.
Так как, ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание – восприятие. Слушая характер музыки, ребенок сможет научиться подбирать не только игровые образы, но и танцевальные движения, передавать свои эмоции, чувствовать уверенность в себе в процессе исполнения танца, этюда или в музыкально-дидактических играх. Успехи и достижения в области музыкально-ритмического воспитания, безусловно, зависят от общего физического развития ребенка, однако в большой мере этому способствует правильная организация и систематичность занятий.
Таким образом, чтобы способствовать развитию гармоничной личности ребенка в дошкольном возрасте, нужно не только учить детей красиво двигаться, но и уметь правильно выбрать очень красивую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Например: И. Штрауса, П. Мориа, Шуман, П. Чайковский, Петрова и т. д. Правильно подобранная музыка повышает качество исполнения движений, их выразительности, ритмичности, улучшает координацию. Помогает формировать у ребенка активное творческое восприятие музыки, способность получать настоящее эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение выразить ее содержание в движениях.
Музыкальные руководители
МДОУ «Детский сад №15 п. Разумное»
Н. Н. Норцова,
А. М. Пермякова