Васильева Екатерина
Образовательный проект для детей 4–5 лет «Музыкальные инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : тематический, групповой, комплексный.
Тип проекта : информационно-творческий
Участники: дети средней группы.
Возраст детей : 4-5 лет.
Средняя продолжительность проекта : октябрь-ноябрь-декабрь 2022г.
Продукт детской деятельности:
1. Выставка детских работ (рисунков и работы из пластилина).
2. Изготовление пригласительных билетов.
Публикация «Образовательный проект для детей 4–5 лет „Музыкальные инструменты“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные инструменты
- Музыкальные инструменты. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Средняя группа
- Темочки
Образовательные области : речевая, познавательная, художественно-эстетическая, социально-коммуникативная.
Актуальность темы.
Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Игры звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «хорошо или плохо» ты что-либо сделал. Игры звуками – это творчество-исследование.
Однако главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции.
Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник.
Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.
Нужно дать почувствовать малышу, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения. Маленькие дети, когда видят тот или иной инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, извлечь из него необычный звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен для всех детей. Главная задача наша, взрослых, - дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся. Ребенок должен почувствовать чудо музыки, её волшебное влияние на душу человека.
Постановка проблемы
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах и какофонии электронных звуков. Это создает атмосферу духовной бедности и художественной серости, и не способствует гармоничному и нравственному развитию.
Любопытно, что многие дети по окончанию музыкальной школы, потратив на неё семь – восемь лет жизни на обучение, в итоге бросают занятия музыкой и даже не подходят к своему музыкальному инструменту. Почему?
Потому, что в детстве их не научили играть играючи. Этот проект направлен на то, чтобы показать детям, что музыка – это не скучно, это целый удивительный и веселый мир.
Нужно дать почувствовать малышу, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения. Маленькие дети, когда видят тот или иной инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, извлечь из него необычный звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен для всех детей. Главная задача наша, взрослых, - дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся. Ребенок должен почувствовать чудо музыки, её волшебное влияние на душу человека.
Цель проекта
Развитие творческих способностей детей через ознакомление и овладения игры на музыкальных инструментах в партнёрском сотрудничестве взрослых и детей.
Задачи:
1. Развивать у детей желание знакомиться с историей создания музыкальных инструментов.
2. Развивать у детей музыкальный слух, память, желание слушать классическую музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов.
3. Формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира.
4. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
5. Развитие познавательных и творческих способностей.
6. Способствовать формированию умений и навыков выступления на сцене перед сверстниками и родителями.
7. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями и установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
Краткое описание проекта
Целью данного проекта является желание воспитать в детях живой интерес к миру музыки; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами.
В результате реализации проекта у детей будут сформированы представления о многих музыкальных инструментах, их звучании и происхождении. И как вершина творческого достижения – дети покажут музыкальный концерт для родителей, где продемонстрируют свои умения и навыки игры на музыкальных инструментах, а также исполнят песни дуэтом, трио и хором с элементами театрализации.
Всего в проект будут вовлечены 20 детей средней группы, их родители и воспитатель.
Предполагаемый результат
В результате реализации проекта :
1. Дети познакомятся с ударными, духовым и клавишным музыкальными инструментами.
2. Разовьется сфера чувств, эмоциональная отзывчивость на слушание музыки, готовность к творчеству.
3. Желание самим исполнять музыку на музыкальных инструментах, овладев умениями и навыками игры на некоторых из них.
План реализации проекта
Реализация данного проекта рассчитана на 6 месяцев и будет проходить в 3 этапа:
1 этап – подготовительный
На этапе создается информационная база, необходимая для реализации проекта. Подбор музыкального материала для слушания, пения и танца. Подбор стихов, загадок, мультфильмов о музыкальных инструментах, музыкально-дидактических игр.
2 этап – основной
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта :
Занятия, где дети знакомятся с ударными инструментами : барабаном, металлофоном; с дудочкой и пианино.
Разучивание песен с элементами театрализации.
Овладение умениями и навыками игры на барабане, металлофоне, дудочке и пианино. Репетиции.
Работа с родителями: педагог-родители, дети-родители – посещение музея музыкальных инструментов или музыкального театра.
3 этап – заключительный
Выставка детских рисунков и работ из пластилина.
Музыкальный концерт для родителей, где дети исполняют роли театральных работников, ведущего и артистов (самостоятельная деятельность детей с помощью взрослых).
Результаты по итогам реализации проекта у всех участников :
У воспитателей:
- повышение педагогической компетентности по вопросу обучения детей игры на музыкальных инструментах в свободное от занятий время;
- обогащение предметно - развивающей среды атрибутами, музыкально дидактическими играми, видеоматериалом;
У воспитанников:
- готовность детей к использованию в самостоятельной деятельности игру на музыкальных инструментах;
- сформируются представления о многих музыкальных инструментах их звучании, и происхождении;
У родителей:
- изменение отношений родителей к данной проблеме;
- удовлетворенность родителей знаниями и практическими умениями воспитанников в игре на музыкальных инструментах, в результате реализации проекта сформированных представлений о многих музыкальных инструментах их звучании, и происхождении
Взаимодействие с семьей
1. Беседа с родителями на тему «Влияние музыки на развитие ребенка».
2. Консультация для родителей на тему: «Музыкальное воспитание в семье».
3. Экскурсии в музей музыкальных инструментов и в музыкальный театр.
4. Приглашение родителей на музыкальный концерт.
Паспорта музыкальных инструментов
Музыкальный инструмент — обычно, предмет, с помощью которого музыканты исполняют или импровизируют музыку
Барабан — ударный музыкальный инструмент, мембранофон. Распространён у большинства народов. Состоит из полого цилиндрического деревянного (или металлического) корпуса-резонатора или рамы, на которые с одной или двух сторон натянуты мембраны. Относительная высота звука может регулироваться натяжением мембран. Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, руками, а иногда и трением
Металлофон — род музыкальных инструментов, основным элементом которых является ряд металлических пластин-клавиш, по которым для извлечения звука ударяют специальным молоточком.
Дудка — русский народный музыкальный духовой инструмент, состоящий из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок. Деревянная дудка может быть вырезана из ветки или сделана на токарном станке. На конце вырезается свисток или вставляется жалейка. В дудке выжигаются или сверлятся отверстия.
Пианино - музыкальный струнный ударно-клавишный инструмент. До изобретения инструмента существовали и другие ударно-клавишные струнные виды – клавесин и клавикорд. Объединяет их то, что все они состоят из корпуса и внутреннего ударно-струнного механизма. В элегантном корпусе инструмента прячется «начинка», отвечающая за звукоизвлечение. Конструкция фортепиано сложная. Но, благодаря ей, инструмент имеет богатые выразительные возможности и диапазон звучания целого оркестра. Звукоизвлечение происходит, когда пианист ударяет по клавишам. В это время деревянные молоточки, обтянутые войлоком, ударяют по струнам. В нижнем регистре «работает» одна струна, в среднем и верхнем молоточки ударяют сразу по двум или трем.
Игры:
Упражнение «Барабанщики» муз. Э. Парлова
Муз. дид. игра «Угадай какой музыкальный инструмент звучит»
Дыхат. гимн. «Я играю на трубе»
Упражнение «Поиграй на дудочке»
Музыкально-подвижная игра : задача ребят быть внимательными, узнавать знакомые музыкальные отрывки и в связи с ними менять движения. Звучат следующие муз. Отрывки:
1. «Ромашка белая» - дети двигаются по залу врассыпную
2. «Во кузнице» - дети имитируют игру на дудочке
3. «Божья коровка» дети летают врассыпную и «жужжат»
4. «Ромашка белая» - дети двигаются по залу врассыпную
5. «Во кузнице» - дети имитируют игру на дудочке
6. «Заинька» - свободная пляска
Слушание музыки :
«Походный марш» Кабалевского
Песня «Барабанщик» муз. Красева
«Марш» И. Дунаевского
Р. н. п. «Во кузнице», исполненная на дудочке
«Мы на луг ходили» муз. А Филиппенко,
«Полёт шмеля» Н. А. Римский-Корсаков (труба)
Пьесы из Альбома П. И. Чайковского «Времена года»
Песня «Антошка» В. Шаинского.
Музыка к песне «Голубой вагон» В. Шаинского.
«Музыкальная табакерка» А. Лядова
Р. н. п. «Во поле берёза стояла»
Пение:
Песня «Барабан» муз. Г. Левдокимова (с игрой на барабане)
Песня «Вот какие чудеса» муз. А. Филиппенко (с элементами театрализации)
Песня «Что такое новый год?» муз. Ю. Чичкова
Песня «Про лягушек и комара» муз. А. Филиппенко – (с элементами театрализации)
Мультфильмы
«Сказка о громком барабане»
«Марш» на муз. Э. Парлова
«Кто придёт на Новый Год?»
Презентации
Музыкальные инструменты – пианино
Музыкальные инструменты – дудочка
Музыкальные инструменты - барабан
Музыкальные инструменты – металлофон
Деятельность детей в процессе музыкального проекта «Музыкальные инструменты»