Наталья Одинцова
Музыкально-литературная гостиная «Осенняя пора» по произведениям П. И. Чайковского «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мероприятия – воспитание у детей чувства прекрасного.
Задачи:
• продолжить знакомство с произведениями из цикла «Времена года» П. И. Чайковского;
• показать взаимосвязь музыки и литературы;
• воспитывать любовь к русской классической музыке и поэзии;
• воспитывать у детей нравственные качества, формировать свойства духовно - развитой личности.
Публикация «Музыкально-литературная гостиная „Осенняя пора“ по произведениям П, И, Чайковского „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Осень. Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Осень. Материалы для воспитателей
- Чайковский П.И.
- Темочки
Описание: Конспект будет полезен как музыкальным руководителям ДОУ, так и воспитателям старших групп.
Используются следующие технические средства: ноутбук (мультимедийная презентация, аудио аппаратура.
Ход мероприятия.
Музыкальный руководитель :
Тихо-тихо сядем рядом –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой –
Это музыка торопит
И ведет нас за собой.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней!
Не спугнуть бы нам его.
Сегодня мы с вами открываем музыкально-литературную гостиную, тема которой звучит так – «Осеняя пора». Мы послушаем стихи разных авторов. А также продолжим знакомство с творчеством П. И. Чайковского, и его музыкальным альбомом под названием «Времена года».
В литературе об осени говорили поэты : Пушкин и Некрасов, Фет и Тютчев, и многие, многие другие.
И прежде чем вспоминать, какие образы осени создавали писатели и поэты, я загадаю вам простые загадки об осени.
Загадки
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
По полю рыщет,
Поёт да свищет,
Деревья ломает,
Пыль поднимает. (Ветер)
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это -. (Дождь)
Растут зеленеют,
Упадут пожелтеют,
Полежат почернеют. (Листья)
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто. (листопад)
В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошел - оставил их,
Средних, маленьких, больших. (Лужи)
Музыкальный руководитель :
Ребята, какие месяцы входят в осеннее время года? Какой сейчас месяц? (Ответы детей)
Знаете ли вы, как раньше назывался месяц ноябрь? Грудень.
От слова «груда»- мёрзлая земля. Издавна на Руси первый день ноября был проводами осени, встречей зимы. Про него и пословица сложена: «Ноябрь - Сентябрев внук, Октябрев сын, а зиме – родной батюшка!»
Ну, обо всем по порядку. И первый месяц осени называется… Сентярь. А скажите дети за что любят осень? (веет детей)
Осень любят за щедрость (богатый урожай на полях, в садах). Поэт Ф. Тютчев сказал об этом времени года :
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
А у Петра Ильича Чайковского музыкальное произведение сентябрь называется «Охота». Ведь первые дни осени приносят с собой возможность предаваться любимой забаве – охоте. И вступлением к этому произведению стало четверостишие А. С. Пушкина.
Словно вторя ему, Чайковский начинает пьесу с громких аккордов – зова охотничьих рожков. Быстрый темп в середине пьесы как бы изображает погоню лошадей, нетерпеливых всадников, наклонившихся в седле.
Страсть сентябрьской охоты разгорается от радости поймать добычу и заготовить на зиму припасы.
(ВИДЕО ФРАГМЕНТ П. И. Чайковский «СЕНТЯБРЬ. ОХОТА»
У композитора — звуки, у художника — краски, у поэта — слово. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года.
Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный — отзываются в душе тоской и печалью, а солнечный, теплый — рождают, светлую радость.
Сейчас послушаем, как композитор П. И. Чайковский с помощью музыки передает красоту месяца октября. В качестве вступления для поэтического описания октября Чайковский выбрал коротенькое двустишие А. Н. Толстого
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят. "
Слышится стук спелых яблок, падающих на крышу, грустный шелест листвы и печаль увядающей природы передают тихие аккорды, вот в середине пьесы легкие трели напоминают о теплых лучиках солнца. Трепетное чувство, охватывающее душу, дарит последнюю надежду на тепло, а затем природа вздыхает, темп замирает и затихает.
Итак Октябрь «Осенняя песнь». Послушайте и ответьте о чем рассказала нам музыка?
(ВИДЕО ФРАГМЕНТ П. И. Чайковский «Осенняя песнь»
(Ответ детей)
В пьесе главный элемент «мотив вздоха», передающий грусть, печаль увядающей природы. Легкие трели в середине пьесы напоминают о теплых солнечных лучах, частая смена регистров, в конце пьесы темп замирает и затихает. Характер произведения нежный, ласковый. Произведение имеет 3-х частную форму.
Музыкальный руководитель :осень, ребята, бывает разная. Ранняя или еще можно сказать, золотая. Подумайте и скажите, почему она так называется?
(ответы детей).
Педагог уточняет - это когда погода солнечная, листочки на деревьях окрашены в несколько цветов и оттенков здесь и ярко желтый цвет, оранжевый, бордовый. И все вместе они как будто превращают деревья в многоцветный, яркий костер.
Воспитатель: Поздняя осень - когда небо пасмурное, много льет дождь, слякоть. С деревьев облетели листья, стволы намокли, потемнели, трава пожухла, на земле холодные, черные лужи, часто дует холодный пронизывающий ветер.
Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру:
"Определите какую осень поэты описывают в стихах" - позднюю или раннюю:
Подарило солнце лесу свой подарок:
Побежал по кронам лучик не простой -
Лес преобразился, праздничен и ярок
Засверкал осенней, жаркой красотой.
Заплела березка косы золотые,
В желтых сарафанах липы встали в ряд,
Ивы в реку смотрят, солнцем залитые,
И бордовый клену так к лицу наряд. (ответы детей).
Дождь холодный поливает, лужи небо отражают,
Мокнет грустная земля, и овраги, и поля.
Плачут зябкие осинки и березки, и рябинки.
Гонит в небе облака, плещет серая река.
Птиц неслышно улетели.
Скоро заметут метели, зимний холод впереди:
А пока - дожди, дожди:
Какая осень описывается в этом стихотворении? С каким настроением вы слушали эти строки? (ответы детей).
Ребята, сегодня вы станете художниками. И изобразите на своих рисунках ту осень, которую вы услышали и увидели в музыке Петра Ильича Чайковского.
(дети присаживаются за столы и рисуют)
А теперь все вместе споем песню о прекрасном времени года - осень! (Падают падают листья)