Инна Кирьякова
Музыкально-коммуникативные игры в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально - коммуникативные игры
Развитие коммуникативных навыков в детском саду - беспрерывный процесс. Он продолжается и на музыкальных занятиях, где дети учатся передавать эмоции с помощью речевых и неречевых (мимика, жесты, поза, пантомима, танец, инструментальная импровизация) средств.
Публикация «Музыкально-коммуникативные игры в детском саду» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Работа музыкального руководителя
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Можно выделить несколько проблемных форм самовыражения, которые мешает течению образовательного процесса:
- агрессивное поведение: крикливость, драчливость, грубость – свидетельство эмоциональной напряжённости ребенка,
- обидчивость, выражающаяся в болезненных переживаниях, если не выбирали, проигнорировали,
- застенчивость, которая выражается в неуверенности, робости, тревожном состоянии, напряжении, страхе перед сверстниками,
- демонстративность, являющаяся устойчивой особенностью личности.
Эти негативные формы характеризуются невниманием к другим детям и неспособностью понимать чувства другого человека.
Коммуникативные игры направлены на формирование позитивного отношения друг к другу, на умение владеть своими чувствами, сопереживать другим, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать.
Коммуникативные игры предполагают следующие условия:
- учитывать индивидуальные особенности личности каждого ребенка,
- принятие любого выбора ребенка,
- желание педагога играть вместе с детьми,
- доброжелательное отношение к воспитанникам,
- умение педагога идти от потребностей ребенка,
- способность к импровизации, в зависимости от обстоятельств,
- поощрять инициативу детей, когда дети могут отказаться от запланированной деятельности и высказать другое предложение.
В коммуникативных играх исключается момент сравнения и соревнования, чтобы не спровоцировать у детей такие качества, как конкурентность или демонстративность. Детей не принуждают к игре, чтобы не вызвать негативных эмоциональных реакций. Важно, чтобы коммуникативная игра была вариативна. Текст игры не требует предварительного разучивания и запоминается в процессе многократного повторения.
Несколько примеров музыкальных коммуникативных игр для младших дошкольников
ИГРА «ТИХО-ГРОМКО»
Цель: Развитие динамического слуха, реакции, внимания.
Оборудование: Диск с музыкой. В усложненном варианте – колокольчики, палочки, погремушки…
Ход игры : Дети располагаются свободно по залу.
Музыка А (громкая) – Дети громко хлопают в ладоши и прыгают или выполняют пружиночку.
Музыка Б (тихая) – Дети приседают, хлопают в ладоши тихонько.
При варианте усложнения вместо хлопков можно использовать колокольчики, палочки или погремушки.
ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗОНТИК»
Цель: Установление контакта между детьми, создание раскрепощенной атмосферы и доверия.
Оборудование: Диск с музыкой, маленький зонтик.
Ход игры : Дети стоят в кругу. Под музыку начинают передавать друг другу зонтик. Тот ребенок, на ком закончится музыка, должен выполнить задание.
1. Прыгать с зонтиком;
2. Кружиться с зонтиком;
3. Приседать с зонтиком.
ИГРА «ФЛАЖОК»
Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Слова:
Дети встали в кружок, увидали флажок,
Кому дать, кому дать,
Кому флаг передать?
Выйди, Саша в кружок,
Возьми Саша флажок.
Всем ребятам помаши
И обратно положи.
Ход игры : дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. Воспитатель с детьми идет по кругу и произносит текс. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет на место. Затем игра продолжается.
ИГРА «ВЕСЕЛЫЙ БУБЕН»
Эта игра легче проходит с детьми средней группы, или в младшей группе во второй половине учебного года.
Дети передают бубен по кругу друг другу. У кого бубен оказался в конце песенки, тот встает или выходит с бубном на середину круга, играет на бубне, а все поддерживают и хлопают.
Слова:
Ты катись веселый бубен
Быстро, быстро по рукам,
У кого остановился,
Тот сейчас сыграет нам.
Игра учит взаимодействовать друг с другом, поддерживать выступающего ребенка и развивает выдержку.
Коммуникативная игра направлена на воспитание положительных черт личности: доброты, отзывчивости, смелости, доброжелательности, коммуникабельности. Игры можно использовать в любых режимных процессах, на любых занятиях, во время прогулки, досуговой, игровой деятельности, в группе и индивидуально.
В своей практике я часто использую коммуникативные игры в начале занятия, когда мы с детьми приветствуем друг друга и в конце.