Анжела Митюрёва
Музыкально-дидактические игры для слушания музыки
▼ Скачать + Заказать документы
«КТО ПОЁТ?»
Игра на определение регистра.
Игровой материал: три карточки из картона, на которых изображены мама, папа и маленький сынишка.
Цель: развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий).
Методика проведения: Дети слушают рассказ о музыкальной семье (при этом музыкальный руководитель показывает соответствующие картинки, в которой все любят музыку и песню, но поют разными голосами. Папа - низким, мама - средним, сынишка - тоненьким, высоким голосом. Дети прослушивают исполнение трех пьес, звучащие в разных регистрах и получают их разъяснения. Пьеса, звучащая в низком регистре называется “Рассказ папы” (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется “Колыбельная песня” (мама поет колыбельную своему сыну); пьеса, звучащая в высоком регистре, называется “Маленький марш” (мальчик, напевая, марширует под музыку). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную карточку и показывают ее, объясняя свой выбор. Задание выполняется всей группой детей, затем индивидуально, при этом “музыкальные загадки” исполняются в разной последовательности.
Публикация «Музыкально-дидактические игры для слушания музыки» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
«УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ!»
Игра на закрепление знаний о регистрах.
Ход игры. Взрослый говорит: “А можно ли узнать человека по голосу? Давайте закроем глаза и будем отгадывать, чей же это голос, кто говорит". Дети на слух определяют тембр голоса поющего: "Эту песенку свою я тебе, дружок спою. Ты глаза не открывай, кто я - ну-ка, угадай".
Да, оказывается можно узнать человека по голосу. А как поэт нам рассказал об этом в стихах?”.
Зачитываются стихи.
Выхожу я в коридор, а за дверью разговор.
Без труда могу я сам их узнать по голосам:
Слышу: мама говорит. Мамин - звонкий, серебристый;
Слышу: папа говорит. Папин - низкий и басистый.
Взрослый говорит: “А композитор сочинил целую музыкальную сценку. Теперь постарайтесь узнать в музыке голоса мамы и папы. Поднимите руку, когда услышите «мамин голос» и опустите на колени, когда зазвучит «папин голос”. Обратите внимание: в конце произведения звучат сразу два голоса - папин и мамин”.
Музыкальный репертуар. «Кто поет?» Г. Левкодимова; «Папа и мама разговаривают» И. Арсеев.
«ГРОМКО – ТИХО»
Игра на различение динамических оттенков.
Цель. Закреплять умение в различении динамических оттенков музыки : тихо (p, громко (f, не слишком громко (mf).
Описание дидактического пособия. Карточка, разделенная на три квадрата. Три маленьких карточки-квадрата одного цвета, но различных по насыщенности, (одна оранжевого цвета, другая - розового, третья - бардового, которые условно соответствуют определенному динамическому оттенку. Карточка оранжевого цвета соответствует тихому звучанию музыки; розового - более громкому звучанию и карточка бардового цвета - громкому звучанию музыки.
Методика проведения. Детям раздаются карточки, объясняется их назначение. Затем они слушают музыкальное произведение, где динамические оттенки изменяются последовательно: от негромкого (меццо форте) звучания первой части к тихому (пиано) второй и громкому (форте) - третьей. Пьеса исполняется дважды. Сначала дети слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.
Для повышения интереса и эмоциональной активности у детей проводится музыкально-дидактическая подвижная игра, инсценировка небольшой сказки, где дети, изображая разных героев, должны были различать слова «громко», «тихо», «чуть потише», «чуть погромче» и изображать это. Каждый раз героев играли дети с разным уровнем сформированности динамического слуха, и день ото дня можно было наблюдать что-то новое с элементами творчества детей.
«КОТ И МЫШИ»
Игра на различение динамических оттенков.
Цель: совершенствовать умение детей различать динамические оттенки, развивать творческую фантазию, умение выразительно передавать музыкально-игровой образ.
Ход игры : Взрослый читает стихотворение, сопровождая его музыкальными отрывками, исполняемыми в той динамике, которая озвучена стихотворением, дети выполняют действия, согласно тексту и динамике.
Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда он ходил. Громко настойчиво кушать просил.
Да чуть потише на печке храпел. Вот вам и все что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой, будто затеял с мышами он бой.
Громко крича, он их всех исцарапал воими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились: Ой, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут чуть погромче воскликнул кот «Брысь!» и врассыпную они понеслись.
Пока кот спал, происходило вот что:
Мыши тихо вышли из норки,Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом чуть потише смеялись над котом, они ему хвост завязили бантом.
Василий проснулся и громко чихнул; к стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались, до вечера громко над ним потешались.
Музыкальный репертуар. «Громкая и тихая музыка» Г. Левкодимова.
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА»
Игра на развитие творчества при восприятии музыки.
Игровой материал: листы бумаги, вырезанные в форме палитры, краски, кисточки.
Методика проведения: Дети подходят к столам, на которых заранее подготовлены краски, кисточки, листочки бумаги, вырезанные в форме палитры.
Дети слушают фрагменты музыкальных произведений и, рисуют на палитре кружок цветом, соответствующим, по их мнению, характеру музыкального произведения.
Примечание: с детьми старшей группы игра проводится во второй половине учебного года, когда детьми накоплен определённый опыт слушания, анализа и сопоставления разнохарактерных произведений. С детьми подготовительной группы игру можно провести в начале учебного года и второй раз в конце года, это позволит проверить эффективность проведённой работы.
Репертуар: Старшая группа – П. И. Чайковский «Детский альбом», произведения, рекомендованные программой для слушания; подготовительная группа – П. И. Чайковский «Времена года», произведения, рекомендованные программой для слушания. Изображение палитры
«ВОЛШЕБНЫЙ ВЕЕР»
Игра – моделирование на знание жанров музыки.
Игровой материал: Кукла, корзиночка, веера по количеству играющих детей, сложенные из цветной двусторонней бумаги.
Цель: развивать воображение и творчество, закрепить знание жанров музыки, формировать устойчивый интерес к различным видам и жанрам музыкального искусства.
Методика проведения:
Педагог показывает куклу с веером и корзиночку с веерами для детей.
- Кукла говорит: «Дружок, становись со мной в кружок!»
Значит нас, детвора, ждёт весёлая игра.
Дети становятся в круг.
- Есть у куклы Кати волшебный веер. Да не один, вот как много.
(Раздаёт детям веера, куклу сажает в центр круга).
- Он может превращаться в различные предметы. Подумайте, что ещё можно сделать из веера, как его можно сложить?
В этой игре нам поможет музыка. Дети знают, что музыка бывает разная. Какие вы знаете музыкальные жанры? Ответ детей.
Итак, если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш – сложим из веера прямую дорожку, если полька – веер превратится в юбочку, а если зазвучит песенка - веер станет гармошкой.
Проводится игра – моделирование «Волшебный веер»
Прямая дорожка – «Марш» «Юбочка» - «Полька»
Веер – «Вальс» Гармошка – «Песня»