Екатерина Белоглазова
Музыкально-дидактическая игра как средство музыкального развития. Итоговая творческая работа
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение…. 3
Глава I. Теоретические основы музыкального развития детей дошкольного возраста
1.1. Сущность понятия «музыкальное развития»…6
1.2. Особенности музыкального развития детей старшего дошкольного
возраста…. ….12
Темочки:
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Глава II. Возможности использования музыкально-дидактических игр для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста
2.1. Значение и классификация музыкально-дидактических игр….18
2.2. Деятельность воспитателя по использованию музыкально-дидактических игр для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста…25
Заключение….32
Список литературы…34
Введение
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования одной из основных образовательных областей является художественно–эстетическое развитие, в котором особое место отводится музыкальному искусству. С введением ФГОС дошкольного образования круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве значительно расширился. Эти задачи связаны с вхождением ребёнка в мир музыки, с развитием музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, с формированием ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам.
Дети старшего дошкольного возраста проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере. Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего дошкольнику представление о действительности, о ее закономерностях, возможно благодаря целенаправленной и систематической работе по музыкальному развитию
Исследованиями проблемы музыкального развития занимались Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, советский психолог Б. М. Теплов, Л. Н. Комисарова, А. В. Запорожец, Н. Г. Кононова и др.
Обучение пению, игре на детских музыкальных инструментах помогает ребенку вслушиваться и внимательно относиться к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям, связывая это с определенными пространственными представлениями: выше – ниже, длиннее – короче, тише – громче. В процессе музыкальной деятельности у дошкольников формируются различные музыкальные способности : мелодический слух, точное самостоятельное пение несложных песен, чувство движения, чувство ритма, динамики, музыкальная восприимчивость и музыкальная память.
Одним из важнейших средств музыкального развития дошкольников являются музыкально-дидактические игры, которые объединяют все виды музыкальной деятельности : пение, слушание, движение под музыку, игру на музыкальных инструментах.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных в образовательной музыкальной деятельности, формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух,
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается и в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Музыкально-дидактические игры помогают более успешно усваивать умения и навыки в различных видах исполнительской деятельности. Многообразные задачи, которые приходится решать детям старшего дошкольного возраста в музыкально-дидактических играх, требуют от них не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры и подчинять свои интересы интересам коллектива.
Такие игры нужно широко использовать в процессе музыкального воспитания, поскольку они являются важнейшем средством музыкального развития дошкольников. Это как раз и подтверждает актуальность рассматриваемой проблемы.
Все вышесказанное определило цель нашей работы : обосновать и доказать значимость музыкально-дидактических игр для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.
Реализация поставленной цели предполагала решение следующих задач: 1) определить сущность понятия музыкального развития;
2) раскрыть особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста;
3) рассмотреть классификацию музыкально-дидактических игр;
4) охарактеризовать особенности деятельности воспитателя по использованию музыкально-дидактических игр для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования в нашей работе является процесс музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: возможности музыкально-дидактических игр для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.
При написании работы нами использовались такие методы как: аналитический и сравнительный методы, метод изучения теоретических и методических источников, метод обобщения.
Теоретическая значимость работы заключается в обосновании значения и возможностей музыкально-дидактических игр в системе музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость работы состоит в применении теоретических знаний в дальнейшей практической деятельности, поскольку отсутствие музыкального образования воспитателей, а также специального оборудования и пособий не являются препятствием для организации музыкально-дидактических игр с дошкольниками в группе. Воспитатели и дети, проявляя творческое отношение к использованию этих игр, получат возможность придумывать новые музыкально-дидактические игры по аналогии со знакомыми на основе приобретённого опыта, используя при этом детские музыкальные инструменты, игровые пособия и игрушки.
I. Теоретические основы музыкального развития
детей старшего дошкольного возраста
1.1 Сущность понятия «музыкальное развитие»
Прежде, чем определить сущность такого понятия, как «музыкальное развитие», следует сначала рассмотреть понятие «развитие», которое представляет собой «процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему» [14, с. 558].
А что же тогда включает в себя такое понятие, как музыкальное развитие? Музыкальное развитие - это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности.
Где и каким образом осуществляется музыкальное развитие?
Музыкальное развитие происходит :
- в области эмоций – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным проявлениям;
- в области ощущения, восприятия и слуха – от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;
- в области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;
- в области исполнительской деятельности – от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально-ритмическом движении.
Исследованиями проблемы музыкального развития занимались педагоги Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, советский психолог Б. М. Теплов, Л. Н. Комисарова, А. В. Запорожец, Н. Г. Кононова и др.
Музыкальное развитие обусловливается процессом воспитания и обучения. Уровень музыкального развития определяется поведением детей на музыкальных занятиях, творческими проявлениями в самостоятельной деятельности. Если ребенок по своей инициативе охотно поет, танцует, музицирует и делает это выразительно и правильно, то можно говорить о достаточно высоком уровне музыкального развития.
Очень важно в процессе музыкального развития учитывать как возрастные особенности, так и индивидуальные особенности, интересы каждого ре6енка. Необходимо помнить об индивидуально-дифференцированном подходе, который помогает осуществлять контроль над индивидуальным развитием детей, отмечать те сдвиги, которые произошли в их развитии и воспитании.
В процессе коллективных занятий педагог предусматривает индивидуальные задания разной степени сложности, что делает их привлекательными для детей и не ущемляет интересов.
Дифференцированный подход также возможен, когда педагог предлагает разные задания небольшим подгруппам детей (по 3—4 человека, учитывая уровень их музыкального развития.
Индивидуально-дифференцированный подход необходим на всех возрастных этапах развития дошкольника, но чем моложе ребенок, тем больше он нуждается в таком подходе со стороны педагога.
Музыка занимает особое место не только в жизни взрослых, но и в жизни детей. Приобщая молодое поколение к музыкальной культуре, можно открыть для дошкольника мир, наполненный новыми ощущениями и радостными переживаниями, и при этом помочь ему развиться эстетически и эмоционально.
Для того, чтобы музыкальное развитие детей было успешным, необходимо с ранних лет воспитывать в ребенке любовь к музыке. Главными компонентами развития музыкальности являются слух и эмоциональная отзывчивость. Без этих музыкальных способностей становится невозможным приобщение ребенка дошкольного возраста к миру музыки. В свою очередь, это может пагубно отразиться на целостном воспитании личности.
Эмоциональное восприятие музыки считается одним из главных показателем музыкальности. Благодаря простейшим сенсорным способностям складывается база для развития чувства ритма и ладо- высотного слуха. Эти способности проявляются не только во время восприятия музыки, но и во время ее исполнения.
В настоящее время существует большое количество вопросов о том, какая взаимосвязь существует между музыкой и развитием детей. Музыка способна оказывать влияние на того, кто ее слушает, изменять его настроение, создавая образы за счет различных средств выразительности. Одни выражены ярко и динамично, другие заставляют задуматься. В любом случае только находясь в комплексном взаимодействии, они способны оказать влияние на слушателя.
Во время слушания музыки происходит не только формирование музыкальных способностей, но и эмоциональное развитие, так как, слушая музыку, дети учатся различать образы и сопереживать героям. Язык музыки невозможно выразить словами, она способна вызывать такие эмоции и чувства, которые не имеют словесных описаний.
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико.
Музыка, как любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.
Для чего же необходимо музыкальное развитие?
Уже очень давно доказано, что малыш начинает воспринимать музыку, находясь еще внутри утробы матери. При восприятии музыки вместе с будущей мамой происходит музыкальное и эмоциональное развитие, формирование его вкусов и предпочтений.
Основной период, в котором происходит формирование музыкальных способностей и приобщение к музыкальной культуре, — это дошкольный возраст. Расширение музыкально-эстетического сознания детей на этом этапе положительно скажется на последующем развитии личности.
Музыка оказывает влияние и на умственное развитие детей, дает большое количество информации о жизни композиторов. Разбирая содержание произведений, дети расширяют свой кругозор, в словаре появляются новые слова, при помощи которых дошкольник может передать настроение, выраженное в музыке. Расширение умственных способностей у детей дошкольного возраста происходит в результате того, что музыкальные произведения необходимо анализировать, сравнивать и сопоставлять друг с другом, запоминать и так далее.
В современной педагогике музыка представляется как средство, без которого невозможно эмоциональное развитие, которое необходимо для того, чтобы привить ребенку любовь к доброму и прекрасному.
Музыкальное воспитание дошкольников включает в себя такие виды деятельности, как: восприятие музыки, ее исполнение, проявление творчества, образовательная деятельность.
Каждый из этих видов имеет свои разновидности, которые могут существовать как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом. Формирование музыкальных способностей детей происходит под влиянием каждого из этих видов. Исключив какую-нибудь деятельность, можно нарушить целостное воспитание личности.
Эмоциональное восприятие музыки детьми старшего возраста происходит более осознанно. Они способны выделять не только главные образы, но и определять, при помощи каких средств они изображены композитором.
Исполнительская деятельность детей семи лет тоже отличается от исполнительской деятельности малышей. Они могут не просто петь или танцевать, а выполнять движения под собственное пение.
Более самостоятельны старшие дошкольники и в проявлении творчества. Дети могут не только выполнять готовые упражнения, но и придумывать свои элементы.
Невозможно развитие музыкальных способностей детей и без образовательной деятельности, которая существует в тесном союзе с другими видами.
Когда малышу исполняется три года, он уже обладает достаточным набором навыков, без которых невозможно развитие музыкальных способностей. Данному возрасту соответствуют некоторые особенности восприятия видов музыки. Дети трех лет довольно хорошо ориентируются в этой области, им известно, что музыку можно слушать, петь, под нее можно танцевать и играть.
Благодаря этим знаниям происходит не только развитие музыкальных способностей, но и эмоциональное обогащение. Взрослые могут ставить перед детьми задания, которые требуют точного выполнения.
Ведущую роль в формировании музыкальности по-прежнему занимает восприятие. Если детям дать послушать два контрастных произведения, например тихую колыбельную и бодрый марш, то реакция на них будет абсолютно разной.
В этом возрасте для детей свойственно интересоваться яркими моментами произведения, обычно это вступление или заключение, реже выразительная интонация мелодии. Во время прослушивания тренируется память, позволяя запоминать понравившийся момент и узнавать его при повторном прослушивании. Восприятие музыки может формироваться и при прослушивании небольших пьес с ярко выраженными образами: «Медведь», «Поезд», «Птичка», «Машина» и так далее.
Формирование слуха у детей осуществляется во время выполнения музыкально-дидактических заданий или игр, главная задача которых — развитие музыкальных и сенсорных способностей, которые напрямую связаны с восприятием таких свойств звука, как высота, тембр, сила и длительность.
Следующий этап в развитии музыкальности дошкольников — подражание голосу взрослого. У детей формируется голосовой аппарат, их речь становится более активной. Конечно, малыши не сразу могут выдавать целые куплеты и строчки, сначала они подхватывают за взрослым окончания фраз, потом отдельные слова, а потом уже могут легко петь вместе с взрослым. При повторении за взрослым слов у малыша происходит формирование фонематического слуха, нарушение которого может отразиться на дальнейшей успеваемости.
Чтобы малыш мог уловить ритм, необходимо медленно, нараспев проговаривать слова песни, к тому же это позволяет контролировать дыхание.
Музыкальная деятельность детей включает в себя такие разделы, как:
слушание, музыкально-ритмические упражнения, пение, музыкально-дидактические игры, подвижные музыкальные игры, игра на детских музыкальных инструментах, пляски.
Только при комплексном подходе возможно качественное музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Посещая музыкальные занятия в детском саду, дошкольник принимает участие в каждом из перечисленных видов деятельности.
По мере того как малыш растет и развивается, нагрузка и время проведения занятий увеличивается. В старшем дошкольном возрасте музыкальная деятельность состоит из таких же разделов, как и в младшем. Но они уже не такие простые и ставят перед детьми более сложные задачи.
Музыкальное развитие детей происходит в основном на занятиях. Задача педагога — подобрать репертуар с учетом возрастных особенностей детей. Кроме того, занятие можно выстроить на основе одной темы, объединив все виды музыкальной деятельности единым сюжетом.