Ирина Ковтун
Музыкально-дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Три состояния моря»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обогащать слуховые ощущения, расширить кругозор ребенка, познакомить детей с различными состояниями моря: шторм, штиль, прибой и музыкальным шумовым инструментом «Посох дождя». Учить детей различать характеры звучания «Посоха дождя», изображающего прибой, шторм, штиль, и сопоставлять с цветовыми оттенками. Развивать динамический слух детей.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, ноутбук.
Музыкальный шумовой инструмент «Посох дождя»
Игровой материал:
Комплект карточек две на каждого ребенка: карточка с изображением шторма, карточка с изображением прибоя;
Комплект карточек (три карточки) для каждого ребенка: карточка с изображением темно-синего колокольчика, голубого, бледно-голубого.
Мультимедийный материал:
Видео с изображением различных состояний моря.
Презентация, рассказывающая о шумовом инструменте «Посох дождя».
Занятие № 1.
Ход игры:
Музыкальный руководитель загадывает детям загадку о море, дети ее отгадывают.
Музыкальный руководитель: Посмотрите и послушайте звуки, которые издает море (Детям демонстрируется на экране видео с морским прибоем). Такое состояние моря, при котором происходит накат невысоких волн на берег и слышится негромкий шум, называется прибой.
Как бы вы изобразили голосом звук моря, прибоя (Дети пытаются голосом изобразить шум моря). А я попробую изобразить шум моря вот этим инструментом «Посох дождя» (Педагог изображает шум моря данным шумовым инструментом).
Муз. рук. : Удалось ли «Посоху дождя» изобразить шум прибоя?
Ответ детей: Да.
Муз. рук. : Этот древний шумовой инструмент, который считается шаманским, потому что с помощью него люди вызывали дождь во время длительной засухи.
Главное достоинство «Посоха Дождя» — это способность воспроизводить звуки идущего дождя, шума моря, водопада, и олицетворяет он водную стихию.
«Посох» представляет собой длинную флейту, оба конца которой плотно закрыты, а внутри располагаются небольшие перегородки, образующие спираль. Делали изначально из высушенного кактуса, а перегородки колючки кактуса.
(Педагог демонстрирует слайды на экране).
Позже традиционный кактус стали заменять стеблем борщевика и других полых растений, а в качестве перегородок использовались более доступные материалы: булавки или зубочистки. Внутри же он может быть заполнен наполнителем - крупой или бисером. Но растение борщевик небезопасное, мой «Посох дождя» сделан из более современного материала –пластика. Он абсолютно безопасен.
Этот инструмент стал популярен во всем мире. Он очаровал музыкантов своей мелодией дождя и сейчас активно используется во время исполнения спокойной и плавной музыки.
Но море не всегда бывает такое относительно спокойное, у него есть и другое состояние. (Педагог демонстрирует видео с изображением морского шторма).
Как называется такое состояние моря?
Ответ детей: Шторм.
Муз. рук. : Шторм – это природное явление, которое сопровождается сильным ветром, большими волнами, при этом море издает сильный шум. Послушайте, ребята, как «Посох дождя» может изобразить шторм (педагог изображает «Посохом дождя» звучание шторма). Обратите внимание, мне приходится очень интенсивно работать инструментом.
Педагог раздает каждому ребенку карточки с изображением шторма и прибоя, обращает внимание на цвет картинок (на картинке с изображением шторма преобладает темно-синий цвет, на картинке с изображением прибоя - голубой).
Муз. рук. : Ребята, постараемся с вами сопоставить звучание прибоя и шторма, используя карточный ответ.
Музыкальный руководитель за ширмой воспроизводит на инструменте «Посох дождя» различные состояния моря. Дети поднимают соответствующую карточку.
Занятие № 2.
Музыкальный руководитель показывает детям колокольчики темно-синего и голубого цвета.
Посмотрите, у меня в руках судовые колокольчики, они вам расскажут о состояниях моря. Вы знаете, что во время шторма кораблям нельзя выходить в море. Какого цвета колокольчик нас будет оповещать о шторме?
Ответ детей: Темно-синий.
А если на море прибой, то какого цвета колокольчик нам об этом расскажет.
Ответ детей: Голубой.
Муз. рук. :Ребята, у моря есть еще одно состояние, когда оно очень спокойное, называется оно штиль - это ровная гладь воды при полном безветрии, бывает даже всплеск волн почти не слышен, море звучит очень-очень тихо.
Музыкальный руководитель демонстрирует видео с изображением морского штиля. И изображает данное состояние моря инструментом «Посох дождя». Педагог обращает внимание детей, что «Посох» звучит очень тихо.
Муз. рук. :Я предлагаю вам показывать это состояние моря, используя бледно–голубой колокольчик.
А теперь я на шумовом инструменте «Посох дождя» буду изображать различные состояния моря (прибой, шторм, штиль, а вы поднимайте колокольчики соответствующего цвета.
Дети выполняют задание, поднимают колокольчики соответствующего цвета.
Закончить игру можно любимым танцем на морскую тематику.